Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Почему буксует «Государственная программа содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»? – задаёт вопрос автор и тут же отвечает - Потому что не согласованы Указ Президента России и программы территорий.
18.08.07, http://www.homeru.com/news
Чернов Леонид,Украина, г. Запорожье
Прошел год с момента принятия Указа Президента России № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».
Шесть месяцев программа уже работает, вернее сказать не работает. Что же случилось? Нам соотечественникам, проживающим за рубежом трудно судить об этом. Источников информации из России у нас недостаточно из тех, что доступны, эта тема практически не обсуждается. На фоне тех событий, которые происходят в мире, конечно, эта тема не на первом месте.
Собиранием своих людей на своей территории занимаются многие государства. Германия например приглашает немцев, Израиль собирает евреев, вот и Россия решила собрать соотечественников. Соотечественник понятие конечно более размытое, чем немец или еврей, но уже приятно. Хоть и завуалировано, но приятно, нас ждут. Хотя, чем плохо приглашать народы России? Заявить о том, что приглашаем в Россию русских (украинцев, белорусов суть одно и тоже), в Татарстан татар, в Чувашию чувашей, в Бурятию бурят, в Якутию якутов, в Осетию осетин и т. д. Пусть даже кто-то из них никогда не жил на территории России, но как-то более конкретно выглядит.
Зачем же России соотечественники? Вот что гласит Указ: «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее — Государственная программа), направлена на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов.
Государственная программа будет способствовать социально-экономическому развитию России, что невозможно без кардинального изменения демографической ситуации.
Содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее — соотечественники), является одним из направлений решения демографической проблемы. Воспитанные в традициях российской культуры, владеющие русским языком и не желающие терять связь с Россией, соотечественники в наибольшей мере способны к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества».
Соответствуют ли цели и задачи, изложенные в Указе, целям и задачам в областных программах? Каждая область постаралась представить свою программу. В целом они похожи одна на другую. Наверное, структуру спустили сверху. Вот под эту структуру все и написали. С другой стороны такое описание позволяет легко сравнивать. Возьму два показателя площадь территории и количество переселенцев, которое территория может принять за период действия программы.
Территория |
Площадь,тыс.км2 |
Кол-во переселенцев |
Амурская область |
361,9 |
992 |
Хабаровский край |
788,6 |
1600 |
Красноярский край |
2339 |
2600 |
Тюменская область |
161,8? |
4000 |
Тверская область |
8000 | |
Калужская область |
29,9 |
8200 |
Иркутская область |
767,9 |
9000 |
Приморский край |
165,9 |
9800 |
Липецкая область |
24,1 |
10000 |
Тамбовская область |
34,3 |
20000 |
Новосибирская область |
178,2 |
21000 |
Калининградская область |
15,1 |
300000 |
Из приведенных данных можно соотнести обширность территории к возможному принятию переселенцев. Что ж данная таблица характеризует развитость территории. Понятно, что чем дальше за Урал тем территории больше, а переселяться не куда, вернее не под что. Как всегда не верим мы в развитие Сибири и Дальнего Востока. Уж больно давно и настойчиво мы обещаем освоить эти территории еще с царских времен. Очевидно, что те, кто готовил программы переселения, оперирует фактическими данными и мало верит в перспективы. Да и разучились мы перспективно мыслить. Сказывается чехарда 80-х – 90-х годов. Вот тут-то может быть светлые головы соотечественников, и пригодились бы? Да как-то уж разнятся сильно Указ и программы территорий. Ведь по Указу цели какие? Правильно собрать соотечественников. А по программам конкретных территорий? Привлечь трудовые ресурсы. Понятием соотечественник там и не веет. По большому счету кто закроет конкретную вакансию строителя, медика, рабочего, учителя и т. п. соотечественник или кто-то другой не так уж и важно. Главное что бы знал, умел и понимал. По большому счету территориальные программы ничего соотечественникам не предлагают. Областные программы удобно прикрылись государственным обеспечением программы переселения. Судите сами, по сути, переселенец должен получить поддержку государства въезжая на определенную территорию определенную программой. Но в действительности получается не так. Переселенец получает поддержку государства в случае, если он въезжает в определенную зону территории переселения, где нужны трудовые ресурсы. Т. е. как бы вернуться можно, но не в свою деревню, откуда родом, а в соседнюю. Можешь и в свою, конечно, но только ничего не получишь, здесь ты нам не нужен, здесь ты уже не соотечественник. Или скажем вопрос с семьей. Понятно, что везти в неизвестность всю семью сразу тяжело, а особенно если есть маленькие дети. Но компенсации, оказывается, выплатят, когда прибудут все заявленные участники переселения. А если семья сможет приехать только через год или два? А если вообще откажется приехать? Вот ты уже опять не соотечественник.
А ведь все должно быть по-другому, если исходить из того, что Россия ждет соотечественников, а не трудовых мигрантов. Областные (территориальные) программы должны дополнять общегосударственную. Должно быть, к примеру, так: «Да, конечно вы можете ехать в свою деревню и все, что государство гарантирует, будет выполнено, но если вы поедете в соседнюю деревню, то…». Вот в тут местные органы власти и должны были продумать, что они могут предложить. А вариантов здесь много. Например, предоставление жилья работодателем; компенсация за то, что переселенец не будет ввозить бытовую технику, а будет приобретать ее на месте (налоги при этом останутся если не в местном бюджете, то в Российском); или льготный кредит в местном банке под гарантии местной власти или работодателя на приобретение бытовой техники которую не ввозили; кредит на приобретение жилья без первого взноса (кстати, на Украине понятие первоначальный взнос уже кануло в лету); выплаты тем, кто переселяет с собой трех и более детей; поддержка в переобучении; поддержка в обучении в ВУЗах детей переселенцев (через кредитование или на прямую) и многое другое, идей можно подать много. Ничего подобного ни в одной из местных программ нет. Тут либо считать не хотят, либо действительно разницы между понятием соотечественник и трудовой мигрант не делают. А ведь можно еще подумать над теми, кто возвращается на Родину, т. е. родом с данных мест. Тоже можно учесть в территориальных программах. Для трудового мигранта понятие Родина в этом отношении мало чего значит, а вот для соотечественника…
Большой и серьезный вопрос недопущение социального конфликта между теми, кто живет постоянно и, кто переехал. Трудно судить издалека, делается ли в этом направлении что-нибудь, но то, что это нужно делать – однозначно. «Понаехали тут», от этой фразы в обиходе нужно уйти заблаговременно. Не знаю, проводится ли в местных СМИ разъяснительная работа о том кто такие соотечественники? Думаю, что большинство из них (соотечественников) люди, которые волею судьбы в одночасье оказались за пределами Родины. Кто-то в свое время распределялся после ВУЗов по просторам СССР, кто-то нес службу по приказу государства в разных точках СССР, а есть и такие кто искал лучшей доли. Но пришло время и возможность возвращаться. А примет ли Родина назад своих соотечественников? А может мы просто мигранты?
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |