Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
27.08.2007. Frankfurter Rundschau
Карл Гробе
США удалось избежать выдворения из Киргизии незадолго до того, как там 10 дней назад стартовал саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Они гарантировали 16 млн долларов на программы по развитию и сохранили военную базу Манас, расположенную недалеко от столицы Киргизии.
Чем меньше удовольствия по этому поводу выражала Москва, тем больше радовался президент КНР. На саммите ШОС (наряду с принимавшей гостей саммита Киргизией, туда входят Россия, Китай и три других центральноазиатских государства) он высоко оценил более тесное экономическое сотрудничество, но от создания военного блока принципиально отказался. А присутствие американских военных помогает избежать этого.
Китай заинтересован в Центральной Азии по другой причине, а именно из-за источников энергии. Государственный концерн PetroChina – как считается, "номер 2" в мире – уже давно приобрел акции нефтяных и газовых месторождений в регионе. Другие китайские компании тоже последовали его примеру, и первые трубопроводы в восточном направлении – из Казахстана в сторону китайской провинции Синьцзян – уже введены в эксплуатацию. С Туркменией, которая не входит в ШОС, Китай в скором времени будет объединять еще один газопровод.
Таким образом, экспорт нефти и газа из этого региона разрушит монополию, которой до сих пор обладала Россия: все ветки трубопроводов проходили по российской территории, и российские концерны влияли на цены и объемы проходящего сырья. Китай, который в экономическом плане решительно работает над гарантиями ввоза энергоресурсов, обвел российские компании – "Газпром" со товарищи – вокруг пальца. В Пекине, к примеру, уже устали от затянувшихся обещаний Москвы соединить трубопроводом Сибирь с Поднебесной.
Все это является классическим примером динамики развития китайской внешнеэкономической политики. При выборе поставщиков Пекину все равно, являются ли желательные партнеры государствами с авторитарными режимами или законченными диктатурами; он не обращает внимания (как в Судане) на массовые репрессии и государственный террор. Характерная черта классического капитализма: США в свое время тоже было все равно, что Саудовская Аравия или Иран (при шейхе) имели лишь слабый намек на демократию. Однако Китай не проводит за пределами своих границ "дипломатию канонерок" и не пускает в ход современное огнестрельное оружие.
Центральная Азия с ее авторитарными и даже диктаторскими режимами ненадолго пропала из поля зрения европейцев. Но Китай остался. В экономическом плане он ведет себя как агрессивный конкурент, при этом в политическом плане порой фантастическим образом придерживается правила невмешательства во внутренние дела других. Этого требует и логика экономического развития. Стадию основанной на низкой заработной плате мировой мануфактуры государство с самым большим числом жителей на земле частично уже преодолело, несмотря на то, что продолжает расширяться в этой области в некоторых регионах остается развивающейся страной.
Китайская активность в Центральной Азии дает шанс и европейским странам, хотя этого наверняка запланировано не было. Если товарищи из Пекина смогут отвернуться от своих российских коллег, показав, что в рамках так называемого стратегического партнерства Россия является младшим партнером, европейцы также смогут строить с Россией более непринужденные отношения. Тем более, что центральноазиатское углеводородное сырье сможет поступать в обход России с юга.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |