Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
БелГазета. 06.08.07
Сергей Жбанов
Заявление «Газпрома» о сокращении с 3 августа поставок газа в Беларусь стало полной неожиданностью для руководства страны, занятого мирным созидательным трудом. Президент спокойно принимал новые спортивные объекты и живо интересовался видами на урожай зерновых и цитрусовых. Прогрессивная белорусская общественность обсуждала слухи о возможной отставке премьера. В это время само правительство проявляло некоторое беспокойство по поводу газовых долгов, пытаясь навязать дискуссию «Газпрому». Но, как оказалось, вяло и неубедительно.
Вид этого пасторального пейзажа быстро наскучил российскому газовому монополисту. Ровно через неделю после истечения назначенного срока оплаты долга ($456,16 млн.) «Газпром» приступил к решительным действиям, заявив, что с 3 августа суточный объем поставки газа в республику будет сокращен пропорционально фактической оплате - на 45%. Принимая это решение, российский холдинг не побоялся испортить имидж надежного поставщика, поскольку его действия предусмотрены условиями контракта. В «Газпроме» были уверены, что если Беларусь не начнет незаконно отбирать газ, то интересы потребителей из европейских стран не пострадают.
Однако это слабое утешение для Европы, которая получила очередной четкий сигнал к тому, что ради собственной энергетической безопасности пора прекращать политические игры и приступать к строительству обходных маршрутов нефте- и газопроводов. Или, в крайнем случае, к совместному финансированию уже реализуемых российских проектов. Иначе риск недопоставок газа и нефти будет висеть над ЕС до тех пор, пока Александр Лукашенко будет подвергать сомнению правомерность покупки российских энергоносителей по рыночным ценам. В Москве уже поняли, что угроза снижения давления в трубопроводах, проложенных через Беларусь, а не уровень платежеспособности республики - лучшая гарантия обеспечения оплаты за российские энергоносители.
Сомневаться в этом не приходится, поскольку «Газпром» досрочно перевел $625 млн. за 12,5% акций «Белтрансгаза», надеясь получить часть этих средств в качестве оплаты долга. План действий белорусского правительства тоже известен. По словам первого вице-премьера Владимира Семашко, «Беларусь будет гасить этот долг также живыми деньгами». Но, как оказалось, речь шла о деньгах из российского кредита, который не был получен вовремя. Произошло это потому, что правительство Беларуси категорически отказалось брать кредит при формировании российского бюджета, а уже в этом году вдруг передумало, предприняв несколько отчаянных попыток обоснования его необходимости. В конечном счете «Газпрому» вся эта мышиная возня вокруг кредита надоела, и он предъявил счета к оплате. И деньги сразу нашлись.
На встрече с журналистами 2 августа президент объявил, что «дал поручение правительству взять из резерва и заплатить $460 млн. за российский газ». Но это решение далось Лукашенко нелегко, поскольку «у нас оголится резервный фонд, но нас готовы выручить другие государства, тот же Чавес и коммерческие зарубежные банки». Президент отказался вставать «на колено» перед Кремлем и для продолжения переговоров с «Газпромом» отправил в Москву делегацию во главе с и.о. гендиректора «Белтрансгаза» Владимиром Майоровым. После этого стало ясно, что Беларусь молча возвращать долг не собирается и надеется получить отсрочку хотя бы на день-два. Бессонная ночь прошла в переговорах, но не зря: первый транш в $190 млн. поступил на счет «Газпрома» ранним утром 3 августа, а остальные деньги договорились вернуть в течение недели.
Таким образом, найден единственно верный вариант решения проблемы. До этого в ходе ее обсуждения с правительством председатель правления «Белгазпромбанка» Виктор Бабарико сообщил о возможности оплаты за счет собранных российскими банками ресурсов синдицированного кредита. Но кредит потребует предоставления гарантий правительства или залога имущества «Белтрансгаза». Причем стоимость кредитных ресурсов будет наверняка выше по сравнению с межгосударственным кредитом, и поэтому предложенный способ расчета вряд ли устроил бы белорусское правительство, которое не согласилось брать кредит у Москвы под 8,5% годовых.
Нацбанк тоже выразил готовность проконвертировать средства, давно уже собранные у предприятий в белорусских рублях. Предложенный им способ оплаты за счет золотовалютных резервов страны - самый дешевый. Именно на это рассчитывал и «Газпром», надеясь получить оплату за газ в срок. Очевидно, что правительство, не вернув вовремя эти деньги и доведя ситуацию до кризиса, переоценило свои возможности, положившись на межгосударственный российский кредит, за счет которого можно было бы оплатить не только долг, но и поставки газа в республику во II полугодии. И просчиталось: все пошло по сценарию, описанному «БелГазетой» еще в мае (cм. N19/589).
Теперь восторги по поводу высокой международной оценки активов белорусского газотранспортного предприятия могут смениться неприятными вопросами о трубах за деньги, от которых задолго до конца года не останется ни цента. Сумма, вырученная за акции «Белтранcгаза», почти на $500 млн. меньше той, которая необходима для покрытия разницы в ценах на газ, поставляемый в республику в 2007г. Эта сделка может привести народные массы к мысли о неизбежности распродажи всего мало-мальски ценного белорусского имущества ради обеспечения своевременной оплаты российских энергоносителей, что вряд ли доставит радость руководству страны.
Рост цен на энергоносители, низкая эффективность белорусской экономики и ее отсталая отраслевая структура делают подобный сценарий реальным в обозримой перспективе.
Рассматривать же вариант с неуплатой и сокращением поставок газа в республику всерьез даже не стоило. Во-первых, потому что на дворе стоит лето, когда цены на мазут ниже, чем зимой, и стране надо накапливать в хранилищах запасы котельного топлива и газа на зиму. Расходовать запасы, обеспечивая бесперебойную работу энергетической отрасли и ОАО «ГродноАзот», и делать вид, что ничего серьезного не случилось, было бы неразумно. Во-вторых, по той причине, что задержка оплаты газового долга увеличила бы его на сумму штрафных санкций. К тому же не стоило раздражать российское правительство, готовящее решение о выделении долгожданного кредита: с россиянами очень скоро придется договариваться о поставках энергоносителей на будущий год. Чтобы условия расчета за поставки не были ужесточены, следует и в дальнейшем демонстрировать не упрямство, а добросовестность в расчетах.
«Газпром» подал четкий сигнал: рыночные правила игры не имеют ничего общего с политикой. Они должны строго соблюдаться и не предполагают немотивированных задержек в расчетах.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |