Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Белорусские новости. 06.08.07
Елена Новожилова
В Беларуси вновь повышены цены на бензин. По сложившейся за последние время традиции, примерно, на 5%. Таким образом, суммарный рост цен на топливо с начала года составил уже 15%, хотя чиновники самого высокого ранга в один голос обещали, что рост цен на нефтепродукты в нынешнем году не превысит 6-8 процентов.
Приказом концерна «Белнефтехим», которому в Беларуси принадлежат 60% из 692 автозаправочных станций, с 6 августа 2007 года утверждены новые свободные оптовые цены на нефтепродукты и розничные цены на топливо, реализуемые через АЗС организациями, входящими в состав концерна. Новые ставки увеличились в среднем на 4,7%. Бензиновый прайс-лист теперь выглядит так: А-76 — 1600 рублей за 1 литр, АИ-92 — 2020 рублей, АИ-95 — 2310, дизельное топливо — 1610.
Как отмечается на официальном сайте «Белнефтехима», повышение цен концерн произвел в соответствии с указом президента Беларуси от 19 мая 1999 года № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» в связи с увеличением ставок таможенных пошлин, ростом цены на нефть и в целях обеспечения привлекательности работы на внутреннем рынке.
Это уже третье с начала года переписывание ценников на заправках и пятое за последние десять месяцев.
В конце прошлого года цены на нефтепродукты повышались дважды: 27 ноября, затем 12 декабря. После подписания с Россией нефтяного соглашения неприятные для автовладельцев известия стали поступать регулярно. С января 2007 года «Белнефтехим» поднял расценки уже трижды: 20 января, 14 мая и сегодня.
На январской встрече с журналистами заместитель председателя «Белнефтехима» Михаил Осипенко заявлял: «Возможно, до пяти процентов еще увеличим цены внутреннего рынка в ближайшее время, и до конца года, если не будет каких-либо форс-мажорных обстоятельств, мы их трогать не будем». Форс-мажор, стало быть, «приходил» после этого уже два раза.
Зимний рост цен М.Осипенко объяснил необходимостью защиты внутреннего рынка в ситуации, когда более дешевые нефтепродукты вывозятся в сопредельные страны, в частности в Литву и Латвию.
Говоря о внутрибелорусских ценах на нефтепродукты, он заметил, что при планируемом повышении они сравняются с польскими.
Когда же выросли цены в мае, специалисты «Белнефтехима», ссылались на рост цен на нефть для Беларуси в 2007 году из-за введения Россией вывозной таможенной пошлины.
«Цена нефти растет, и растет цена нефтепродуктов, — объяснял происходящее М.Осипенко. — Нефть выросла в цене до 69,2 доллара за баррель — это, конечно, чрезвычайно». При этом в Беларуси та часть нефтепродуктов, которая реализуется на внутреннем рынке, по словам замглавы концерна, «мертвая», цена не растет».
Внутренний рынок Беларуси убыточен для нефтепереработчиков, подчеркнул он, пояснив, что 48,8% в цене на бензин здесь занимают налоги. «А на налоговую часть мы влиять не можем», — досадовал представитель руководства «Белнефтехима», приведя для сравнения удельный вес налогов в стоимости бензина в России — 34,1%. «Да, цены высокие, но надо привыкать к этим ценам», — призвал сограждан М.Осипенко.
«Бензин в Беларуси продается в два раза дороже, чем он стоит», — настаивает руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико.
Работая на российской нефти, говорит он (напомним, нефть из России достается Беларуси, как минимум, на 100 долларов дешевле в сравнении с мировыми ценами), «даже при цене нефти в 230-240 долларов за тонну, мы могли бы продавать бензин на внутреннем рынке по цене на уровне 40 центов, то есть по 1 тыс. рублей за литр. Но так как у нас есть акцизы, да еще часть этих акцизов передали нефтеперерабатывающим заводам, то и получается, что люди заправляются бензином, стоящим в два раза дороже, чем мог бы стоить».
«Конечно, можно завозить нефть из Азербайджана, Ирана — откуда угодно, а отыгрываться на белорусском населении за счет еще более высоких цен на бензин, — отметил эксперт. — При этом Россия, правда, сможет поставлять в Беларусь более дешевый бензин, и в итоге (если посмотреть различные стратегии и последствия) российские конкуренты дорогому бензину будут здесь в более выгодном положении. Впрочем, Минск может просто закрыть рынок бензина для российских поставщиков».
Между тем, как заявляли участники российско-белорусского нефтяного рынка, введение пошлины на поставляемую в Беларусь из России сырую нефть и унификация пошлин на нефть и нефтепродукты, экспортируемые в третьи страны, увела рентабельность поставок некоторых видов горючего на белорусский рынок в минус. Специалисты в один голос указывали на высокую долю в Беларуси акцизов и других налогов в цене нефтепродуктов, а также дотирование местных предприятий агропромышленного комплекса, получающих горючее по льготной цене.
Чтобы вывести рентабельность на положительный уровень, белорусскому руководству предлагалось снизить налоговую нагрузку на нефтепереработку, сократить объем дотаций АПК, повысить цену на нефтепродукты (представитель одной из российских нефтяных компаний говорил даже о необходимости 30-процентого роста). Из предложенного выбрали третий вариант.
Напомним, подводя итоги московских переговоров о поставке и транспортировке российской нефти, заместитель премьер-министра Беларуси Андрей Кобяков заявил, что, несмотря на изменение условий поставок нефти из России, рост в Беларуси внутренних цен на нефтепродукты в 2007 году не превысит прогнозного уровня инфляции — 6-8%.
На внутреннем рынке, по его словам, «не запланировано повышение цен на нефтепродукты, которое не соответствует прогнозу. Мы прогнозируем на 2007 год инфляцию в пределах 6-8%, и в эти параметры по ценам на нефтепродукты должны войти».
Впрочем, тогда же вице-премьер Кобяков говорил, что условия подписанного нефтяного соглашения будут способствовать развитию белорусского нефтеперерабатывающего бизнеса. «Белорусский бюджет от этого не понесет никаких потерь, и какого-либо ущерба для нефтеперерабатывающих заводов тоже не будет. Им будет выгодно покупать российскую нефть на таких условиях», — подчеркивал вице-премьер.
Однако на июньском заседании союзного Совмина глава белорусского правительства Сергей Сидорский описывал своему российскому коллеге Михаилу Фрадкову сложную ситуацию в энергетическом секторе страны, подкрепляя рассказ цифрами: отрицательное сальдо торгового баланса с Россией достигло уже 2 млрд. долларов, в первую очередь из-за энергетического импорта и снижения экспорта нефтепродуктов. За счет разницы между ростом цен на нефть и нефтепродукты, отметил Сидорский, белорусская экономика не досчиталась около 200 млн. долларов.
Председатель Комитета государственного контроля Беларуси Зенон Ломать, со своей стороны, 5 января успокаивал: «С канистрами на заправки бежать не надо. И повышение цены на бензин не ожидается. В предстоящие праздничные и выходные отдыхайте, радуйтесь жизни. Оптимизма вам и удачи, спокойствия и уверенности в завтрашнем дне».
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |