Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
21/09/2007, http://www.rosbalt.ru
Алла Ярошинская
Более года прошло с тех пор, как был издан указ президента Владимира Путина о государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Ее внедрение в сознание масс и у нас, и в бывших республиках СССР, где, по оценкам экспертов, осталось не менее 25 млн русских, происходило громко и многообещающе. Разработкой программы занималась межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли представители Федеральной миграционной службы, Федеральной службы по труду и занятости, Минздравсоцразвития, МИДа и МВД, а возглавлял ее помощник президента Виктор Петрович Иванов.
Но сегодня об этой программе как-то стыдливо умалчивается. Не слышно ни победных реляций, ни торжественных рапортов. Похоже, программа может разделить судьбу разработанного тем же Виктором Ивановым «Закона о гражданстве РФ» от 2002 года, который завел миграционную политику страны в тупик. Тогда президенту пришлось в спешном порядке выходить с поправками к закону в Думу.
«Энтузиазм переселенцев посыпали дустом»
Нет сомнения в том, что такая программа – один из важнейших приоритетов российской внутренней политики. С моральной точки зрения это обусловлено обязательствами России перед оставшимися за ее границами соотечественниками, которых она практически забыла. В пылу борьбы за «прихватизацию» миллиардных кусков собственности в 90-е годы тогдашним ее руководителям было совсем не до того. Потоки беженцев и вынужденных переселенцев из республик бывшего СССР, заполонившие страну, самоорганизовывались в переселенческие организации, пытаясь налаживать контакты с местными региональными властями России, чтобы выжить в непростых условиях послесоветского хаоса.
В помощь им возникали неправительственные организации содействия беженцам и вынужденным переселенцам. Первой такой организацией стало «Гражданское действие» во главе с известной журналисткой и правозащитницей Лидией Графовой. По мере расширения миграционных потоков она создала всероссийский неправительственный Форум переселенческих организаций, куда вошло более трех сотен самоорганизовавшихся мигрантских групп по всей России. В ранние 90-е и позже именно эта всероссийская скорая мигрантская помощь во многом заменяла официальные органы власти, оказывая быструю и эффективную консультационную, правозащитную, юридическую и финансовую (в меру возможностей) помощь соотечественникам — беженцам и переселенцам — из бывшей советской Средней Азии и других республик СССР.
Подопечных Графовой вполне можно считать первыми энтузиастами переселения русских соотечественников на историческую Родину. «Анкета, которую мы разработали и распространили по всему бывшему СССР, помогла тысячам единомышленников найти друг друга, — говорит председатель Форума переселенческих организаций. — Например, в Алма-Ате кандидат математических наук Олимпиада Игнатенко собрала более четырех тысяч заявлений от желающих переехать. Собирала этих добровольцев сначала у себя в доме, потом на стадионе. А когда их стали преследовать — собирались тайно на кладбище. И явилась Олимпиада с кипами этих анкет в Москву на конференцию, организованную нашим комитетом «Гражданское содействие».
Тогда на той конференции присутствовал представитель администрации Липецкой области, который, выслушав эту пассионарную историю, пригласил алмаатинцев к себе. «Группа мигрантов во главе с Олимпиадой Игнатенко продали (за гроши, конечно) свои комфортабельные квартиры, — вспоминает Графова, — оставили престижные работы, погрузили в контейнеры самое необходимое (в основном книги) и — бросились в холодные объятья России. Свою общину они назвали «Зов». Думали: Родина-мать позвала»... Это Олимпиада Игнатенко написала своеобразный гимн русских переселенцев, в котором есть и такие слова: «...Мы вернулись, Россия, вернулись домой, из далекого царского ссыльного юга... Повстречаешь ли нас ты, Россия, любя? Кем ты станешь нам — матерью, мачехой, другом? Или будешь казнить нас за веру в тебя...».
«Горько признать, — сетует Графова, — Россия до сих пор не оценила привалившего ей богатства. Энтузиазм первой волны миграции, когда ехали самые энергичные, одержимые любовью к России, был фактически... посыпан дустом».
Сегодня ясно: Россия лет по крайней мере на пятнадцать опоздала с принятием государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом.
Казалось бы, осознав это, пусть и поздно, Кремль мог бы предложить соотечественникам качественную, хорошо продуманную и взаимно привлекательную и для них, и для российского общества программу. Ведь все, кто хотел уехать – в Россию ли, на Запад, — давно уже это сделали. У приехавших к нам годы назад соотечественников, включая этнических русских, — а это миллионы людей — сейчас все еще много нерешенных проблем. Именно эти, уже добравшиеся до России правдами и неправдами соотечественники, снова оказались лишними – в государственной программе о них ни слова. Более того, у тех из них, кто сумел получить гражданство вопреки, а не благодаря содействию властей, его сейчас... отбирают.
Огромное количество трудоспособных людей, перебравшихся в Россию целыми семьями с детьми, продолжает обивать пороги ведомств, требующих зачастую абсурдные «справки на справки», препятствующие воссоединению семей, получению гражданства по надуманным ведомственным инструкциям, которые, случается, давно уже отменены, но ими все еще размахивают на местах. Это не говоря уж о трудоустройстве, вопросах здравоохранения, учебы детей, реальной финансовой помощи для решения главного жизненного вопроса на новом месте – приобретения крыши над головой.
Билеты на ушедший поезд
Что же предлагает государственная программа соотечественникам, которые, по замыслу ее создателей, должны помочь России решить одну из самых амбициозных и труднопреодолимых проблем – улучшение демографических показателей страны, не говоря уже о привлечении трудовых ресурсов? Ведь ежегодно в России, начиная с 1992 года, по данным Росстата, умирает более 2 млн человек (исключением стал один год, когда умерло чуть меньше). Только сейчас наметился рост количества новорожденных. А за счет прибывающих мигрантов, которых гонят то в окно, то в дверь, население России сокращается не такими катастрофическими темпами, как это было бы без мигрантов.
Согласно программе, всю вторую половину 2006 года должна была разрабатываться ее нормативно-правовая база, а непосредственно возвращение соотечественников предполагалось с 2007-го. И вот результат – на конец июля приехали, по словам начальника управления по делам соотечественников ФМС Евгения Маняткина, первые десять участников программы — в Калининградскую область. На это время принято более 1,5 тыс. анкет от соотечественников, желающих перебраться в Россию. Это – из 25 млн возможных соискателей российского гражданства. В общем, гора родила мышь.
Ничего удивительного, считают эксперты, в этом нет. Провал плана переселения соотечественников в том виде, в котором он была предложен обществу и потенциальным репатриантам, был запрограммирован. Условия, на которых предлагается соотечественникам бросить все и возвращаться в Россию, выглядят, мягко говоря, неадекватными их ожиданиям. По словам того же Маняткина, регионы, куда планируется переселение соотечественников, поделены на три группы. В группу «А» включены приграничные территории – Приморский, Хабаровский края, Калининградская область и другие. Те, кто захочет переселиться в эти регионы, получат от государства повышенные подъемные – 60 тыс. рублей на участника программы и по 20 тыс. на каждого члена семьи.
В группу «Б» входят регионы, в которых реализуются крупные инновационные проекты и там нужна рабочая сила, — например, Красноярский край. Здесь подъемные составят 40 и 15 тыс. рублей соответственно. Все остальные территории отошли к низшей категории «В», где никому ничего не дадут. Кроме того, будет плачен переезд семей и провоз домашнего скарба. На первых порах переселенцы будут жить бесплатно в гостиницах или общежитиях. Потом государство компенсирует часть оплаты за съем жилья и частично поможет с ипотекой. Какое-то время, пока переселенцы не найдут работу, они будут тоже получать помощь.
На кого же, спрашивается, рассчитана эта программа с ее более чем скромными преференциями? Ответ лежит на поверхности – на тех, чей поезд давно ушел, — кто в начале 90-х сломя голову рванул на свою историческую Родину. Именно тогда она была бы как нельзя ко двору. А сейчас, когда основная масса желающих вернуться схлынула, решение ехать в Россию или не ехать — при таких скромных стартовых условиях — будут люди, имеющие квалификацию, работу, жилье в бывших советских республиках. И эти мелкие «подачки», а также главный «приз» в виде российского гражданства через полтора года после переезда, вряд ли заинтересуют серьезных людей, в которых, прежде всего, и нуждается страна. Ведь, как заявил журналистам начальник управления по делам соотечественников ФМС Евгений Маняткин, «нам нужны высококвалифицированные специалисты – врачи, инженеры, учителя».
Депутат Госдумы и член комитета по делам СНГ Константин Затулин еще на стадии разработки и принятия программы предупреждал: «В том в виде, в каком программа переселения готовится, успеха иметь не будет». На круглом столе, посвященном проблеме миграции, он назвал несколько причин запрограммированного провала. Главная – программа не учитывает проблемы людей, приехавших 10-15 лет назад и до сих пор не получивших надлежащей поддержки государства.
Вторая причина — под эту программу выделяется крайне недостаточно средств для приема и обустройства мигрантов. Депутат назвал конкретные цифры. По независимым экспертным оценкам, один мигрант обойдется российской казне в 30 тыс. евро. В 2006 году было выделено всего 250 млн рублей (этого хватило бы на то, чтобы принять 231 человека), в 2007 году сумма составила 1 млрд рублей. По меркам независимой экспертизы, это могло бы помочь обустройству около тысячи репатриантов. В ФМС же говорят о 300 тыс. человек. Выходит, политическая шумиха вокруг этой важной государственной задачи значительно превышает скромные финансовые возможности программы.
Кроме того, как оказалось на практике, почти все затраты на прием и обустройство соотечественников по государственной программе переложены на плечи регионов. И если вначале региональные власти объявляли о готовности принять у себя несколько тысяч переселенцев, то новые обстоятельства охладили пыл местных начальников. Теперь они ведут речь о десятках или, в лучшем случае, паре сотен человек. Да и условия обустройства, которые предлагаются соотечественникам, зачастую ничего, кроме удивления, не вызывают.
Вот, например, что записано в «Памятке участника программы Калининградской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»: «Для участников программы на территории Калининградской области предусмотрено, что решение вопроса о жилье будет осуществляться на общих основаниях, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации». Дальше – больше: «Вместе с тем для жителей Калининградской области действует программа ипотечного кредитования. Условия получения ипотечного кредита на текущий момент: кредит предоставляется и погашается в рублях, процент по кредиту составляет от 11,5% до 14,5% годовых в рублях». Не всякий местный житель, вросший корнями в свою землю, в состоянии осилить этот грабительский процент! А что уж говорить о людях, только что переехавших и получивших всего-то несколько десятков тысяч рублей подъемных? Стоит ли после этого удивляться, что с большим размахом заявленная программа оказалась практически невостребованной?
Многие регионы, заявившие о желании заполучить переселенцев, до сих пор не разработали и не подали в Правительство РФ свою местную программу переселения. Например, в Новосибирской области эта работа только начинается. «До 1 декабря нынешнего года нами совместно с управлением Федеральной миграционной службы по Новосибирской области будет сформирована программа переселения соотечественников из числа высококвалифицированных специалистов, — сказал руководитель областного департамента труда и занятости населения Игорь Шмидт. — Она будет основываться на заявках предприятий и организаций на привлечение иностранных работников в целях последующего направления в федеральную миграционную службу и соответствующие государственные органы стран с безвизовым режимом въезда в Россию». А где ж вы раньше были?
Похожая ситуация складывается и в работе с бывшими республиками-донорами переселенцев-соотечествеников для России, где, как предполагается, на местах должны активно работать представители ФМС. Известно, что ФМС открыла свои «филиалы» в нескольких бывших советских республиках с целью помочь людям переехать. Но, как заявил в конце августа нынешнего года на конференции российских соотечественников заместитель руководителя ФМС России в Бишкеке Борис Ассаулюк, пока ни один наш соотечественник в Киргизии не переехал по этой программе в Россию. Почему же? «Механизм переселения до конца не опробован — пока процедуры до мелочей не отработают, мы людей в Россию не отправим», — заявил чиновник. Это притом, что киргизским филиалом ФМС получено 800 заявок тех, кто хотел бы воспользоваться этой программой.
Что же будет с программой переселения соотечественников дальше? «В лучшем случае, — отмечает эксперт, руководитель Центра социальной политики института экономики РАН Евгений Гонтмахер, — люди просто не смогут воспользоваться этой программой, никто к нам не поедет, и все выльется в дополнительные расходы на содержание новых чиновников. Мы - страна благих намерений, но после благих намерений у нас часто следует провал, это оборачивается против той самой власти, которая это инициировала, и мы не раз уже на этом спотыкались».
В общем, пока видимый результат программы один – власть успешно плодит все больше и больше чиновников от миграции, открывая филиалы ФМС за границей и «проедая» деньги на их содержание. А деньги эти можно было бы потратить с большей пользой на нужды тех самих соотечественников, о бедах которых так много говорят с трибун, особенно накануне выборов.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |