Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Правление политической партии "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ), представленной Сейме Латвии и Европарламенте, вчера, 18 августа, приняло обращение к председателю Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации и всем пяти фракциям российского парламента, озаглавленный "Ратифицируя договор о границе, не забывайте о соотечественниках в Латвии". В ЗаПЧЕЛ благодарны Российской Федерации и в частности депутатам Госдумы за энергичное отстаивание прав российских соотечественников, но считают, что в этой благородной работе в настоящее время необходимо выделить ряд приоритетных направлений. Приводим полный текст этого обращения:
19.08.07, www.regnum.ru
3 сентября начнется последняя сессия Государственной думы России 8 созыва. И одним из первых вопросов повестки дня будет ратификация договора между Латвийской Республикой и Российской Федерацией о государственной границе между Латвией и Россией. Мы с пониманием относимся к тому, что в последние два года приоритетом внешней политики России в отношении нашей страны объявлена ратификация подписанного 10 лет назад договора о неизменной в течение последних 63 лет границе между Латвией и Россией. Наши депутаты в Сейме Латвийской республики на всех этапах прохождения договора через парламент голосовали "за", надеясь, что способствуют улучшению отношений между двумя странами. В то же время наши избиратели и сторонники, в течение 16-ти лет лишенные избирательного права, напоминают партии и о других приоритетах.
1. В первую очередь, это социальный договор, предусматривающий, в числе прочего, взаимный зачет трудового стажа, накопленного на территории сторон. Переговоры о заключении такого договора ведутся более 10 лет. Как известно, негражданам Латвии, в отличие от граждан, трудовой стаж, накопленный до 31 декабря 1990 года за пределами Латвии, не засчитывается в страховой стаж, используемый для начисления пенсии по возрасту. Латвийское министерство благосостояния считает, что среди латвийских пенсионеров имеется не менее 15 000 лиц, которым не доплачивается пенсия в связи с накоплением трудового стажа на территории РСФСР. Общие потери в их пенсии составляют до 6 миллионов латов (120 миллионов рублей) в год. Проектом соглашения предусмотрено, что эти деньги должна выплачивать латвийская сторона. Латвийский законодатель категорически отказывается отменить упомянутое ограничение для неграждан. Имеющая характер прецедента соответствующая индивидуальная жалоба находится на рассмотрении в Большой палате Европейского суда по правам человека. Россия официально отказалась быть посредницей в этом процессе. В то же время Латвия готова незамедлительно заключить соответствующее соглашение с Россией. Из стран СНГ социальное соглашение с Латвией, защищающее интересы неграждан, пока имеет только Украина.
2. Упомянутый выше незачет трудового стажа - лишь одно из 70 введенных для неграждан Латвии ограничений. Еще в октябре 1991 года часть жителей Латвии были лишены всех политических и части других прав по признаку происхождения их или их предков. На 2007 год в Латвии проживают 393 тысячи неграждан: 17% населения или 42% латвийских этнических меньшинств. Среди неграждан Латвии 66% - этнические русские, и 89% - представители трех братских славянских народов - русского, белорусского и украинского. Ряд дискриминационных различий между гражданами и негражданами Латвии заложены в различные двухсторонние и многосторонние договоры. Такие ограничения устанавливает 161 страна. К сожалению, среди них - 7 стран СНГ, включая Россию.
В отношении России речь идет о двух заключенных в 1993 году договорах: 1) о правовой помощи и правовых отношениях в гражданских, семейных и уголовных делах (3 февраля 1993 года);
2) о передаче осужденных для отбывания наказания (4 марта 1993 года). В первом из них (ст. 1, 11, 16, 17, 19, 22, 26, 62(1)) различные льготы в отношении юридической защиты, бесплатной правовой помощи, освобождения от судебных издержек, пересылке документов, консульской помощи, признания браков, дееспособности, усыновления предназначены исключительно для находящихся на территории России граждан Латвии. О негражданах же лишь передаются сведения о судимости и привлечении к уголовной ответственности (ст. 76, 77).
Во втором договоре (ст.1) право выдачи латвийских осужденных для отбывания наказания в родной стране распространяется только на граждан Латвии.
3. Граждане Латвии имеют право въезда без виз в 77 стран. Из них лишь 30 стран принимают без виз латвийских неграждан. В 2006 году стран, готовых принять латвийских неграждан без виз, было только 7, и лишь благодаря представительству нашей партии в Европарламенте удалось добиться безвизового въезда неграждан Латвии в большинство стран ЕС. Среди стран, признающих право безвизового въезда неграждан ЛР на свою территорию, до 2001 года была и Россия. Из стран СНГ лишь Грузия устанавливает в настоящее время безвизовый режим для латвийских неграждан.
4. На территории Латвии проживают около 10 000 участников Великой Отечественной войны. Они не пользуются никакими официальными льготами. Зато различные льготы, как политически репрессированные лица, получают легионеры СС, стрелявшие им на фронте в лицо, и "национальные партизаны", стрелявшие им в спину.
5. На территории Латвии в 345 братских могилах похоронены около 160 тысяч советских воинов, павших в боях за ее освобождение. Вопросы ухода за воинскими захоронениями регламентируются соглашением правительств наших стран "По вопросам социальной защищенности военных пенсионеров Российской федерации и членов их семей, проживающих на территории Латвийской Республики" от 30 апреля 1994 г. Соглашением (ст.13) обязанности по уходу за упомянутыми братскими могилами и другими памятниками возложены на латвийскую сторону. В то же время нам неизвестны случаи выделения соответствующих средств из госбюджета Латвии. Исключением являются усилия отдельных местных самоуправлений, где значительную роль играют депутаты от нашей партии.
6. Начавшееся с 1996 года планомерное вытеснение русского языка из преподавания в школе привело к известной "школьной реформе 2004 года". В акциях протеста против не оправдываемого никакими логическими аргументами перехода образования в школе преимущественно на латышский язык участвовало абсолютное большинство русских школьников. Тем не менее, соответствующие законодательные акты были приняты, и сворачивание образования на русском языке продолжается. В 2006 году лишь 27% школьников обучались на русском языке, в то время как лица, для которых русский язык является родным, составляют 40% населения. По состоянию на 2006 год, из 33 административно-территориальных единиц Латвии в 11 полностью отсутствует возможность получения среднего, а в 9 - и начального образования на русском языке. Еще в 8 единицах (в сумме - 17 из 33) существует по одному русскому начальному классу на район. Известны различные исторические прецеденты достижения двухсторонних и многосторонних соглашений, обеспечивающих право национальных меньшинств получать образование не родном языке. Примером является соглашение между Данией и Германией, подписанное под угрозой Дании использовать свое право вето на принятие Германии в НАТО.
7. Мы благодарны Российской Федерации и, в частности, депутатам Государственной думы за энергичное отстаивание прав российских соотечественников. Мы считаем, что в этой благородной работе в настоящее время необходимо выделить следующие приоритетные направления:
7.1. Незамедлительное подписание и ратификация социального соглашения с Латвией. Обращение (или иной способ координации действий) к странам СНГ с призывом последовать примеру России. Оказание правовой помощи в соответствующем процессе в ЕСПЧ.
7.2. Принятие односторонней Декларации о распространении прав, предусмотренных в упомянутых в п.2 двухсторонних договорах, также и на неграждан Латвии. Обращение к странам СНГ с призывом последовать примеру России.
7.3. Восстановление безвизового режима поездок в Россию для латвийских и эстонских неграждан. Способствование этому процессу в других странах СНГ.
7.4. Распространение российских льгот для ветеранов Великой Отечественной войны на ветеранов, проживающих в Латвии, независимо от их гражданства: регулярная выплата соответствующих денежных компенсаций по спискам, согласованным с посольством РФ в ЛР.
7.5. Мониторинг выполнения латвийской стороной соглашения об уходе за памятниками и захоронениями.
7.6. Инициирование переговоров с Латвией о соглашении по вопросам образования.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |