Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Источник: http://russians.kz/, 13 августа 2007
Игорь Курбатов
Как сообщило агентство ИНТЕРФАКС-КАЗАХСТАН, Совет Ассамблеи народа Казахстана выдвинул 9 кандидатов в Мажилис
Вот перечень представителей наиболее крупных и наиболее малочисленных диаспор, делегированных Советом Ассамблеи в парламент РК:
директор уйгурского театра (Алматы) Мурат Ахмадиев, заместитель председателя малой ассамблеи народа Казахстана Костанайской области Валерий Вишниченко, аким Ерейментауского района Акмолинской области Егор Капель, заместитель председателя Северо-Казахстанского областного общества славянской культуры "Лад" Раиса Полищук, председатель белорусского культурного центра Леонид Питаленко, заместитель заведующего секретариатом АНК Кайрат Садвакасов, президент Южно-Казахстанской областной ассоциации общественных объединений узбеков Розакул Халмурадов, председатель карачаево-балкарского культурного центра Людмила Хачиева, президент общественного фонда "Социальный консорциум Ассамблеи народа Казахстана", глава строительной корпорации "Ак ауыл" Виктор Цой.
Вообще, «астанинским мудрецам» нужно было очень постараться, чтобы «лицо нацменьшинств» оказалось столь усреднённо-безликим и нерепрезентативным. Обращает на себя внимание, что в список кандидатов не попал ни один из известных представителей Координационного Совета русских, славянских и казачьих организаций. Надо полагать, что таким образом казахские власти отблагодарили русские организации за активную поддержку на президентских выборах кандидатуры главы государства Нурсултана Назарбаева. Не попали в этот список также и представители откровенно ангажированной Ассоциации русских, славянских организаций, возглавляемой бывшим премьером Сергеем Терещенко.
Впрочем, удивляться этому не приходится, поскольку известно, что в азиатской традиции уважение к оппоненту прямо пропорционально степени исходящей от него угрозы. Заняв прямолинейно конформистскую позицию к «мягкой» дискриминационной политике казахских властей в отношении русскоязычного населения, КС добился того, что с «русским фактором» в Астане перестали считаться вообще. Что же касается «терещенковской» АРСК, то её власти никогда не принимали в расчёт и всегда использовали в качестве дежурного тренда «межнационального согласия».
Примечательно, что в список кандидатов не вошёл также авторитетный руководитель чечено-ингушской ассоциации «Вайнах» Ахмед Мурадов. Видимой причиной этого явилась, надо думать, общественно-политическая активность Мурадова и его достаточно независимая позиция в оценке событий в Казаткоме и Маловодном. Судя по всему, власти решили не рисковать и сочли нужным попридержать активного чечено-ингушского лидера подальше от парламентской трибуны.
Между тем, более неумного шага со стороны президентской администрации нельзя было и придумать. Исключив лояльных русских лидеров из кандидатского списка и выведя их на обочину политического процесса, власти тем самым поспособствовали радикализации всего русского движения. Надо думать, что и русскоязычная общественность, обычно всегда готовая поддержать правящий режим, не оставит это событие без внимания и расценит его как сигнал к продолжению политики выдавливания «нетитульного» населения из сферы бизнеса и органов государственной власти. Тем более что ряд посылов со стороны властей, связанных с административным внедрением в делопроизводство казахского языка и грядущей «латинизацией», хорошо вписывается в этот негативный сценарий.
Впервые в Казахстане отмечается падение электоральной активности русскоязычного населения, и это, казалось бы, должно было бы встревожить казахские власти и подвигнуть их на превентивные действия по вовлечению неказахского населения в выборный процесс. Но вместо этого мы наблюдаем обратную реакцию - «стерилизацию» нацменьшинств и понижение политического статуса русских в республике. Создаётся устойчивое впечатление, что националистическое лобби в руководстве страны задалось целью минимизировать или вообще исключить «русский фактор» из общественно-политической жизни республики. Но тогда властям надо срочно готовиться к усилению внутриклановой борьбы и изменению качественной составляющей антиназарбаевской оппозиции.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |