Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
10.08.2007. Независимая газета
Наталья Харитонова
Президентская Республика Казахстан в скором времени должна стать президентско-парламентской, а позже – парламентско-президентской республикой.
Особый интерес участников круглого стола вызвала дискуссия о партийном строительстве в Казахстане. Для казахстанского электората близится час "Х". 18 августа граждане Республики Казахстан определятся со своим выбором. И политическая реформа, столь быстро реализовавшаяся на бумаге, претворится в жизнь.
Важно заметить, что в политической практике Казахстана уже стало доброй традицией проводить политические преобразования в весьма сжатые сроки. И, что принципиально, практически все изменения так или иначе носили позитивный характер, пусть даже этот позитив проявлялся не сразу. Этому в первую очередь способствовала сильная президентская власть в республике, когда важнейшие решения проводились волевым усилием главы государства. Но чтобы президентская власть обрела столь широкий круг полномочий, нужно было, к примеру, дважды распустить парламент в середине 90-х годов.
Сегодня ситуация меняется в противоположную сторону. Президентская Республика Казахстан в скором времени должна стать президентско-парламентской, а по мере укрепления демократической традиции в стране – парламентско-президентской республикой. Данный вектор достаточно четко прослеживается в конституционных поправках, принятых в мае этого года и ставших основой конституционной реформы. Сама реформа была проведена в контексте рекомендаций Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ и стала большей частью итогом ее двухгодовой работы. После принятия поправок в Конституцию парламентом был принят пакет конституционных законов: "О Президенте Республики Казахстан", "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов", "О Правительстве Республики Казахстан", "О выборах в Республике Казахстан" – эти законы являются законодательным фундаментом общественно-политической системы государства. Результатом стало повышение роли парламента, укрепилась роль политических партий, и соответственно расширилось участие казахстанского общества в политическом процессе, судебная система стала более независимой, открылись новые возможности для демократической модернизации страны и т.д.
Происходящие в политической системе Казахстана изменения достаточно широко обсуждаются в среде политических и политологических сообществ соседних с РК стран, и прежде всего в России. Прошедший 7 августа в агентстве РИА Новости (при содействии Комитета международной информации МИД РК) круглый стол "Власть и общество: парламентские выборы в Казахстане и России" показал, насколько в России интересуются этой тематикой. Действительно, речь шла преимущественно о Казахстане и его опыте политического реформирования. И представители правящей партии "Нур Отан", и главы некоторых оппозиционных казахстанских партий представили тот вклад, которые они внесли в процесс политической модернизации Казахстана. Особый интерес представляла дискуссия о партийном строительстве в Казахстане – там, как и в России, достаточно четко обозначена перспектива формирования двухпартийной системы. И если с будущей партией власти все более или менее понятно – для Казахстана это "Нур Отан", для России – "Единая Россия", то со второй партией ситуация не столь однозначна
С одной стороны, это вопрос количества партий – их может быть две, а может быть и более двух – первая и вторая партия власти и несколько мелких "по интересам". Второй момент – это идеологическая составляющая партийного ландшафта. И в России, и в Казахстане между правящей партией и оппозицией нет четких идеологических различий. В Казахстане это усугубляется еще и тем, что на протяжении последних двух лет там происходили значительные перемещения на партийном поле, которые в целом можно охарактеризовать как "слияния и поглощения". Третий немаловажный момент – то, что в большинстве случаев, и особенно это характерно именно для Казахстана, политические партии "заточены" под своих лидеров. Чрезмерная персонифицированность политики дает обратный эффект в случае, когда мы говорим о формировании политического сознания населения. Четвертое – переход к пропорциональной системе общенациональных выборов. Традиционно внимание здесь акцентируется на том, что пропорциональная система является идеальной для стран становящейся демократии. Но, что более важно, такая система позволит, с одной стороны, контролировать региональные элиты, а с другой – интегрировать их в общенациональный политический процесс в составе той или иной партии.
Как бы то ни было, но Казахстан сделал очередной шаг на пути политической модернизации. Казахстанское общество, по признанию руководства страны, "созрело" для нового этапа демократических преобразований. Здесь важно отметить, что президент РК Нурсултан Назарбаев ведет линию демократизации страны вслед за экономической модернизацией – здесь Казахстан, как известно, добился также впечатляющих результатов.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |