Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Смотрины админресурса. Последние губернаторские рокировки позволяют судить о характере избирательной кампании НУНС

16.07.2007. Коммерсант-Украина

Алексей Вахлычко

Штаб избирательного мегаблока постепенно переселяется из старой штаб-квартиры на улице Спасской на Банковую — в резиденцию главы государства. Вскоре после того как руководитель президентского Секретариата Виктор Балога официально возглавил избирательную кампанию «Нашей Украины» — «Народной самообороны», была «за ненадобностью» расформирована команда, работавшая над проектом программы блока. Новые идеологи этой политической силы значительно больше внимания уделяют работе с губернаторами. По имеющейся в «ДС» информации, около полутора десятков избирательных штабов НУНС возглавят председатели обладминистраций. Похожая картина наблюдается и на районном уровне. Очевидно, многие чиновники, которые руководят штабами, с началом избирательной кампании уйдут в отпуск, но это будет простой формальностью. Как показывает опыт еще кучмовских времен, их они проводят не на теплых морях, а в своих кабинетах.

Губернаторская зачистка

Именно с выборами наблюдатели связывают произошедшие на прошлой неделе отставки двух губернаторов: Президент Виктор Ющенко принял прошение об увольнении главы Черниговской ОГА Николая Лаврика и Николаевской — Александра Садыкова. Как стало известно «ДС», Виктор Андреевич предлагал г-ну Лаврику остаться в должности, но одним из главных условий пролонгации губернаторских полномочий было обязательство возглавить областной штаб мегаблока. Николай Иванович отказался, и указ об увольнении был подписан. Схожая ситуация сложилась и в Николаеве: председатель ОГА Александр Садыков был уволен с занимаемой должности «в связи с переходом на другую работу». Впрочем, как свидетельствуют очевидцы, известие о «новой работе» для г-на Садыкова было такой же неожиданностью, как и указ об увольнении, о котором он узнал уже после его обнародования и был немало удивлен. Ведь ни для кого не секрет, что предложенная взамен невлиятельная должность заместителя секретаря Совбеза уже давно стала чем-то вроде «почетной ссылки». И хоть г-н Садыков по-прежнему остается главой избирательного штаба «НУ» в Николаевской области, похоже, что это ненадолго, поскольку с киевской пропиской руководить кампанией в южном регионе очень затруднительно.

Небезынтересны также личности новых руководителей областей, которые без согласования своих кандидатур с Кабмином пока работают в статусе исполняющих обязанности. В Чернигов Виктор Ющенко направил Владимира Хоменко — первого замруководителя Государственного управления делами (так называемой ДУСи). О нем в политических кругах почти ничего неизвестно, поэтому большинство наблюдателей сходятся на том, что эта кандидатура «чисто техническая». Чего не скажешь о новом старом губернаторе Николаевщины Алексее Гаркуше, который уже занимал эту должность перед выборами президента в 2004 г. Тогда Николаевская область запомнилась тем, что в отдельных ее районах около 30% избирателей голосовали «на дому», и все — за кандидата Виктора Януковича. Также г-н Гаркуша известен своими конфликтами с представителями СМИ и обширными бизнес-интересами в области зернотрейдерства. Сейчас Алексей Николаевич формально состоит в Народной партии Литвина, но его дочь на прошлых выборах баллотировалась в городской совет по списку «Нашей Украины». Судя по всему, на мегаблок будет работать и г-н Гаркуша. Приставка и. о. и в одном, и в другом случаях возникла из-за желания Виктора Андреевича избежать обязательной процедуры назначения губернаторов: согласно действующему законодательству Президент может назначить главу ОГА только после соответствующего представления премьер-министра.

К слову, Алексей Гаркуша — не единственный чиновник «кучмовского призыва», который оказался востребованным новым руководством Секретариата (читай — избирательного штаба мегаблока). Если подтвердятся слухи, то кировоградский областной штаб НУНС имеет все шансы возглавить «водочная королева» Анна Антоньева (злые языки поговаривают, что многочисленные бесчинства в знаменитом 100-м округе на президентских выборах в 2004-м на Кировоградщине проходили не без ее активного участия).

Впрочем, Виктор Ющенко просит не делать трагедии из губернаторских отставок, назвав этот процесс закономерным. При этом он дал понять, что двумя руководителями области процесс ограничится. Но вряд ли главе государства в данной ситуации можно верить: как стало известно «ДС», сейчас кресло закачалось под председателем Запорожской ОГА Евгением Червоненко, который также не может найти общего языка с идеологами мегаблока. В одном из своих интервью Евгений Альфредович в свойственной ему резкой манере прокомментировал ситуацию в партии, выразив готовность выйти из избирательного списка и заявив, что не собирается финансировать кампанию «Нашей Украины» — «Народной самообороны». Поговаривают, что после этого интервью г-н Червоненко был вызван на Банковую, где получил последнее «китайское предупреждение».

Впрочем, возмущение Евгения Альфредовича можно понять. В штабе НУНС было решено, что в областях, где «оранжево-малиновые» пользуются поддержкой власти, обеспечение кампании во многом ляжет та плечи местных штабов. И если на выборах 2006 г. региональные ячейки политических партий и блоков могли компенсировать подобные затраты торговлей местами в избирательных списках в местные советы, то сейчас предстоит или оплачивать расходы из собственного кармана, или вести работу с местным бизнесом, которому парламентские выборы, по большому счету, неинтересны.

Промывка мозгов

Деятельность чиновников-агитаторов уже дает первые всходы. Так, если верить открытому письму пресс-службы Партии регионов, во Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской, Ривненской, Волынской и Черновицкой областях чиновники обладминистраций «настоятельно рекомендовали операторам наружной рекламы не размещать рекламные постеры Партии регионов». Кроме того, в конце июня в местных газетах сразу 11 областей появилась статья «Кто стоит за подорожанием хлеба?», автор которой «развенчивает» успехи правительства и премьер-министра в реформировании экономики.

Похоже, что использование админресурса станет неотъемлемой составляющей пиар-кампании мегаблока. Достаточно сказать, что рекламная кампания этой политической силы стартовала со скандала: практически все национальные каналы показали «социальный ролик» Президента Виктора Ющенко, в котором тот объясняет, почему он распустил парламент. Национальный совет по телевидению и радиовещанию квалифицировал его как социальную рекламу и рекомендовал каналам размещать бесплатно, что многие и сделали. В то же время ролики Партии регионов и БЮТ транслировались по коммерческим прайсам, при этом представители этих политических сил, анализируя суть ролика с президентским выступлением, единогласно расценили его как политическую рекламу в пользу НУНС.

Не все обвинения оппонентов в адрес пропрезидентского мегаблока, возможно, соответствуют действительности. Но уже сейчас очевидно, что избирательная кампания проющенковского блока, руководимая из здания на Банковой, будет значительно агрессивнее, чем в 2006-м. Станет ли подобная стратегия в итоге выигрышной, покажет время. Однако в любом случае приходится констатировать, что, вкусив власти, Виктор Ющенко дал санкцию на беззастенчивое применение тех методов политической борьбы, которые еще вчера называл недемократичными.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ