Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
06.09.2007.Кремль.org
Константин Затулин, Директор Института стран СНГ, депутат ГД РФ IV созыва, член Комитета ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками
- Вчера партия регионов объявила о начале сбора подписей для разрешения референдума о придании русскому языку статуса государственного, выборности глав районных и областных администраций и о нейтральном, внеблоковом статусе Украины. Это очень важное и верное решение в период избирательной кампании. Поэтому сейчас только ленивый из политических игроков не пытается дезавуировать эти инициативы, расценивая их как конъюнктурные, предвыборные.
Тем не менее, надо заметить, что по всем трем вопросам Партия регионов подтвердила свои программные установки на внеблоковость, на статус русского языка как государственного и на федеративные начала построения Украины. Ведь сегодня все без исключения главы администраций на Украине назначаются президентом, что делает роль правительства иллюзорной и не дает возможности ему реально осуществлять какие-то экономические и иные меры.
Лучше поздно, чем никогда. Партия регионов после какого-то периода сомнений, наконец, пришла к тому, что необходимо действовать политически. Менеджерский подход диктует осторожность в решении этих вопросов, которые не могут быть решены своими силами. На Украине для того, чтобы провести референдум, необходима подпись президента, а Ющенко однажды отказался разрешать референдум по НАТО, заявку на который подали социал-демократы, собрав четыре с лишним миллиона голосов. Поэтому президент не захочет разрешить и этот референдум, даже если будут собраны подписи. А я уверен, что подписи будут собраны - политически это очень важно. Во-первых, это прекратит спекуляции по поводу того, что Партия регионов отказывается от выдвинутых ранее тезисов. Во-вторых, ясно даст понять избирателям, кто на самом деле "противится и упирается". Действия Ющенко ставят на повестку дня будущего парламента необходимость решения вопросов о проведении референдумов и выхода из тупика, при котором президент, несмотря на волю граждан, отказывается выполнять свои конституционные обязанности и блокирует проведение тех опросов, которые, по мнению граждан, нужно провести.
На самом деле сегодня этот пункт действительно омертвлен. И если проблема не будет решена, то никакие реформы, никакие перспективы компромиссов во внутренней политике и сохранения целостности Украины не помогут.
В этом же контексте находится вопрос о конституционной ассамблее, которая собиралась вчера в Киеве и рассматривала вопрос о подготовке новой Конституции Украины и вынесении ее на всенародный референдум.
Можно сколько угодно проводить конституционные ассамблеи, идя здесь по пути Ельцина 1992-1993 годов, но в условиях отсутствия силы и поддержки в обществе, отсутствия полномочий по решению этих проблем каким-либо иным, кроме парламентского, путем, это все остается средством политического давления и политической борьбы.
Сейчас все происходящее на Украине встроено в логику избирательной кампании: и конституционная ассамблея, и референдум Партии регионов. Но одни, как мы видим, перетягивают одеяло, а другие предлагают решения, которые давно назрели и даже перезрели, и будоражат страну все 16 лет независимости.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |