Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Во внешней политике новая российская элита лишена "братских сантиментов"

14 сентября 2007 г., ИА REGNUM

Игорь Боцан, исполнительный директор
Ассоциации за демократию через участие (Молдова)

Выдвижение фигуры Виктора Зубкова является символом занятия Владимиром Путиным позиции равноудаленности от всех влиятельных групп, а также показателем того, что грядут существенные изменения в структуре российской власти. "Судя по публикациям в российской прессе, смена правительства была ожидаемой. Неожиданной оказалась фигура нового премьера. Что можно высказать по этому поводу, кроме общих соображений, основанных на предыдущих наблюдениях и здравом смысле? В России началась парламентская избирательная кампания, которая плавно перетечет в президентскую кампанию. Последняя, безусловно, должна легитимировать "операцию преемник". Смена правительства - первый существенный, прицельный шаг в данном направлении. Проведенные в течение последних двух лет реформы избирательной и партийной систем должны исключить любые сюрпризы, связанные с выборами в Государственную думу. Избрание нового президента России также должно проводиться по заранее заготовленному сценарию. Никто в российских властных и околовластных кругах и не отрицает, что смена правительства и есть эпизод данного сценария", - отметил политолог.

"Для себя я выделил несколько идей, завязанных на создание президентом Путиным механизма "коллективного преемника", ролью которого будет определить и пределы для маневров будущего президента России. Так, на всякий случай. На этом фоне будут избирать "номинального преемника" Путина. Не исключаю, что "номинальный преемник" будет избираться на основе действительно конкурентной борьбы. Считаю разумной идею, что Путин не станет выделять ни одного из двух своих фаворитов - Сергея Иванова и Дмитрия Медведева. Зачем Путину это делать, почему не предоставить это сделать российскому избирателю? Действительно, политическая система России очень своеобразна. В течение последних восьми лет ее выстраивал сам Путин, который оказался очень эффективным и исключительно успешным лидером. Система основана на так называемом "ордене" или "корпорации фээсбэшников" и людей из бывшего окружения Путина, преданных ему. В "корпорации" есть группировки, которые играют роль истинных политических партий, своеобразный плюрализм, что поддерживает конкуренцию и соперничество и предохраняет "корпорацию" от синдрома КПСС. Большинство членов "корпорации" "профессионально любят Родину", в силу когда-то данной присяги. Путин дал им в управление настоящие корпорации, контроль над которыми стократно "усиливают любовь к Родине" и делает своего рода "избранным" человека, принадлежащего к любой из групп "корпорации". При такой системе сохранение и усиление корпорации - задача более важная, чем выделение лидера одной из групп и его продвижение в "преемники". С этой точки зрения, мне кажется, что новый президент России будет законно и институционально со всеми "сдержками и противовесами" опекаем со стороны премьера Зубкова и нового председателя Госдумы, а морально - со стороны Путина, народная любовь к которому будет определяющим элементом в разрешении любых возможных споров. Но, чтобы быть воспринятым истинным верховным арбитром, Путину нет смысла прямо указывать на кого-либо из фаворитов. И международный престиж Путина сохранится и даже повысится от такого подхода. И избиратели окажутся при деле. Я думаю, Путин получит истинное и высшее наслаждение от сознания слаженного функционировании выстроенной им системы. Российским массмедиа останется только поддерживать и усиливать миф о Путине - демиурге. При таком раскладе Путину даже не надо будет возвращаться во власть в 2012, разве что в форс-мажорных обстоятельствах, ему достаточно будет наслаждаться своим неформальным влиянием на созданную систему. Поэтому я считаю выдвижение фигуры Зубкова, во-первых, символом занятия Путиным позиции равноудаленности от всех влиятельных групп. Во-вторых, кабинет Зубкова - это "приданое" Путина своему приемнику и первый тест на послушание - как быстро станет приемник "тасовать" приданое Путина, станет ли при этом советоваться и так далее".

Назначение Зубкова является самым главным показателем того, что грядут существенные изменения в структуре российской власти. "Фрадков не представлял никакой помехи в решении Путиным кадровых вопросов. Его убрали, чтобы иметь повод для тасования всей кадровой колоды. Сейчас Путин может расставлять кадры "системно", избегая ненужных объяснений по поводу перемещения, повышения, понижения отдельных личностей из разных группировок "корпорации". Это кажется логичным и достойным, исключая персональные обиды. Ведь формально новые правительственные кадры будет подбирать Зубков, к нему и претензии, а к Путину - только с просьбами о посредничестве".

За последние годы Россия стала настолько самодостаточна, что практически никто из ее международных партнеров не может влиять на ее политику, тем более такие партнеры, как Молдавия. "Жаль, конечно, что Республика Молдова не смогла решить свои главные проблемы во взаимоотношениях с Россией, когда последняя была ослаблена и подвержена влиянию извне. Так что пока в России выстраивается новая властная конфигурация, молдавским политикам следует усвоить, что новая российская элита исключительно прагматична и лишена всяких "братских сантиментов". Это означает, что проекты молдавских властей по устранению проблем должны будут серьезно учитывать интересы России. Считаю, что пока интересы России в Молдавии можно изложить скорее в негативной форме, в том смысле, что легче выделить то, чего Россия не хочет от Республики Молдова, чем то, что она хочет. В общих словах можно сказать, что Россия не хочет упускать Кишинев из своей сферы влияния. Это не потому, что Республика Молдова важна с точки зрения экономической или стратегической, скорее всего, это вызвано чисто символическими соображениями. Приднестровский конфликт намертво приковывает Молдавию к российским интересам, а торгово-экономические рычаги щекочут нервы молдавским политикам и вразумляют от разных грез".

Что касается вопроса участия России в процессе приднестровского урегулирования, то в ближайшее время Россия будет предпринимать какие-то маневры в этом направлении, однако по большому счету, Москва будет заинтересована в сохранение статус-кво вплоть до середины 2009 года, когда в Кишиневе сложится новая политическая конфигурация. "До середины следующего года российские власти будут очень заняты и сконцентрированы на выборах и выстраивании новой конфигурации власти. Ко времени, когда это все закончится в России, у нас в Молдавии президент Воронин станет настоящей "хромой уткой", озабоченной собственными проблемами преемственности. Вряд ли на будущий год кто-то серьезно будет заниматься решением приднестровской проблемы. Что можно с уверенностью сказать, так это то, что нынешние молдавские власти будут запускать разные проекты по урегулированию конфликта в чисто пропагандистских целях", не исключая, однако, и какие-то "неожиданные повороты конъюнктурного характера" в этом вопросе.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ