Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
KM.RU. 20.08.2007
Седьмой саммит стран - участниц Шанхайской организации сотрудничества, как мне представляется, следует расценивать как мероприятие действительно международного значения. Это не просто очередной форум очередного объединения государств, а своеобразная веха в геополитическом изменении мира. Хотя это определение звучит несколько пафосно, тем не менее оно адекватно отражает происходящие процессы.
Дело в том, что в договоре о дружбе и особенно в Бишкекской Декларации совершенно четко прослеживается мысль о том, что мир не просто становится многополярным (об этом много говорилось и раньше), но теперь под эту идею разработаны и приняты конкретные документы. Причем под ними готовы подписаться и те страны, которые пока не являются полноправными членами ШОС, но зато составляют примерно половину всего демографического и экономического потенциала человечества.
Состав участников, приглашенных на этот саммит, превосходит представительство всех предыдущих форумов ШОС. Очевидно, что геополитическое звучание этой структуры настолько возросло, что она способна объединить довольно разные по своему политическому, экономическому и оборонному потенциалу государства. Условно говоря, от практически проамериканского Афганистана и (в меньшей степени) Пакистана - до Китая, России и Ирана.
Самое интересное, что в рамках этого объединения тенденции развиваются достаточно непротиворечиво. Было очень интересно наблюдать за поведением и заявлениями столь разных лидеров, которым, тем не менее, удалось создать неповторимую дружескую атмосферу на саммите ШОС. Даже несмотря на то, что некоторые из них представляли государства, испытывающие очень много проблем в двусторонних отношениях. Например, Индия и Пакистан или Китай и Индия, не говоря уже о целом ряде постсоветских республик.
Тем не менее в рамках формата ШОС они забыли о своих противоречиях, объединившись вокруг более глобальных геополитических целей. Было такое ощущение, что эти люди приехали в Бишкек не просто для того, чтобы поучаствовать (для галочки) в очередном заседании крупной международной организации (как это, например, часто бывает в рамках Международной ассамблеи ООН). Да и сама программа саммита была составлена не таким образом, чтобы любыми путями сгладить противоречия между участниками саммита. Судя по выступлениям лидеров, во всем этом был большой элемент спонтанности.
Например, довольно неожиданно прозвучало предложение президента Казахстана о создании на базе ШОС своего рода Энергетического клуба. Особый интерес, безусловно, представляет последнее мероприятие саммита – совместные военные учения стран ШОС в Челябинской области.
Таким образом, саммит Шанхайской организации сотрудничества блестяще опровергает постулат, который выдвигают наши западные партнеры, усиленно пытающиеся представить ее как сообщество двух крупных государств (Россия и Китай), патронирующих и делящих свое влияние на более мелких региональных игроков.
Принято считать, что Москва и Пекин имеют разное видение будущего ШОС. Первая - в качестве структуры, ориентированной на решение вопросов безопасности («второе издание Варшавского договора», как предполагают наиболее экзальтированные русофобы на Западе), а второй рассматривает ее как сугубо экономическое объединение (для того чтобы в перспективе превратить все страны ШОС в своих сырьевых и экономических вассалов).
На самом деле это является сильным упрощением, за которым видно плохо скрываемое намерение выдать желаемое (для Запада) за действительное. Уже сейчас очевидно, что ШОС превратилась в реальную альтернативу не просто однополярности, которую отстаивает администрация Соединенных Штатов, но и вообще в альтернативу любым попыткам выстроить глобальную геополитику на примате одной единственной атлантической модели развития, в которой приоритет всегда будет отдаваться исключительно т.н. цивилизованным государствам Запада.
На мой взгляд, Запад уже настолько утратил чувство реальности, что некоторые его политики на полном серьезе ставят знак равенства между международным сообществом и мнением правительств некоторых западных государств. И в этой ситуации появляется ШОС, которая, несмотря на ожидания и чаяния некоторых мировых сил, не разваливается, а, напротив, лишь укрепляется от саммита к саммиту. При этом ШОС обрастает новыми организационными структурами и становится все более притягательным центром силы для все большего количества государств, даже для тех, которые вплоть до недавнего времени считались чуть ли не вассалами Соединенных Штатов.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |