Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
10.08.2007. KM.ru
Факты: Александров Михаил Владимирович, руководитель отдела Закавказья Института стран СНГ, родился в 1960 году в Москве. Закончил факультет международных отношений МГИМО МИД СССР в 1982 году. До 1993 года занимался дипломатической деятельностью. Работал в посольствах России в Новой Зеландии и Зимбабве. Также занимал различные должности в центральном аппарате МИД. Работал в Австралийском национальном университете в Канберре. С 2003 года работает в Институте стран СНГ.
В 1990 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Проблема СОИ в отношениях между США и западноевропейскими членами НАТО». В 1997 году в Австралийском национальном университете защитил докторскую диссертацию «Российско-казахстанские отношения в постсоветский период». Имеет многочисленные публикации в российской и зарубежной печати. Тематика: внешняя политика СССР и России; концепция национальной безопасности России; политическая ситуация в Восточной и Западной Европе; военно-политические отношения между Россией и Западом, а также проблематика СНГ (Средняя Азия и Закавказье).
Безусловно, одним из самых громких международных скандалов последнего времени, в который оказалась втянутой Россия, стал инцидент с вторжением в воздушное пространство Грузии НЛО, сбросившего невзорвавшуюся противорадарную бомбу на грузинское село Цителубани. Естественно, что, по мнению Тбилиси, ответственность за это «инопланетное вторжение» в Грузию несет не кто иной, как Россия.
На мой взгляд, это чистой воды провокация, инспирированная грузинским руководством. Его проблема состоит в том, что в последнее время ситуация вокруг грузино-абхазского и грузино-южноосетинского конфликтов во многом ушла в тень мирового информационного пространства.
И это не может не беспокоить Саакашвили, потому что для того, чтобы воплощать свой силовой сценарий «восстановления территориальной целостности Грузии», ему необходима поддержка со стороны Запада. А если ее нет, то Грузия автоматические лишается каких-либо рычагов давления на Абхазию, Южную Осетию и Россию, которая является посредником в процессе мирного урегулирования.
Так что Тбилиси жизненно необходимо постоянно сохранять напряженный фон в отношениях с Россией, чтобы иметь повод апеллировать к Западу, заставляя его оказывать давление на нашу страну. Только так Саакашвили может разрешить существующие конфликты в выгодном для Грузии русле.
Мы помним, что последнему инциденту предшествовал кризис в связи с вводом Тбилиси вооруженных формирований в Кодорское ущелье Абхазии. А затем возникла конфликтная ситуация в связи с арестом российских военнослужащих. Все эти темы вызывали определенный ажиотаж на Западе и заставляли его элиты выказывать свое отношение к российско-грузинским конфликтам. Конечно же, в том ключе, который выгоден Грузии.
Саакашвили любит обращаться к «демократической общественности» стран Запада с просьбой оказать на РФ соответствующее давление. Полагая, что мы будем вынуждены прислушиваться к мнению этих т.н. «общественников», а также (что гораздо важнее) западных лидеров. А в результате последние все чаще поднимали «грузинскую тему» в ходе своих переговоров с Москвой.
Однако в последние несколько месяцев никаких значимых поводов для того, чтобы начать очередную антироссийскую кампанию, у Грузии не было. Ту комиссию, которую недавно создал Саакашвили по определению статуса Южной Осетии, южноосетинские власти просто игнорируют. В результате в лучших традициях больных шизофренией он ведет переговоры с самим собой.
Нужно было что-то срочно предпринять, чтобы снова оживить внимание Запада к грузинским проблемам. И ничего лучше очередной по счету «сольной провокации» президент Грузии не придумал. Сбросил холостую бомбу на собственное село и обвинил в этом «акте агрессии» Россию. При этом выдвинул несколько крайне уязвимых аргументов в обоснование своих обвинений.
На днях я участвовал в дискуссии с одним членом грузинского парламента. В прямом радиоэфире он заявил, что «России это было нужно для того, чтобы продемонстрировать свою силу». Но ведь это полная чушь! У России всегда было достаточно поводов и возможностей для того, чтобы продемонстрировать свою силу. Причем при иных обстоятельствах и на совершенно законных основаниях.
Например, когда Грузия вводила свои войска в Кодорское ущелье, они без сопротивления преодолели пост российских миротворцев. Если бы мы хотели продемонстрировать силу, неужели не воспользовались бы столь благоприятной ситуацией? Ведь на нашей стороне были соглашения об урегулировании ситуации в зоне конфликта. Так что мы могли бы на абсолютно законных основаниях разбомбить к чертовой матери эту колонну.
Хотя, по сути, ведь никто и не сомневается, на чьей стороне сила, потому что 143-миллионная Россия с ядерным оружием и динамично развивающейся экономикой с одной стороны и 4-миллионное население нищей Грузии с другой — это несоизмеримые величины. Так что у великой России нет и по определению быть не может таких комплексов, как у карликовой Грузии. Россия не нуждается в дешевом самоутверждении, к которому так часто любит прибегать Саакашвили.
Или возьмем недавний конфликт в Южной Осетии в связи со строительством российскими миротворцами объездной дороги вокруг ряда грузинских сел, когда их жители закидали наших солдат яйцами и прочей провизией.
Напомню, тогда наши миротворцы не стали разбираться с местными жителями, а просто ушли. Хотя я лично считаю, что им не следовало быть столь мягкотелыми. Но факт остается фактом — мы не стали тогда открывать огонь или пытаться как-то еще разогнать эту публику и грузинские полицейские формирования, которые ее поддерживали.
Таким образом, еще раз подчеркну: аргумент о демонстрации силы со стороны России таким странным образом, как сбрасывание дефектной бомбы, не выдерживает никакой критики. Потому что мы бы таким способом продемонстрировали скорее свою полную несостоятельность в военной сфере (дескать, посмотрите, у русских нет даже нормальных бомб).
Второй аргумент грузинской стороны состоит в том, что Москва якобы хотела показать, что она способна уничтожить радиолокационную станцию недалеко от Цителубани. Однако подумайте сами: зачем сбрасывать с самолета бомбу, если эта станция и так находится в зоне прямой досягаемости нашей артиллерии (дислоцированной в Южной Осетии)?! У России нет никакой необходимости так подставляться, вторгаясь на чужую территорию и сбрасывая неразорвавшуюся бомбу. Так что этот аргумент тоже полностью несостоятелен.
Россия, напротив, в максимальной степени заинтересована в том, чтобы не обострять ситуацию в зоне грузино-южноосетинского конфликта и тем более не привлекать внимание международного сообщества к проблемам Грузии. Памятуя о том, что мы только что получили право на проведение зимних Олимпийских игр в Сочи и планируем привлечь Абхазию к их подготовке. Так что нам нужен спокойный регион.
Единственная страна, которая действительно заинтересована в подобном конфликте, — это сама Грузия. Посмотрите, они сразу же сорвали совместное заседание Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-южноосетинского конфликта. Понятно, что это делается для того, чтобы обвинить нашу страну в «акте агрессии» и попытаться добиться от международных институтов, чтобы ее вывели из числа посредников грузино-южноосетинского конфликта.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |