Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Бондаренко Д.Я. помощник исполнительного директора
Постоянно
Действующего Совещания Глав регионов
России
и Украины «Содружество
регионов»
Речь президента Украины В. Ющенко, произнесенная 24 августа 2007 г. на Софийской площади Киева по случаю празднования 16-й годовщины независимости, фактически стала поворотным моментом окончательного свертывания демократии и перехода к этнической диктатуре в стране.
Следует обратить внимание на выбор места речи: это не площадь Независимости, как было при предшественниках, а Софийская площадь, где в 1917-1918 годах звучали универсалы Центральной Рады. «Сильная, железная духом, нерушимая держава. Мечта о ней, ее образ впервые за столетия прозвучали именно здесь, на этом месте, на этой Софийской площади». Тем самым В. Ющенко идентифицировал себя как правопреемника Украинской Центральной Рады, антироссийского органа украинского национального социализма. «В этом году мы празднуем не только 16-летие державы, а и 90-летие возрождение современной украинской государственности» (имеется в виду государственность, созданная Центральной Радой). А, если вспомнить, что Центральная Рада всегда отрицала верховенство закона, заменив его революционным правотворчеством масс, и вела политику правового нигилизма, то В. Ющенко достойный правопреемник ее идей. Он не раз это доказывал. Здесь следует вспомнить и так называемый Универсал национального единства, принятый на квазипредставительском круглом столе общественности, и неконституционный роспуск Верховной Рады. В своей политической деятельности он опирается не на закон, а на «моральные принципы», и борьбу с мифическими «врагами народа», что также прозвучало в обращении: «…досрочные парламентские выборы – это моя четкая реакция на заговор, учиненный против Украины продажными политиками». Безусловно, что подобное заявление явно противоречит национальному единству, скорее провоцирует гражданскую войну, поскольку за этими «продажными политиками» стоят голоса больше половины населения Украины. Что же касается «заговора против Украины», то здесь В. Ющенко поставил себя на одну доску с монархом: «государство – это я!».
Вспомним, что одним из принципов народного суверенитета – право народа на восстание против власти, которая ведет антинародную политику, в нашем случае, - это право парламента на импичмент, чего собственно и испугался В. Ющенко и нанес удар первым. Упразднив законодательную ветвь и блокировав работу судебной ветви власти, президент В. Ющенко фактически становится диктатором в стране: «Я знаю, як навести порядок в нашем украинском доме». Он решил изменить Конституцию под себя, получив сверхполномочия. Досрочные выборы, как известно, проблему не решат, поэтому он заранее настроен распустить новый парламент, заменив его квазипредставительной, а не выбранной всенародно, конституционной радой, которая должна будет принять новую Конституцию, окончательно упразднив народный суверенитет и устранив народ от управления государством. «Мы [надо полагать Ющенко – Д. Б.] начнем конституционное обновление. Я инициирую созыв национальной конституционной рады, которая разработает проект новой редакции Конституции Украины». По его мнению, «народ не может быть заложником выборов».
Собственно риторика обращения к народу была выдержана в духе этнического национализма Центральной Рады. Во-первых, это обращение к нации как к одному человеку: «Дорогой Украинский народ! Мировое украинство!». В. Ющенко, как и Центральная Рада в своем I Универсале в 1917 году, провозгласил свою юрисдикцию на всех украинцев Мира, подчеркивая важность этнического происхождения, его приоритет над гражданством других стран. «Украинское пространство – это мы. Это – все мировое украинство, которое стремиться к связи с державой и желает быть ее соавтором». Тезис весьма сомнителен, поскольку Украина отказывает в двойном гражданстве, а как в таком случае граждане других стран, по сути дела иностранцы, могут быть соавторами украинского государства?
Далее, президент, заявляя о едином образе Украины «от Крыма до Карпат», тем самым отказывает стране в ее этническом многообразии. «Мы – единая нация. Это – константа». Возникает справедливый вопрос: если это константа, тогда для чего это необходимо доказывать, повторять, пытаться навязать народу, заучить это наизусть? «Сильная демократическая держава, единый народ, единая нация – такой горизонт общей работы.
Я верю в Украину, где панует украинский дух, где выразительный национальный характер, где – один государственный язык».
Таким образом, В. Ющенко подчеркнул: никакого двуязычия, только один государственный язык – украинский. Не стоит доказывать, что данное утверждение президента Украины противоречит правам человека и стремлениям более половины населения страны. Но он четко взял курс на построение этнократического государства, в котором не существует таких понятий как «права человека» и «народный суверенитет».
Об этнократическом курсе говорят следующие фразы из обращения президента: «самостийная сильная держава, способная быть гарантом украинской нации», «могучий простор Украины», «держава требует укрепления», «сильная держава означает эффективное и четкое управления», «сильная нерушимая держава», «мы великая современная мировая нация», «проукраинская стратегия культурного возрождения», «Украина – это вызов!».
Особенно интересен последний тезис. Да, действительно Украина – это вызов! В нынешнем виде, при нынешнем руководстве и его курсе Украина – вызов как российской, так и общеевропейской безопасности. Во-первых, Украина демонстрирует перманентный политический кризис, высокий уровень коррупции, и правовой нигилизм, граничащий с хаосом и анархией. Во-вторых, националистический курс президента и руководимой им оппозиции ведет страну к расколу по линии Запад-Восток, что уже случилось в 2004 г. В-третьих, антироссийский и антибелорусский внешнеполитический курс, направленный на экспорт помаранчевой революции, подрыв основ стабильности политических режимов Союза Беларуси и России, а также на вступление в НАТО и поддержку американской инициативы ПРО в Европе, вызывает озабоченность у руководства соседних государств, что не добавляет международного авторитета Украине.
Кроме того, если вернуться к проблеме прав человека в Украине, то здесь мы видим не только запрет двойного гражданства и русского языка как второго государственного, а полный отказ русскоязычному населению Украины на самоопределение. В частности, президент подчеркнул: «Я резко отбрасываю очередные попытки навязать стране идеологию малороссийства и пестования чужих традиций». На этом фоне В. Ющенко неоднократно подчеркнул неизменность его «проевропейского» курса и стремление «окончательно обустроить кордон». Скорее всего, имеется в виду кордон с Беларусью и Россией, более ужесточить его, возможно, установить проволочные заграждения. Вспомним конфликты с Россией по поводу о. Тузла и маяков Черноморского флота. Что же касается западной границы, то здесь украинского президента ждет разочарование, поскольку он согласился на передачу украинско-румынского спора по поводу острова Змеиный в европейский суд, то следует ожидать, что дело будет решено в пользу члена ЕС, то есть Румынии, позиции которой юридически более весомы.
Следует также обратить внимание на поведение президента в период речи: он стоял на трибуне один, без окружения, нередко занимал диктаторские позы (Наполеона, Гитлера).
Интересно также введение В. Ющенко новой традиции, перед своим обращением к народу, так называемой «молитвы за Украину» в Софийском соборе, проводимой представителями всех, кроме канонического православия, конфессий и даже сект: непризнанной Украинской православной церковью Киевского патриархата во главе с Филаретом, Украинской автокефальной православной церкви, Украинской греко-католической (униатской) церкви, Римско-Католической церкви, союза объединений евангелистов-баптистов, адвентистов седьмого дня, Закарпатской Реформаторской Церкви, Украинской Лютеранской Церкви, Объединения иудейских религиозных организаций Украины.
Введение подобного действа очередной раз доказывает антиправославные настроения президента, его семьи и окружения. В «молитве за Украину» наряду с В. Ющенко, его женой Катериной, детьми, приняли также участие: секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Иван Плющ, глава Секретариата Президента Украины Виктор Балога, губернатор Киевской области Вера Ульянченко, мэр Киева Леонид Черновецкий, министр иностранных дел Арсений Яценюк, председатель Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко, председатель Национального Банка Украины Владимир Стельмах. Примечательно, что премьер-министр В. Янукович, как человек православный, в данном мероприятии, унижающем религиозные чувства большинства украинцев, участия не принимал.
Итак, подводя итоги, мы можем определить основные направления внутренней и внешней политики президента В. Ющенко:
- установление националистической диктатуры и формирование этнократической государственности;
- уничтожение канонического православия в Украине;
- свертывание демократии, подавление прав человека, особенно языковых и политических свобод;
- ликвидация разделения властей и народного суверенитета;
- вступление в НАТО и окончательный разрыв с Россией;
- экспорт помаранчевой революции в Россию и Беларусь.
Для реализации вышеназванных пунктов В. Ющенко необходимо преодолеть сопротивление бело-голубой оппозиции во главе с премьер-министром В. Януковичем, что может быть реализовано по следующему сценарию:
Парламентские выборы 30 сентября могут быть признаны недействительными, либо может быть проведен самороспуск парламента.
В случае отсутствия законодательной ветви власти В. Ющенко, самолично, проводит отставку правительства, затем созывает квазипредставительное Конституционное Совещание, без всенародных выборов, поскольку они «ничего не решают» и «народ устал от выборов». Это Совещание создает новую Конституцию, где четко установлена сильная президентская власть.
В условиях отсутствия оппозиции и системы сдержек и противовесов, В. Ющенко реализует курс на реприватизацию и установление этнократии, во внутренней политике, и на вступление в НАТО, во внешней политике.
Помешать В. Ющенко реализовать свои планы может только раскол Украины на два квазигосударства по линии Восток-Запад. Западная Украина, возможно, продолжит свой курс и войдет в НАТО. Восточная Украина, скорее всего, присоединится к Союзу Беларуси и России.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |