Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
17.07.2007. Евразийский дом
Аждар Куртов
Говоря об энергетической политике руководства Туркмении, необходимо понимать, что по своему расположению это уникальное государство. Туркмения располагается на крайнем юге бывшего СССР, гранича с Афганистаном и Ираном.
Это обстоятельство накладывало очень сильный отпечаток на экономическую политику СССР на территории Туркмении. Здесь также был воздвигнут "железный занавес", а поскольку Иран в тот период находился под влиянием сначала Британии, а потом США – никаких экономических связей с Ираном не поддерживалось. Соответственно, между странами не строилась инфраструктура, не развивалась взаимная торговля.
СССР экспортировал свои энергоресурсы в Европу. Поэтому добываемый туркменский газ поступал через Узбекистан и Казахстан в Россию и далее на западный рынок. Другие экспортные направления не развивались.
Понятно, почему после обретения независимости в Туркмении такая политика стала называться колониальной. В справедливости этого можно усомниться, поскольку и по советским меркам Туркмения была одной за наименее развитых республик. Развитие индустрии в этом стране осуществлялось за счет общесоюзных средств, в числе которых, конечно, были и доходы от туркменского газа.
Построить трубопроводную систему самостоятельно Туркмения не смогла бы. Это подтверждается и сейчас. За 17 лет независимости Туркмения сама не построила ни одного газопровода.
Правда, из-за того, что доходы от продажи туркменского газа шли в союзный бюджет, шероховатости между нашими странами остаются до сих пор. Ашхабад полагает, что за Россией сохраняется многомиллионная задолженность.
С распадом СССР ситуация поменялась. Москва заняла жесткую позицию. Причина в том, что наличную валюту Россия могла получить тогда только за счет экспорта нефти и газа в западные страны.
Поэтому Россия добивалась того, чтобы российский газ шел в Европу, а газ туркменский в другие страны СНГ, которые не могли платить звонкой монетой. Конечно, Туркмения не могла такую политику считать честной. Грузия, Украина, Азербайджан имели большую задолженность.
Но постепенно ситуация стала разрешаться, причем не без помощи российских компаний. Сложный момент возник в 1997-1998 годах, когда из-за нежелания поднимать закупочные цены Туркмения вынуждена была сократить экспорт газа в 13 раз, практически до нуля.
Но и эта ситуация была разрешена, также во многом благодаря России. Россия пошла на повышение цен. За последние три года цена выросла с $44 до $100 за кубометр. Это приличная цена. После этого Туркмения стала выставлять аналогичные цены и другим покупателям, тому же Ирану.
Но несмотря на рост закупочных цен, Туркменистан так и не достиг советского уровня добычи. Сейчас добывается около 70 млрд., при СССР – более 80 млрд. кубометров. Причем внутренне потребление газа в Туркмении совсем не большое. Это означает, что у Туркмении есть значительный резерв для экспорта.
Нефти в Туркмении добывается немного, около 10 млн. тонн. Почти вся она поступает на два модернизированных НПЗ, продукция которых экспортируется с большей прибылью.
В 2003 году Россия заключила с Туркменией соглашение о поставках газа в течение 30 лет. По соглашению каждый год год объемы добычи должны повышаться и достигнуть 90 млрд. Этот рост пока не совсем выдерживается.
Во многом это связано с тем, что Туркмения не охотно пускает российские компании к собственной трубопроводной системе, построенной еще в советские времена, для ее модернизации. Пропускная способность последней около 50 млрд.
Что касается совокупных запасов газа, то последние оценки, которым можно доверять, проводились в конце 80-х годов. По ним Туркмения располагает примерно 3 трлн. кубометров. За последнее время были открыты новые месторождения и теперь руководство страны называет цифры от 23 до 33 трлн.
Сомнения в справедливости такой оценки вполне возможны. Во-первых, получается, что с 80-х годов произошел десятикратный рост запасов. Во-вторых, Туркмения не допускает независимых оценщиков. Исключение было сделано для США, когда стал рассматриваться Трансафганский проект. Однако данные этой оценки не опубликованы.
Можно отсюда допустить, что руководство блефует. Но возможен и другой вариант. Туркмения сознательно скрывает запасы, чтобы иметь за собой последнее слово, добившись от инвесторов вложений в строительство трубопроводов.
Если говорить о роли Китая, то в последние три года он активно наращивает экономическое присутствие, причем по всей Центральной Азии. Туркмения имеет особое значение для Китая. Это единственная из стран ЦА, не входящая в ШОС. В 1995 году Туркмения объявила о нейтралитете, страна не присоединяется к организациям, имеющим наднациональные органы управления.
Китай как страна с высоким уровнем государственного вмешательства в экономику имеет возможность давать кредиты с гораздо более низким процентом, чем другие страны и Россия. Это привлекательно для всех стран ЦА, включая Туркмению.
Товарооборот между этими странами растет. Китай поставляет немало промышленной продукции с высокой добавленной стоимостью. Но основной интерес все-таки к природным ресурсам.
Китайские геологи около 10 лет ведут поиск месторождений на правом берегу реки Амударьи. В апреле прошлого года было подписано соглашение о поставках газа с обнаруженных месторождений в Китай. Однако пока не ясно, каким маршрутом пойдет труба. Сам Китай занимает противоречивую позицию. Скорее всего, труба пройдет через Узбекистан и Казахстан.
Туркмения взяла на себя обязательства заполнять эту трубу. Это означает, что при нехватке газа он будет добираться с других месторождений. С последних газ поступает по трубопроводу Средняя Азия – Центр в Россию. Показательно в этой ситуации, что в прошлом году Туркмения не продлила долгосрочный контракт с Украиной. То есть при недостатке газ для Украины будет переключаться на Китай.
Однако в любом случае Туркмении необходимо будет увеличить добычу до уровня советских времен, чего пока не происходит.
Тем более что весной этого года было заключено трехстороннее соглашение между Россией, Казахстаном и Туркменией о строительстве Транскаспийского газопровода.
Таким образом, ясно, что за ресурсы Туркмении идет борьба. И у России здесь есть явные преимущества. Во-первых, Китай воспринимается в ЦА как иная цивилизация. Во-вторых, ценовой фактор. Россия закупает газ по довольной высокой цене. Китай в этом плане скуп. В апрельском соглашении прошлого года Китай говорит о справедливой цене, однако конкретных цифр не названо.
Известно, что Китай всегда пытается закупать ресурсы по максимально низким ценам. Россия уже сейчас покупает газ по $100. Россия готова идти на уступки. Ашхабад это понимает и, скорее всего, будет затягивать переговоры с Китаем, добиваясь более конкретных обязательств по цене. Кроме того, нельзя забывать про США, Турцию и Иран, которые также имеют виды на туркменский газ и вряд ли будут поддерживать договоренности с Китаем.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |