Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
10.09.2007, http://www.rdu.org.ua
Татьяна Жуняева
Более четырёхсот педагогов с Украины, из Грузии, Казахстана, Туркменистана, Азербайджана, Узбекистана знакомились с новейшими методиками преподавания в Московском институте открытого образования на базе Академии повышения квалификации и переподготовки кадров.
Делегация Крыма состояла из двадцати учителей русского языка и начальных классов. Лекции по инновационным технологиям в системе обучения русскому языку и литературе, психологии, культуроведению, духовному пространству современной России читали известные учёные, доктора наук, профессора Л. Новикова, М. Пономарёв, А. Лубков, И. Минералова.
Учитель-методист Е. Виноградова на лекции "Методики преподавания русского языка и литературы" говорила о том, "что российская школа перестраивается, чтобы дать ключи от чемоданчика со знаниями, а не сам чемоданчик". Современного ребёнка необходимо учить, как результативно воспользоваться знаниями. И в этом учителям помогают новые учебники издательства "Русское слово". Сразу же после лекции мы смогли купить и учебники, и методические пособия, и красочно изданные биографии писателей. Специально для нас в Академии повышения квалификации была открыта ещё одна выставка-продажа методической литературы. Десятки ярких каталогов, таблиц и наглядных пособий по всем школьным дисциплинам для своих школ и методкабинетов учителя получили бесплатно. Кроме этого, каждому из слушателей курсов были подарены великолепные журналы "ЭТНОсфера", сборники текстов и олимпиадных заданий, большие справочники "Русский язык" и "Русские писатели XX века".
Очень полезной и запоминающейся стала поездка в Центр образования "Сабурово". Эта школа - победитель конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Мы увидели современные кабинеты информатики, мультимедийный зал, специализированные кабинеты шахмат, музей декоративно-прикладного искусства, каток с искусственным льдом, зимний сад.
Школа даёт и широкое дополнительное образование: физкультурно-спортивное, информационно-техническое, социально-педагогическое, эстетическое. Находится она в одном из рабочих районов Москвы. Как сказал в своём выступлении директор С. Горловский, "дворовая школа". И директор, и учителя, и руководители кружков, и родители - единый творческий коллектив, очень демократичный и дружный. Это отметили все слушатели курсов.
И искренне порадовались за школу, подвижническая работа которой была отмечена грантом президента России, такие же гранты получили более ста школ страны.
Живой обмен мнениями, добрые впечатления вызвало и посещение гимназии районной управы "Ивановское", коллектив которой возглавляет доктор педагогических наук Н. Шарай. Здесь дети углублённо изучают русский язык и литературу, иностранные языки, историю, философию.
Учителя наглядно убеждали нас в том, что модульные технологии помогают бороться с безграмотностью учеников. "В моём мультимедийном кабинете даже самый ленивый рвётся работать к доске", - говорила учительница русского языка.
Безусловно, в Москве показывали лучшие школы. В большинстве же российских, как и в крымских, главное подспорье учителя при объяснении - всё те же архаичные доски и кусковой мел. Но вот, что важно, и то, чего ещё нет у нас: государство всерьёз озаботилось качеством обучения детей, широким внедрением инновационных технологий, всемерной поддержкой творчески работающих учителей и педколлективов. И выделяет на это огромные средства. Не из кармана родителей, а из своего, государственного.
В этом учебном году более ста творческих школ получили на свои нужды по миллиону рублей. Школам выделяются большие средства на экспериментальные площадки. Если учителя решили работать по-новому, то примерно за два года проводятся необходимые курсы, закупаются учебники, наглядные пособия. Но через три года надо отчитаться за конкретный результат. Просто так деньги не выделяются, а на серьёзный труд - с лихвой.
За счёт государства все учителя прошли трёхмесячные курсы обучения работе на компьютерах. Но, повторюсь, не всё так радужно в российских школах.
И перед ними, как и перед украинскими и крымскими, стоят серьёзные проблемы: дети мало читают, телевидение и компьютерные игры отнюдь не формируют высокую нравственность, при платном обучении в вузах падает стимул качественной учёбы в школах, золотая медаль всё более относится к предметам бижутерии, а не к открытому безэкзаменационному доступу в любой вуз страны. Да, школе XXI века уже никак не обойтись без компьютеров, инновационных технологий, новых программ и учебников. Но ей, как и всегда, очень нужен Учитель в самом глубоком понимании этого слова: человек нравственный, творческий, интеллигентный, постоянно учащийся.
2007 год объявлен в мире Годом русского языка. И Россия, и Москва делают очень много для того, чтобы люди, говорящие и думающие на русском, желающие изучать и беречь русский язык, были обеспечены необходимой учебно-методической литературой, могли заниматься по программе мэра Москвы "Московский аттестат", повышать квалификацию на курсах, участвовать в различных конкурсах.
Большую признательность от имени коллег по курсам хочу выразить генеральному консулу Российской Федерации в Симферополе А. Николаеву, председателю Русской общины Крыма С. Цекову, представителю Росзарубежцентра на Украине В. Гогач, директору культурных программ России Л. Чижовой.
Об авторе:Татьяна Жуняева, учитель-методист школы № 6, член Русской общины Крыма
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |