Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
17.08.2007 «Зеркало недели» № 29 (658) 11
Владимир КРАВЧЕНКО
Тихо и неспешно Москва создает в Новороссийске систему базирования для кораблей Черноморского флота. «Через пять лет в Новороссийске мы завершим строительство заградительных молов и причалов. В результате здесь смогут разместиться до ста кораблей и судов Черноморского флота» — сообщил главком ВМФ РФ Владимир Масорин. Из пяти причалов три уже построено, отметил российский адмирал, ведутся работы по строительству заградительных молов. По его словам, ожидается, что после завершения строительства в Новороссийске будет базироваться до трети кораблей ЧФ. Кроме того, к 2017 году предполагается создать еще один пункт базирования — в Темрюке. «Любой флот, в том числе и Черноморский, обязательно должен иметь всю необходимую инфраструктуру для базирования на собственной территории. Это аксиома, без которой нет развития флота», — считает главком российского ВМФ.
Работы в Новороссийске ведутся в рамках федеральной целевой программы «Создание системы базирования Черноморского флота на территории РФ в период 2005—2020 годов». Ее инициатором в 2003 году выступил Владимир Путин. Принятая правительством в 2005-м, ФЦП предусматривает, что в течение ближайших пяти лет на создание пункта базирования Черноморского флота в Новороссийске будет выделено 12,3 млрд. рублей. Всего же на реализацию этой программы предполагается затратить 47,650 млрд. рублей. После 2012 года в рамках этой ФЦП будут создаваться другие объекты инфраструктуры флота, в том числе для береговых войск, авиации и тылового обеспечения.
На последнем заседании морской коллегии при российском правительстве Владимир Масорин сообщил, что на создание социальной инфраструктуры при строительстве новой базы ЧФ в Новороссийске необходимо дополнительно изыскать 25 млрд. рублей. Эксперты, кстати, полагают, что посодействует развитию социальной инфрастуктуры на российском побережье Черного моря и то, что в Сочи в 2014 году состоится Олимпиада. Но неизвестно, будут ли в полном объеме реализованы заложенные в ФЦП планы, поскольку в Новороссийске намерения военных относительно использования новороссийского порта вошли в противоречие с интересами российского бизнеса. Уже сегодня, например, у российского Минобороны наблюдается проблема с выкупом земельных участков под объекты новой морской базы.
Тем не менее, анализируя характер и объем строительных работ (эти данные есть на сайте «Федеральные целевые программы» по адресу http://fcp.vpk.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2007/179/), эксперты делают вывод, что закладываемые в Новороссийске и в прилегающих портах мощности позволяют принять флот в объемах, сопоставимых с той частью ЧФ России, которая базируется в Украине. На то, что российское руководство в ближайшие годы будет сокращать военное присутствие в нашей стране, переориентируясь на Новороссийск и другие пункты базирования на российском побережье Черного моря — Темрюк, «Тамань», «Кубань», указывают и другие признаки.
Так, в последние годы наметилась тенденция к сокращению численности личного состава российского ЧФ, находящегося на территории Украины. Кроме того, ремонт и техническое обслуживание кораблей и судов ЧФ России все чаще происходит за пределами Украины. Как правило, это либо болгарские судоремонтные заводы, либо российские. И наконец, не стоит упускать из виду и намерение россиян отказаться от эксплуатации радиолокационных станций предупреждения о ракетном нападении в Севастополе и Мукачево: 12 июля российское правительство внесло в Госдуму законопроект о денонсации межправительственного договора с Украиной о системах предупреждения о ракетном нападении.
Сказанное вовсе не означает, что россияне готовы спустить «триколор» в Севастополе в 2017 году. Безусловно, российские политики вынуждены принимать во внимание тот факт, что украинская власть постоянно повторяет: «в соответствии с соглашениями, 2017 год — это последний год пребывания Черноморского флота России на территории Украины». Некоторые даже серьезно относятся к этим словам. Но как бы ни комментировали ситуацию с ЧФ депутаты Госдумы, официальная российская позиция на сегодняшний день остается такой, как ее озвучил в 2003 году Владимир Путин: создание пункта базирования в Новороссийске «не значит, что мы будем оставлять нашу основную базу в Севастополе».
Никто не изменял и текст «Морской доктрины РФ на период до 2020 года», в которой сказано, что одним из направлений национальной морской политики России является «совершенствование правовой базы функционирования Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, сохранение города Севастополя в качестве его главной базы». Что же касается Новороссийска, то, по словам первого вице-премьера российского правительства Сергея Иванова, там идут работы «не для кораблей, которые сейчас в Севастополе базируются, а для тех кораблей, которые после развала Советского Союза у нас оставались без причала, без технического обслуживания, без береговых баз».
То, с каким упрямством Кремль цепляется за дальнейшее существование военно-морской базы в Украине, за дальнейшее военное присутствие в Крыму, может показаться странным. Ведь российский Черноморский флот уже давно потерял свое военно-стратегическое значение: зажатый в Черном море проливами, ЧФ не имеет оперативного простора. В этом отношении для россиян куда большее значение имела бы база в сирийском порту Тартус или в одном из черногорских портов, которая позволила бы россиянам чувствовать себя более уверенно в Средиземном море. Не случайно в недрах российского Минобороны зреют планы придать Черноморскому флоту статус флотилии. Кроме того, проводимая Киевом политика «тип на тип, класс на класс» не позволяет Москве провести модернизацию базируемой в Украине части флота, в результате чего происходит естественный процесс технического старения и морального устаревания плавсредств.
Однако Черноморский флот России уже давно из военно-стратегического фактора превратился в политический. Для российского политического руководства военно-морская база в Украине — средство влияния на политические процессы в Крыму и серьезный рычаг давления на официальный Киев. Поэтому сегодня для Кремля задача-минимум — продлить украинско-российские соглашения и остаться в Крыму в той или иной форме и после 2017 года. Задача-максимум — усилить Черноморский флот путем его модернизации и переоснащения. Конечно же, «ради усиления безопасности в Черноморском регионе» и «поддержания по-настоящему дружеских отношений России с братской Украиной».
В Киеве же полагают, что размещение иностранной военной базы на территории Украины представляет угрозу для национальной безопасности нашей страны и не способствует безопасности в регионе. Официальная позиция Украины заключается в том, что в 2017 году российский Черноморский флот должен покинуть территорию Украины, хотя некоторые высокопоставленные украинские чиновники, в частности премьер-министр Виктор Янукович, и позволяли себе делать реплики в том духе, что «вопрос базирования Черноморского флота Российской Федерации на украинской территории после 2017 года будет решаться исходя из того, насколько это будет выгодно Украине и России».
В украинской столице апеллируют к статье 17 Конституции Украины, которая запрещает размещение на территории страны иностранных военных баз (напомним, что пребывание российских военных моряков сейчас регулируется только пунктом 14 переходных положений Основного Закона), а также к статье 25 украинско-российского соглашения «О статусе и условиях пребывания ЧФ РФ на территории Украины», подписанного в 1997 году. В этой статье говорится, что «соглашение заключается на 20 лет, отсчитываемых с даты начала его временного применения. Срок действия соглашения будет автоматически продлеваться на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Сторон не уведомит письменно другую Сторону о прекращении действия соглашения не позднее чем за один год до истечения срока его действия».
И Киеву, если он действительно хочет, чтобы 2017-й был последним годом пребывания ЧФ России в Украине, уже сегодня надо обсуждать процедуру вывода военно-морской базы из Севастополя. Поскольку, как показывает история с выводом российских баз из Грузии и Приднестровья, она может затянуться на долгие годы. К тому же необходимо согласовать не только график вывода, но и документы (например, акт сдачи-приемки), которыми должны обменяться российские моряки с представителями украинской власти. Но главное — добиться от россиян официального согласия начать вывод ЧФ с территории Украины с указанием точных дат.
На последнем заседании подкомиссии по вопросам функционирования ЧФ РФ и его пребывания на территории Украины украинская делегация обратилась к россиянам с предложением подготовить график вывода кораблей и подразделений российского флота из нашей страны. Но у российского руководства пока нет намерений обсуждать этот вопрос. В этой связи серьезной проблемой для Киева является то, что в базовых украинско-российских документах отсутствует обязательство России вывести Черноморский флот с территории Украины. Это дает россиянам формальные основания еще долгое время не соглашаться проводить переговоры о выводе. Дескать, наступит 2017 год — тогда и будем говорить.
В этом отношении очень показателен ответ официального представителя МИД России Михаила Камынина на вопрос «будет ли Россия вносить в повестку дня переговоров с Украиной вопрос о подготовке графика вывода Черноморского флота из Крыма, как это предлагают в Киеве?». Из его весьма витиеватого ответа следовало, что главная цель переговоров — обеспечение условий, необходимых для полноценного функционирования ЧФ РФ в Украине, а «не гипотетические рассуждения на политические темы».
Поэтому кажется маловероятным, что в ближайшие годы Кремль изменит свою позицию и украинским переговорщикам удастся добиться от Москвы согласия начать вывод своих подразделений, с тем чтобы 2017-й стал действительно последним годом пребывания российского ЧФ в Украине. Учитывая рост геополитических амбиций у Кремля, такое развитие событий российская власть будет рассматривать как унижение России. В нынешней ситуации куда более реален сценарий, что после 2017 года россияне и далее будут находиться в Севастополе. Они либо добьются продления на пятилетний срок соглашения «О статусе и условиях пребывания ЧФ РФ на территории Украины», либо изменят юридический статус базы Черноморского флота в Крыму (снижение статуса до уровня пункта базирования или пункта материально-технического обеспечения и подписание нового документа, регулирующего этот вопрос).
Не исключен также вариант, что ЧФ будет находиться в Украине вообще без необходимого юридического оформления своего дальнейшего присутствия в нашей стране. В любом случае уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что россияне будут стараться максимально затянуть переговоры по выводу российского ЧФ, используя всевозможные рычаги давления. Ведь, повторимся, для Москвы важна не столько сама база, сколько российское военное присутствие в Крыму как элемент непосредственного влияния на украинские политические процессы.
Сегодня становится все более очевидным, что, решая проблему 2017 года, Киев должен использовать лишь политико-дипломатические методы и не прибегать к силовым рычагам, иначе россияне примут ответные жесткие меры. Однако политического инструментария Киева мало для того, чтобы решить эту проблему. А значит, вопрос вывода Черноморского флота России с территории Украины необходимо выносить за рамки двусторонних отношений, всячески привлекая к решению этой проблемы международное сообщество. В противном случае Киев, оставшись наедине с Москвой, всегда будет находиться в проигрышной ситуации без единого шанса на победу, а проблема пребывания Черноморского флота в Украине не будет решена десятилетиями.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |