Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Александр Фадеев
В конце июля в силу накопившихся острых проблем в торгово-экономических отношениях с Россией глава белорусского правительства Сергей Сидорский срочно запросил свидания со своим российским коллегой Михаилом Фрадковым. Главной темой переговоров в Москве стала задолженность Белоруссии за уже поставленный ей «Газпромом» природный газ в объеме более 456 млн. долларов США и выделение правительством России кредита Белоруссии. Белорусская сторона при этом предпочитала говорить о «реструктуризации» газового долга и инициировала предоставление ей «стабилизационного» кредита.
Никаких договоренностей в сфере поставок и оплаты энергоресурсов на напряженных переговорах двух премьеров достигнуто не было. И хотя участники переговоров предпочли не комментировать их ход и позиции сторон, причины неудачного вояжа Сидорского (Лукашенко характеризовал его как «унижение») в столицу России вполне очевидны. Они кроятся, как представляется, в стремлении Минска пролонгировать погашение долга за поставленный в первом полугодии 2007 года из России газ при минимальных штрафных санкциях и одновременно получить от правительства РФ кредит в объеме 1,5 – 2 млрд. долларов под льготный (лучше нулевой) процент. Российское правительство, с одной стороны, не против предоставления льготного кредита Белоруссии на пять лет (по другим сведениям на 15 лет) под 8,5% годовых, готово внести соответствующие поправки в бюджет, но с другой - оно не готово открыть кредитную линию в запрашиваемом правительством РБ объеме и согласиться с порядком ее обслуживания, предложенным белорусской стороной.
Недоумение российской стороны не трудно понять – и правительство РФ и главные поставщики энергоресурсов были уверены в том, что в контексте заключенных на исходе прошлого года договоренностей Белоруссия, которая формально признала их выгодность, будет их неукоснительно придерживаться, а продажа газа и нефти в среднесрочной перспективе постепенно войдет в нормальное русло рыночных отношений. Собственные обязательства по объемам импорта энергоресурсов в РБ российская сторона полностью выполняет, а «Газпром» вообще досрочно (04.06.07) перевел 625 млн. долларов за купленный им пакет акций (12,5%) «Белтрансгаза». Заметим при этом, что заместитель председателя правления «Газпрома» Валерий Голубев белорусской стороной так и не был включен в совет директоров (правление) «Белтрансгаза», т.е. представитель российской корпорации лишен какой-либо возможности участвовать в управлении этой компании.
Средства, помимо этих 625 млн. долларов, на оплату импортируемых из России по низким ценам энергоресурсов у министерства финансов республики есть: по официальным данным бюджет сводился с профицитом, производство валового внутреннего продукта в первом полугодии 2007 года возросло на 8,6% (по сведениям премьера Сергея Сидорского на 9%) к уровню прошлого года, объем внешней торговли увеличился на 18,5% (по другим официальным данным на 19,1%), экспорт белорусских товаров увеличился на 15%, на 20% больше было привлечено иностранных инвестиций. Стабильная ситуация сохранялась как в экономике в целом, так и на валютном рынке, в банковской системе, инфляционные процессы находились под контролем.
Субъекты хозяйствования в Белоруссии исправно платят за энергоресурсы по новым внутренним ценам, намного превышающим импортные, пополняя таким образом национальный бюджет. Заметим, что транзит через территорию Белоруссии российских (и не только российских) экспортных объемов энергоресурсов не сократился, а доходы Белоруссии, получаемые от него, выросли. Надо учитывать и то, что золотовалютные активы республики на сегодняшний день составляют 3 млрд. 100 млн. долларов, валютные активы (по оценке 1,5 млрд. долларов) размещены, в основном, за рубежом под высокие проценты и приносят немалую прибыль. В республике был сформирован и резервный фонд в объеме 600 млн. долларов.
Одним словом, средства у республики есть, однако у белорусского руководства нет никакого желания последовательно в течение трех-четырех лет перейти в сфере оплаты поставок российских энергоресурсов на рыночные принципы, на что надеялись в России. Наоборот, есть ясно выраженное стремление от нынешних низких декретных цен вернуться к прошлогодним еще более заниженным декретным ценам на энергоносители, к практике немотивированного списания Россией накопленных республикой долгов в фантастических объемах. Президент Белоруссии Александр Лукашенко неоднократно призывал Москву вернуться к ценовой политике прошлых лет, подвергал критике соглашения с Россией, прежде всего по цене за поставки газа, а также намерение руководства российских компаний, поддержанное правительством РФ, построить дополнительные трубопроводы для транспортировки экспортных объемов газа и нефти в обход территорий сопредельных государств, включая Белоруссию.
Глава белорусского государства подготовил и обнародовал специальную директиву № 3, в которой предусматривается принять комплекс мер по обеспечению энергетической безопасности и независимости Белоруссии, включая диверсификацию поставок энергоресурсов не менее чем на 20%. Ранее Лукашенко весьма недвусмысленно давал понять российскому руководству, что перейдет к увязыванию цен на импортируемые Россией энергоносители к вопросу оплаты за размещение на территории республики двух военных объектов министерства обороны РФ.
Такая позиция совсем не случайно совпала с заявлением президента Украины Виктора Ющенко о том, что руководство этой страны повысит плату за пребывание ВМБ Черноморского флота в Севастополе в случае, если Россия резко поднимет цену на поставляемый в Украину природный газ. В данном случае оба лидера славянских государств (одно из которых – Белоруссия – считалось союзным России) пытаются совершенно бездумно и безответственно политизировать чисто коммерческую проблему, смешав ее с вопросами ключевых военно-политических и иных межгосударственных компромиссов, достигнутых между Россией и Белоруссией, Россией и Украиной во второй половине 90-х годов прошлого века. Причем, нельзя забывать, что тогда в обоих случаях Россия пошла навстречу национально-государственным интересам Белоруссии и Украины в ущерб собственным.
Вообще антикремлевская риторика Александра Лукашенко занимает важное место в официозной пропаганде белорусского режима, начиная с 2000 года, с момента избрания президентом России Владимира Путина. Но до «газовых войн» это был, скорее, образчик политического высокомерия и самолюбования белорусского лидера, превосходства над правящей элитой России и президентом РФ. Конфликты с российской стороной в сфере поставок энергоресурсов привели к тому, что речи Лукашенко, направленные прямо или косвенно в адрес Кремля и правительства России стали просто агрессивными, оскорбительными. Например, 2 августа с.г. президент РБ сделал следующее заявление: «впервые я позволяю себе это громко сказать: Россия хочет приватизировать не только отдельные предприятия… даже не приватизировать, а бесплатно их прихватить. Они хотели бы приватизировать всю страну».
Кроме того, «Газпром» глава белорусского государства окрестил «русской монополией», дела у которой идут из рук вон плохо, и она пытается компенсировать это путем взыскания платы с бедных белорусов за поставки газа в объеме 1,5 (в будущем – 2) млрд. долларов, а российский проект Северо-Европейского газопровода (Nord Stream) по дну Балтийского моря был публично оценен им как «дурацкий» и «глупый». Газета администрации президента РБ Александра Лукашенко – «Советская Белоруссия» - вообще 4 августа в редакционном комментарии разразилась оголтелой бранью и потоками обвинений в адрес «Газпрома», Миллера, Куприянова, досталось также Путину, Фрадкову и Кудрину. «СБ» даже обвинило высшее российское руководство («московскую братву») в том, что оно не только вымогает «Белтрансгаз», но пытается давить на Белоруссию, объявив ей посредством «Газпрома» «крестовый поход» (?!).
Почему Минск занял такую позицию? Прежде всего, это связано с тем, что белорусская управленческая элита посчитала, что «Газпром» на ближайшие четыре года проглотил «наживку» и будет всецело поглощен покупкой пакетов акций «Белтрансгаза», не предпринимая в этот период резких шагов в отношении недобросовестных белорусских партнеров. Помимо этого соображения, большие надежды возлагаются на формирование некого блока государств на пространстве СНГ, которые зависят в той или иной степени от России в сфере поставок (или транзита) энергоресурсов, и готовых противодействовать российскому «энергоимпериализму».
Особое значение власти Белоруссии придают усилиям по консолидации позиции с Европейским союзом по вопросу поставок энергоносителей из России, пытаясь побудить западноевропейцев сделать эту проблему центральной в построении отношений ЕС – РФ. Естественно, в этом случае и «второстепенный вопрос демократических ценностей» (цит. Лукашенко) в Белоруссии отодвинется на задний план, или вообще будет забыт европолитиками. В этих целях Минск не прочь использовать ухудшение отношений между Россией и Западом, в том числе не исключая и вариант, когда Россия вспомнит о союзной Белоруссии, способной оказать ей в трудное время поддержку на международной арене («скоро и мы им пригодимся»). Тем не менее, особо Минск уповает на Германию. Напомним, что Германия и Соединенное Королевство под разными предлогами и по разным поводам уже выступали против контроля «Газпрома» за газотранспортными сетями и стремления последнего играть доминирующую роль в системе непосредственной продажи газа европейским потребителям. Эстония и некоторые другие прибалтийские государства не только осудили проект строительства СЕГ, но и делают все, чтобы сорвать его реализацию. Что касается Еврокомиссии, то пока она ограничилась призывом к России и Белоруссии безотлагательно решить газовый спор мирным путем.
Очевидно, Минск питает иллюзии по поводу разрешения острой проблемы импорта энергоресурсов за счет допуска к разработкам нефтяных месторождений Венесуэлы и Ирана; очень надеется, что уже в декабре 2007 года венесуэльско-белорусская компания «ВенБелНефть» начнет добычу нефти на месторождениях Гуара Есте и Лагамедиа. Деньги от продажи добытой там белорусской стороной нефти должны наполнить бюджет республики и помочь погасить долги перед Россией.
С оптимизмом встречены планы Украины – по созданию нефтетранспортного коридора Киркук (Ирак) – Трабзон (Турция) – МНТ «Пивденный» (Украина) и завершению реализации проекта транспортировки нефти с использованием нефтепровода Одесса – Броды. А вот меморандум Баку и Астаны по транспортировке казахской нефти в обход России (Транскаспийский проект) вызвал в Минске, скорее, двойственное отношение, поскольку ежегодный объем транзита казахстанской нефти через территорию Белоруссии в направлении Центральной Европы значителен – порядка 4,5 млн. тонн. Порадовал Минск Тегеран, который через свою делегацию Собрания Исламского Совета, гостившую в Белоруссии в первой декаде августа, намекнул, что Иран может позволить Минску участвовать вместе с иранцами в добыче не только нефти, но и природного газа на своих месторождениях.
Есть и политический аспект проблемы, поскольку белорусское руководство надеется на изменение (благоприятное для Минска) внутриполитической системы России по итогам предстоящих выборов в Государственную Думу и выборов президента РФ. По крайней мере, в этом контексте руководство КПРФ намерено использовать портрет Лукашенко (наряду с Кастро и Чавесом) в качестве одного из символов своей избирательной кампании, а Геннадий Зюганов поспешил с заявлением о том, что России не надо скупиться на финансовую поддержку Белоруссии, беря пример с Вашингтона, который выделяет крупные суммы Израилю.
Поэтому высшие руководители Белоруссии тянут время с решением давно назревших вопросов двусторонних отношений с Россией, включая выполнение договоренностей в сфере энергопоставок. Лукашенко абсолютно уверен, как представляется, что в столь острый политический момент Кремль, исходя из главной задачи - победить на парламентских и президентских выборах, не осмелится пойти на радикальное и открытое ухудшение отношений с Минском, тем более на межгосударственный конфликт. Что касается жестких действий «Газпрома» и угрозы реализации якобы существующего плана кремлевских чиновников и «олигархов» по «приватизации» Белоруссии, то, искушенный в демагогии белорусский лидер специально сделал упор на том, что «простые россияне такой политики своих верхов» в отношении Белоруссии не приемлют.
Исходя из этих соображений, Александр Лукашенко пригрозил, что «мы тоже попросим Россию за все заплатить». Правда, счет, который обещает выставить союзнице белорусский лидер, он уже довел до 3 млрд. долларов. Тревожно выглядит и очередное заявление Лукашенко о необходимости вновь вернуться к проблеме раздела собственности бывшего Союза ССР в части, касающейся реализации права Белоруссии, Украины, а также Грузии, Армении и Казахстана на российские месторождения газа и нефти, на трубопроводный транспорт и даже на «Газпром», поскольку якобы «именно мы, белорусы или украинцы, еще в СССР тоже участвовали в создании «Газпрома», в стоительстве газопроводов в Сибири.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |