Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
«С лексики начинается нация и человек», - так считает методист лаборатории русского языка и литературы Московского института открытого образования (МИОО), лауреат премии Президента РФ в области национального проекта, член Федерального экспертного совета по общему образованию Минобразования России в направлении «русский язык», учитель лингвистической гимназии № 1513 г. Москвы Наталья Петрова. Она приехала из Москвы в Симферополь, чтобы провести семинар для учителей русского языка и литературы школ АРК под названием: «Актуальные проблемы преподавания русского языка в современной школе». Он проходил с 20 по 22 августа в Русском культурном центре при поддержке Московского Дома соотечественника и Департамента международных связей г. Москвы.
23.08.07, http://www.ruscultura.info
Алена Армашевская
- Цель данного семинара, - говорит Наталья Алексеевна, - состоит в обмене опытом. Крымские учителя испытывают информационный голод. Хочется дать им возможность ознакомиться с наработками московских учителей, увидеть новый подход к обучению русскому языку. Положение преподавателя русского языка в Крыму затруднительно, потому что он преподает всего два часа в неделю. Нужно подобрать содержание и форму работы. Мне очень понравился учебник Татьяны Фроловой, в нем содержится близкий мне текстоориентированный подход. Я рассказываю, как, имея этот учебник, я бы выстроила по нему уроки.
Моя задача - поделиться приемами и методами с учителями крымских школ, которые уже успешно работают и умеют заинтересовать ребенка.
Деятельность МИОО, где работает Наталья Алексеевна, включает в себя несколько направлений: повышение квалификации учителей, получение ими второго образования, создание и поддержка научно-методических центров в каждом округе Москвы, мониторинг состояния здоровья учащихся.
- У нас замечательная лаборатория с большим стажем, которую возглавляет заслуженный учитель России Надежда Александровна Нефедова. В этом году наш институт будет отмечать 70 лет. За предыдущий учебный год мы обучили более 500 учителей Москвы, провели олимпиады по русскому языку.
Осуществляется серьезная деятельность по совершенствованию структуры и содержания образования. В частности, были разработаны несколько подходов к обучению русскому языку: компетентностный, языковедческий и культурологический.
Компетентностный подход представляет собой систему приемов и способов обучения. Происходит овладение основами устной и письменной речи. Устная речь особенно важна, ведь на стандартных уроках русского языка в течение недели ребенок говорит всего две минуты. Прививается умение использовать язык в различных сферах общения. Например, в рамках публицистического стиля ученик должен научиться брать и давать интервью, писать заметку, отзыв и рецензию. Официально-деловой стиль предполагает составление расписки, резюме и заявления (в том числе, при приеме на работу).
Языковедческий подход означает освоение языка как знаковой системы, его устройства и функций. Уделяется внимание овладению произношением слова, лексическими, грамматическо-морфологическими, синтаксическими, орфографическими и пунктуационными нормами, в то время как раньше делался упор на два последних пункта. Помимо этого, ребятам предоставляются общие сведения о лингвистике и ученых-русистах.
Культурологический подход включает в себя осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи его с развитием народа. Сюда входит и овладение нормами речевого этикета – например, при беседе вживую и по телефону.
- Смысл новой методики образования - в том, чтобы ребенок умел пользоваться словом. Язык – это средство общения. Ребенок должен уметь грамотно использовать его в жизни.
Слово живет по своим законам. От умения говорить происходит и умение писать. Мы обговариваем все основные виды речевой деятельности – умение слышать, слушать, читать, говорить и писать.
В процессе преподавания делается упор на психологический аспект. Первым выступает наименее способный ученик, а за ним уже – более сильный. Так делается для того, чтобы в сравнении с одноклассником не возникало неуверенности в своих силах. Широко применяется и «метод пряника»: ребенка хвалят перед всем классом даже за незначительные успехи.
Упор делается на личностную ориентацию образования. Она состоит в том, что дети объединяются в группы, меньшие по объему, чем класс, и учитель создает план их развития. Для выяснения динамики ребенок в конце четверти сравнивается не с другим учеником, а с самим собой в ее начале.
- Я преподаю в очень большой школе. У меня хорошая нагрузка – больше 18 часов в неделю. Интрига – это начало мыслительной деятельности, - считает Наталья Алексеевна, - поэтому с нее начинается каждый урок.
В ходе занятия учительница старается использовать задания, направленные на развитие мыслительного процесса. Уроки должны побуждать к размышлениям, поиску. По высказыванию Л.В. Щерба, «русский язык в школе – это предмет предметов». Ведь успешность обучения в школе напрямую зависит от степени владения русским языком. Наталья Алексеевна поддерживает и развитие интуитивных способностей ребенка, в частности, языковой интуиции, ведь в процессе обучения она используется далеко не в полной мере.
В 10-11 классах ребенок уже должен определиться для себя с будущей профессией, и поэтому было создано профильное образование. Но как ему не ошибиться в выборе профиля? Для этого в 5-7 классах были введены элективные курсы, способствующие углублению знаний в определенном направлении. Ученик выбирает для себя предмет и каждые полгода его меняет. Таким образом, он получает более полное представление о той или иной теме. В пределах курсов предусмотрена и система отчетности – коллективной и индивидуальной.
В ходе семинара преподаватели ознакомились со структурой и тонкостями ЕГЭ в России. По его результатам оказалось, что на самом низком уровне у ребят находится работа с текстом, которая включает в себя его составление, поиск темы и идеи. Таким образом, можно сделать вывод, что не развит целостный подход к обучению языка. Наталье Алексеевне по душе интеграция русского языка и литературы: до революции в царской России существовал один предмет под названием «словесность».
Радует, что обмен опытом не был односторонним:
- Встреча с крымскими учителями была для меня своего рода открытием. Я увидела, как можно при минимальном количестве часов найти оптимальные формы и приемы преподавания языка. Все сводится в единую четкую систему, по которой выстраиваются уроки.
График работы Натальи Алексеевны очень насыщенный: утром она преподает в школе, днем спешит на встречу с учителями, а вечером анализирует и обобщает полученные знания: пишет методические пособия, составляет уроки. Такая трудоспособность объясняется одной фразой:
- Я нашла себя.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |