Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Китайская ставка на ШОС

17.07.2007. РИА Новости

Досым Сатпаев

В августе Киргизия пройдет испытание на организаторские способности по случаю проведения в Бишкеке очередного саммита глав государств Шанхайской организации сотрудничества.

Учитывая, что главным участником этой организации является все-таки Китай, основное внимание сейчас сконцентрировано на тех инициативах, которые может предложить Поднебесная странам Центральной Азии и России. Хотя возникает ощущение, что многие практические вопросы экономического характера Пекин уже обсудил с рядом центральноазиатских государствами в ходе двусторонних встреч и официальных визитов.

Китай все активно поворачивает тяжеловесный ШОС в сторону экономического сотрудничества и проталкивания тех проектов, которые охватывают весь регион. В частности, в Бишкеке будут обсуждаться энергетические и транспортные вопросы. Речь идет о развитии региональных гидроресурсов, что в интересах как Китая, так и стран Центральной Азии. Кстати, в начале июля Киргизия уже предложила создать центрально-азиатскую энергетическую биржу. Не удивительно, что в союзники по продвижению этой идеи привлекается Таджикистан, который тоже делает ставку на привлечение инвесторов в свою гидроэнергетику, в том числе из Китая. Что касается самого Кыргызстана, то еще в прошлом году энергетики Китая и этой республики подписали протокол намерений о долговременном сотрудничестве. По мнению экспертов, к проектам, которые интересны для китайских инвесторов, можно отнести каскад ГЭС на реке Нарын, строительство линии электропередачи в Кашгар, строительство теплоэлектростанций, работающих на угле, а также реконструкция ТЭЦ города Бишкека. То есть Кыргызстан может получить инвестиции, а Китай станет потенциальным импортером киргизской электроэнергии.

Также в ходе саммита ШОС возможно рассмотрение вопроса о строительстве железной дороги из Китая в Узбекистан через Киргизию. А недавно киргизский премьер Атамбаев во время встречи с министром иностранных дел КНР Ян Цзечи озвучил предложение провести газопровод Центральная Азия-Китай через территорию Кыргызстана. В результате реализация этих крупных международных проектов позволит Кыргызстану освободиться от периферийного статуса и стать транзитной страной, в том числе и по поставкам энергоресурсов.

Получается, что Бишкек возлагает большие надежды на предстоящий саммит ШОС. Что касается других участников этой региональной организации, то Россию пока устраивает сложившийся status quo, при котором ШОС постепенно усиливает влияние в регионе. Но поведение России может измениться в случае, если Москва почувствует угрозу своим стратегическим интересам в Центральной Азии из-за чрезмерного доминирования Китая. Есть основания опасаться некоторых трений в ходе борьбы за энергетические ресурсы этого региона, где активность российских и китайских инвесторов видна невооруженным глазом. Причем китайцы, в отличие от России, работают по всем фронтам для того, чтобы привязать к себе центральноазиатские республики. Например, на сегодняшний день между КНР, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном реализовано 87 новых транспортных проектов. Пекин предоставил кредитную линию на сумму $920 млн. долларов Кыргызстану, Таджикистану и Казахстану на финансирование импорта из Китая. У России таких ресурсов нет, так как она полностью сконцентрировала их на установление контроля над всеми маршрутами транспортировки нефти и газа из региона на мировой рынок.

Стоит заметить, что при обсуждении роли различных региональных организаций в Центральной Азии часто игнорируется важный вопрос о том, как соответствует присутствие ШОС, ОДКБ или НАТО интересам стран региона. А ответ кроется в том, что, выстраивая свою внешнюю политику, страны ЦА делают ставку, прежде всего, на обеспечение безопасности, сохранение правящих режимов и экономическое развитие. При этом они предпочитают использовать политику "дистанционного партнерства", рассчитывая на политические и экономические дивиденды от своего членства в той или иной региональной организации, создавая тем самым соперничество крупных игроков. Так, еще недавно Китай пытался разрушить монополию США на антитеррористическую деятельность в регионе, инициируя создание ШОС. Теперь он использует эту организацию в качестве дополнительного инструмента своего экономического проникновения в регион.

До сих пор среди участников ШОС нет общего понимания той роли, которую должна играть организация в ближайшем будущем. Для Китая эта миссия состоит в создание нового единого экономического пространства. Другие видят в ШОС благоприятную возможность для стран Центральной Азии стать связующим звеном между Западом и Востоком. Третьи рассматривают ШОС как дитя искусственного оплодотворения, чье появление было вынужденной необходимостью. Четвертые надеются, что ШОС наряду с ОДКБ и НАТО будет участвовать в тендере на оказание услуг по поддержанию безопасности. Хотя вряд ли ШОС сможет оказать какое-либо влияние в случае внутриполитического кризиса в том или ином государстве региона, в частности во время смены правящих элит. Что касается внутрирегиональных кризисов, то здесь ШОС в лице России и Китая действительно имеет возможность выступить в роли политического модератора, к мнению которого могут прислушаться участники конфликта. Если же иметь в виду гипотетическую возможность внешней агрессии, большинство стран Центральной Азии скорее будут рассчитывать на ОДКБ, где более четко расписан механизм защиты от такого вида угрозы. Именно поэтому более предпочтительным для ШОС должно быть усиление сотрудничества с ОДКБ, куда входит большинство членов Шанхайской организации. На этом фоне ШОС для Китая остается единственной возможностью участвовать на равных в региональной геополитике и попытаться стать тем, кем не могли стать США, а именно посредником между странами Центральной Азии.

Но также вполне обосновано звучат мнения о том, что ШОС не должен превращаться в универсальную организацию, пытающуюся решить проблемы всех. Именно поэтому ШОС не хочет "толстеть" за счет приема новых стран, тем более скандально известных. Исключение было сделано для Узбекистана, и только благодаря желанию России и Китая быстрее включить его в сферу своих жизненных интересов. Если это произойдет еще и с Ираном, то тогда ШОС окончательно обретет имидж "крыши" для одиозных режимов - официальное членство Тегерана в ШОС Вашингтон, Тель-Авив и их союзники в Европе будут рассматривать как прямой вызов, что не нужно ни Москве, ни Пекину, ни Астане. Для этой региональной организации более предпочтительным было бы втягивание в орбиту своего влияния еще одного центральноазиатского государства - Туркменистана. Тем более что Ашхабад уже имеет довольно тесные газовые контакты с Китаем, а после смерти Ниязова стал более открыт в отношениях с другими постсоветскими странами, прежде всего с Россией и Казахстаном.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ