Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
05.09.2007. Центразмя Ру
Михаил Грызлов
Таджикистан – небольшое горное государство, с населением в 5 миллионов человек, всего пятнадцать лет назад обретшее официальную независимость, только сегодня стало самостоятельно охранять свои границы. Правительство республики, за долгие годы пребывания в лоне мощного Союза, поначалу оказалось в сложной ситуации – перед необходимостью строить национальную оборону и нерушимые рубежи. На помощь как всегда пришла Россия. "Старший брат" не только взял на себя обязательства по охране границ республики, но создал эффективный узконаправленный барьер на пути огромного наркопотока с территории соседнего Афганистана. В течение всего времени пребывания в Таджикистане российские пограничники постоянно проводили тренинги для своих таджикских коллег, обучая их всем навыкам и премудростям нелегкого дела – охранять госграницу. Для правительства Э.Рахмона это был наиболее удобный вариант –маниакальная паранойя России по поводу неприступности своих южных рубежей, и по этой причине готовой пойти на любые компромиссы, была использована таджикской стороной для обучения своих военнослужащих и привлечения инвестиций в таджикскую горнодобывающую и гидротехническую сферы.
В 2004 году, в ходе официального визита президента РФ В. Путина в РТ был подписан ряд масштабных двусторонних соглашений в военно-экономической сфере. В частности, компания РусАЛ обязалась вложить 560 млн. долларов в строительство Рогунской ГЭС, построить на юге страны второй алюминиевый завод мощностью в 200 тыс. тонн в год и переоборудовать цехи Таджикского Алюминиевого Завода. На все это РусАЛ планировал затратить 760 млн. долларов США. Для Таджикистана реализация этих масштабных совместных экономических проектов имела исключительно важное значение, ведь от них напрямую зависели общественно-политическая и стратегическая стабильность страны. Однако Э.Рахмон, уже тогда переоценил дружелюбность Москвы. Душанбе, полностью уверенный в полной благосклонности Путина, стал потихонечку проявлять инициативы на Западе и в китайском направлении. Здесь то и случилось непредвиденное. Россия, не согласившись с излишней самостоятельностью Душанбе, поставила Рахмона перед выбором – развитие экономики и военного комплекса вместе с Россией или собственный путь. Эмомали Шарифович, после продолжительных консультаций со своими другими "коллегами" принял решение укреплять независимость и благосостояние республики самостоятельно. Но поскольку страна находится на грани, отделяющей колеблющийся мир от голодного бунта, то ему не оставалось ничего другого как пойти на поклон к сильным мира сего, предложив взамен выгодные контракты в Таджикистане и полное соблюдение интересов инвесторов в регионе. В результате Россия на своих южных рубежах получила двуличного и готового в любой момент предать партнера, к тому же попросившего удалиться единственный форпост Москвы на этом направлении – 201 – мотострелковую дивизию.
Китай, за поддержку его жесткой политики в отношении претензий на самостоятельность Синьцзянь - Уйгурской автономии, выделил Таджикистану почти миллиард долларов США, построил несколько дорог и мостов. Соединенные Штаты, узрев в Рахмоне якобы обиженного бывшим хозяином царька, сходу определили основные направления работы в этой стране – финансовая поддержка погранвойск республики, развитие негосударственного сектора и горнодобывающая отрасль. Хотя очевидно, что таджикское руководство осознает, что вслед за экономическими инвестициями, неизбежно последуют требования о внедрении в стране западных демократических ценностей, и, в случае отказа от них, начнется вполне предсказуемое давление, в том числе, под знаком защиты их экономических интересов или прав человека. При этом для США сами по себе экономические проекты вторичны. Их основная цель заключается в выдавливании и ослаблении позиции России в регионе, создании весомого военного плацдарма для ведения более жесткого диалога с Москвой. Более того, активное вмешательство военнослужащих США в работу погранвойск Таджикистана вызывает у специалистов большую тревогу. Афганистан, находящийся под контролем оккупационных войск, с каждым годом увеличивает производство тяжелых наркотиков на пятьдесят-шестьдесят процентов. Основной маршрут наркотрафика, конечный пункт назначения которого находится в России и в западной Европе, проходит через Таджикистан. Присутствие российских военных серьезно сдерживало экспансию. Сегодня, таджикские пограничники, прошедшие обучение у американских военных, уделяют больше внимания "пиару", чем реальным действиям. Чуть ли не каждую неделю в СМИ публикуются материалы об очередном задержании какого-нибудь незначительного груза на границе с Афганистаном. При этом сотни тонн чистого героина, беспрепятственно проходят через территорию Таджикистана под "крышей" высокопоставленных чиновников и спецслужб. Дело в том, что доставка в Россию тяжелых наркотиков и тем самым угнетение генофонда страны, по мнению военных экспертов – одна из главных сопутствующих целей военной операции по "установлению американской демократии" в Афганистане. Действия Рахмона в данном контексте нельзя рассматривать иначе, чем содействие долгосрочным враждебным планам в отношении народов России.
Для эффективного противодействия наркоугрозе, поддерживаемой бывшим "союзником", Москве необходимо в кратчайшие сроки принять меры по усилению охраны уже собственных границ, и введение экономических санкций против Таджикистана. Другого пути образумить упоенного последней победой на президентских выборах Эмомали Рахмона просто не существует.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |