Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
16.07.2007. БелГазета
Сергей Жбанов
Мечта о равных ценах на энергоносители и, следовательно, унифицированных условиях хозяйствования в союзном российско-белорусском государстве скоро сбудется. Теперь об этом можно судить с большей степенью определенности, ссылаясь на заявление зампреда правления «Газпрома» Александра Медведева о том, что с 2011г. российские потребители будут платить за газ столько же, сколько и зарубежные, за вычетом налогов и транспортных услуг.
Это не сенсация, поскольку свои планы выравнивания цен на энергоносители российское правительство связало с планами по вступлению в ВТО и давно оповестило об этом. Но очередное заявление представителя «Газпрома» вряд ли обрадует белорусских интеграторов. Они ведь хотели объединяться с Россией, используя конкурентные преимущества равных льготных цен, а не рыночных, доступных любому зарубежному приобретателю российского газа и нефти. И страны СНГ не исключение из этого правила. На них также распространяются рыночные условия, на основе которых Россия собирается строить будущие межгосударственные взаимоотношения.
Так или иначе, но любая идея равенства, в т.ч. касающаяся цен, на деле оборачивается тем, что одни клиенты оказываются равнее других, или, проще говоря, превращается в сплошное неравенство. Вот и на этот раз пресс-служба «Газпрома» сообщила газете «Новые Известия» о том, что заявление Александра Медведева перевели неточно: обычным российским гражданам повышение тарифов до уровня мировых не грозит даже к 2011г. - это затронет лишь промышленных потребителей. Однако и российским промпредприятиям не стоит пугаться намерений «Газпрома». Как известно, в ходе переговоров о вступлении в ВТО Россия не стала брать на себя обязательства, которые ограничат ее конкурентные преимущества при доступе к сырью и энергоносителям. Об этом напомнил глава департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максим Медведков на заседании круглого стола в Совете Федерации.
В отношениях с зарубежными потребителями Россия тоже не склонна связывать себя очень жесткими обязательствами. Ссылки на рыночные цены или некие справедливые формулы ценообразования - слишком удобный инструмент внешней политики, чтобы отказываться от него в обозримой перспективе. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить цены на российский газ для Беларуси и Украины. Во втором случае они выше на $30 за 1 тыс. куб. м (хотя расстояние практически одинаковое), а экспортную пошлину на газ Беларусь не платит. Эти преференции республика не потеряет вплоть до полного выкупа «Газпромом» 50% акций «Белтрансгаза» (до 2011г.). К тому же при поставке нефти российская экспортная пошлина для Украины почти в 3,4 раза выше, чем для Беларуси.
России выгодно медленно приучать Беларусь к рыночным ценам на энергоносители. Транзит энергоносителей в Европу надежно гарантирован, а остаточная сумма российских преференций ($5,3 млрд.) настолько велика, что позволяет не опасаться втягивания Беларуси в сферу европейского и американского влияния. Более того, ужесточение условий поставок российских энергоносителей только усилило экономическую зависимость Беларуси от РФ. За январь-май 2007г. удельный вес доллара США в общем объеме валютной выручки республики снизился до 56% - с 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда ничто не нарушало интеграционную благодать в «союзном государстве». Зато доля российского рубля выросла - с 29% до 32%. Удельный вес России в белорусском экспорте также подскочил (на 5%) и вновь стал преобладать над долей экспорта в ЕС.
Эти показатели иллюстрируют укрепление экономических взаимосвязей с Россией значительно лучше, чем рост объема взаимного товарооборота. И чем больше эта зависимость, тем больше у Москвы шансов добиться желанных экономических перемен в хозяйственном механизме Беларуси. Так было уже не раз, например со стабилизацией курса белорусской валюты, обеспеченной с помощью российского давления и денег, в то время как Евросоюз продолжал вести свои бесконечные разговоры о демократии и экономических реформах в республике, но так и не решился на какие-нибудь значимые действия, поскольку сам зависел и зависит от белорусского транзита на сотни миллионов долларов. ЕС и сегодня не в состоянии предпринять ничего существенного против действующего руководства республики, кроме финансовой помощи в пределах $15 млн. - во имя демократизации - и смешных экономических санкций на $30 млн.
Понимают это и в ЕС, пытающемся нащупать новые подходы к взаимоотношениям со странами, расположенными на его восточных границах. С этой целью реализуется международный проект под названием «Транснациональная сеть по вопросам евроизации и демократизации на восточной границе ЕС», в рамках которого исследуется взаимосвязь между степенью использования евро в белорусской экономике (евроизации) и процессами демократизации и модернизации Беларуси. Однако результаты этого исследования вряд ли обрадуют его инициаторов, поскольку за первые пять месяцев т.г. доля евро в общем объеме валютной выручки республики увеличилась с 10% до 11,2%. С такими темпами евроизации до полной демократизации Беларуси еще очень далеко.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |