Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
10.08.2007. Третий путь
Валерий Кот, Андрей Обозов
Не смотря на то, что назначение Юрия Жадобина на пост руководителя КГБ предрекало очевидные кадровые перемещения в КГБ Беларуси, месяц, прошедший после назначения, никаких существенных потрясений не принес.
По всей видимости, Ю. Жадобин, как человек осторожный, пока не спешит проводить масштабные мероприятия в своем ведомстве. Новый председатель принимает «хозяйство», оставленное предшественником. А «хозяйство» это, к слову сказать, при Степане Сухаренко поднялось за 2,5 года на невиданную доселе высоту, что не удавалось ни при одном его руководителе периода правления А.Лукашенко.
За это время С. Сухаренко были значительно законодательно расширены права и полномочия КГБ, что повлекло значительное увеличение штатной численности личного состава, объемов финансирования и улучшение материально-технической базы комитета; произведены кадровое реформирование и структурная реорганизация КГБ по основным видам деятельности.
Появился ряд вновь образованных главных управлений с созданием соответственно дополнительных полковничьих и генеральских должностей. Обозначился приоритетный вид деятельности – «защита конституционных интересов страны». За счет всего этого произошло значительное усиление структур Главного управления по защите конституционного строя и борьбы с терроризмом (по сути дела на это управление возложена функция политического сыска). В его рамках создано подразделение, которое занимается исключительно лицами, «дискредитирующими Республику Беларусь и органы власти страны».
Проведено боевое и техническое переоснащение современными видами боевого вооружения и другой техники, а также оснащение специальными техническими средствами подразделений КГБ, специализирующихся на негласных оперативных, оперативно-технических мероприятиях и спецоперациях.
Таким образом, сегодня, несмотря на свою относительную малочисленность, КГБ вновь превращается в наиболее мощную и самостоятельную среди силовых структур организацию, к тому же связанную формально и неформально множеством нитей со спецслужбами России.
Исходя из изложенного, можно сказать оппонентам и критикам экс-шефа КГБ, что они заблуждаются, недооценивая его способности. Действительно, внешне создавалось впечатление, что деятельность КГБ Беларуси заключалось только в борьбе с инакомыслием, оппозицией, и что борьба эта основывалась на личной преданности А.Лукашенко.
Но не все так просто как кажется на первый взгляд. Наивно было бы думать, что С. Сухаренко создал такой мощный потенциал без реальной поддержки ведомства высшими эшелонами власти, не имея серьезных планов и разработок на будущее.
Ограничится ли сегодняшняя ситуация вокруг КГБ только кадровыми перестановками?
Для осмысления и понимания этого вопроса и прогнозирования дальнейшего развития событий, любопытно обратиться в недавнее прошлое, к некоторым официальным документам, говорящим о возможности возникновения угрозы номенклатурного переворота. Один из таких документов – представленная А. Лукашенко депутатом «Палаты представителей» «Национального собрания» Виктором Кучинским докладная записка от 08.02.2005 г., где он даёт вполне объективную оценку КГБ как субъекту оперативно-розыскной деятельности, способную создать серьезные проблемы действующей власти. Приведем часть её текста, касающуюся рассматриваемого вопроса:
…События в Украине показывают, что нелояльность даже одного силового ведомства может создать серьезные проблемы для действующей власти. Ключевым звеном в произошедшем номенклатурном перевороте стала Служба Безопасности Украины (бывший КГБ Украины), поддержавшая клан В. Ющенко.
Модель событий на Украине позволяет спроецировать ее и на Беларусь, выделив потенциально опасные звенья.
Согласно ст.7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Республики Беларусь предоставляется оперативным подразделениям: органов внутренних дел; органов государственной безопасности; пограничных войск; Службы безопасности Президента Республики Беларусь; органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь; таможенных органов; органов внешней разведки Министерства обороны Республики Беларусь.
Для решения задач номенклатурного переворота орган ОРД должен обладать следующими возможностями: иметь инфраструктуру и агентурную сеть на всей территории страны; собственные подразделения разведки (для ведения наружного наблюдения и оперативно-технических мероприятий); оперативные и следственные подразделения; собственные силовые подразделения.
Более всего данным требованиям отвечает Комитет государственной безопасности Республики Беларусь. Однако произведенные Вами кадровые перестановки и реформа органов государственной безопасности практически исключили вероятность такого сценария, при котором КГБ РБ стал бы оплотом оппозиции и номенклатурного переворота.
Отдельного анализа заслуживает определение мотивации ряда должностных лиц, которые хотели возглавить КГБ РБ, но по объективным причинам не смогли соответствовать требованиям Главы государства…
Если в таком контексте спроецировать прошедшие события на сегодняшнюю ситуацию, то можно сделать вывод о том, что по-прежнему сохраняются условия и возможности если не номенклатурного переворота, то для продолжения дальнейшей эскалации напряжённости, как в отношениях между ведомствами, так и в стране в целом.
Сегодня специфика системы национальной безопасности Республики Беларусь такова, что, кроме КГБ, аналогичными властными полномочиями наделены достаточно много других силовых структур. Все они имеют соответствующее вооружение, технические средства и материально-техническую базу, агентурную сеть, специальные подразделения для ведения разведки, контрразведки, наружного наблюдения, проведения оперативно-технических, следственных мероприятий, а также спецопераций и способны на высоком профессиональном уровне осуществлять контроль не только в рамках своей компетенции, но и за другими органами государственного управления (например, за тем же КГБ) и активно противодействовать им. Собственно, что и было реализовано по отношению к С. Сухаренко.
Последние скандалы свидетельствуют о том, что такая форма взаимоконтроля не может в должной мере обеспечить национальную безопасность страны и существующей системы власти. Более того – она сама представляет угрозу безопасности.
В феврале 2005 года Кучинский аргументировано доложил Лукашенко, что Комитет государственного контроля начал вести свою отдельную политическую игру и конкретно указал на попытки Департамента финансовых расследований КГК взять под свой контроль сферу деятельности прокуратуры Беларуси и других ведомств, подведомственные им оперативно-следственные инспекции и государственный таможенный комитет. По его оценке КГК значительно превосходит КГБ по сфере влияния на экономическую безопасность страны, директорский корпус предприятий всех форм собственности и территориальных органов управления. Министерство по налогам и сборам практически полностью находится под влиянием ДФР. Напомним, что ДФР КГК по закону является одним из субъектов оперативно-розыскной деятельности наряду со Службой безопасности Президента, органами МВД, Комитетом пограничных войск, Государственным таможенным комитетом, органами внешней разведки Министерства обороны и Генпрокуратурой.
Такая множественность органов государственного управления, являющиеся субъектами оперативно-розыскной деятельности неизбежно провоцирует конфликты между ними. Также это приводит к гипертрофированным формам так называемой состязательности, когда руководители этих ведомств, чтобы оправдать наличие в своем ведомстве оперативных структур, имитируют бурную деятельность по борьбе с различными видами преступных проявлений в стране, а затем громко публично отчитываются о ней, придумывая разного рода устрашающие сюжеты для общественности. Не избежал этого искушения на таком фоне и Степан Сухаренко.
Все это свидетельствует о том, что система национальной безопасности Республики Беларусь требует серьезного реформирования с учетом внешнеполитической ситуации, изменения вектора приоритетных направлений в своей деятельности, где ключевым звеном все-таки должен выступать комитет Госбезопасности.
Подведя итог, рассмотрим возможные варианты изменений на силовом поле режима.
Мы не можем отбросить вариант, о котором упоминали некоторые белорусские СМИ - объединение МВД и КГБ в одну структуру. При реализации данного варианта генерал Ю. Жадобин добросовестно вычистит весь КГБ и передаст В. Наумову либо В. Лукашенко остатки организации. Но наиболее вероятно, что грядущего объединения МВД и КГБ не произойдет, а будут произведены совершенно другие изменения.
Сектор оперативно-розыскной деятельности разделят следующие структуры: КГБ, МВД и органы внешней разведки Министерства обороны. Остальным структурам останется отдаться в этом вопросе КГБ и МВД, так как проведение ОРД будет под их контролем.
КГБ расширится и расширит свои полномочия за счет подчинения Ю. Жадобину Службы Безопасности Президента и передачи в КГБ оперативных структур и спецподразделений работающих в секторе оперативно-розыскной деятельности, например оперативных подразделений Таможенного комитета и Генеральной прокуратуры. Так же возможно подчинение КГБ Пограничных войск. Для этой цели будут изменены законы о силовых структурах, например закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и прочие. Это не быстрый процесс, но реализовать его в срок до года вполне возможно.
В результате большинство информационных и оперативных потоков замкнутся на одном человеке – Ю. Жадобине. В стране будет создан новый силовой «монстр». Таким образом, А. Лукашенко будет защищен от возможности использования какой-либо из силовых структур для проведения номенклатурного переворота (оперативно-розыскная деятельность будет сосредоточена в руках наиболее доверенных людей). Оперативно-розыскная деятельность будет упорядочена, а силовое поле страны приведено в равновесие. Надо особо отметить, что этот вариант угрожает существованию Совета Безопасности.
Осуществится ли это? Время покажет. Очевидно одно: при новом руководителе в КГБ больше не будет анекдотических шпионских разборок, историй с «голубыми» дипломатами, грузинскими террористами и дохлыми крысами на БТ, показательных отловов малолетних оппозиционеров и борьбы с мультфильмами. Будет хладнокровная, вдумчивая и серьезная работа по всем направлениям деятельности.
Генерал Ю. Жадобин, такова уж его внутренняя сущность, выполнит один к одному пожелания А. Лукашенко: структура будет действовать весьма эффективно, но при этом тихо и незаметно. КГБ уйдет от имитации активной деятельности и займется серьезными задачами национальной безопасности страны и защиты существующей системы власти.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |