Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Рассеянные люди

Наши соотечественники за рубежом не могут стать полнокровной диаспорой

08.10.07, «Единая Россия»

Константин Затулин

Само по себе наличие большой, даже огромной диаспоры не является аномалией в мире, где государственные границы и условия жизни подвержены постоянному изменению. Понятие «диаспора» (то есть «рассеяние») принято использовать для обозначения этнических общностей, расселившихся и проживающих вне страны своего происхождения.

Российские соотечественники в странах СНГ и Прибалтики по большей части не подпадают под такое определение. И даже сами они категорически отвергают свое отношение к диаспоре. Особенно подчеркивается, что основная масса русских, оказавшаяся за границами Российской Федерации, никуда не уезжала – это прежнее государство уехало от них без их согласия. Добавлю к тому же, что в восточных и северных районах Казахстана, восточных областях Украины, в Крыму русское население расселялось ранее народов, ставших ныне титульными в новых государствах.

Русские в Казахстане, Латвии, Эстонии, на Украине не признают себя национальным меньшинством, что имеет свои основания. Русские Украины, например, составляющие 22% населения, всегда были и остаются наряду с украинцами крупнейшим народом на ее территории. Фактически они, как и украинцы, претендуют на статус государствообразующей нации. Подобная ситуация в Казахстане. В Латвии и Эстонии русских также никак нельзя пока отнести к меньшинствам. В Эстонии, по последним данным, всего проживает около 1,5 миллиона человек, а русских из них – 30%. В Латвии около 2,4 миллиона, из них также 30% русские.

Неопределенность и в нашей стране. Нет четкого ответа, кто мы – русские или «россияне»? Нынешняя Российская Федерация – это государство русских, то есть по типу такое же национальное государство, каким пытаются стать Украина, Казахстан или Туркмения? Или же Россия – государство для всех, кто в нем живет?

Между тем от ответа на эти ключевые вопросы в значительной степени зависит судьба нашей диаспоры за рубежом. Назови наше государство русским, и сразу обнаружится, что шестая часть (17%) русских остаются вне пределов России. А если уйти от этнической самоидентификации?

Из соображений политкорректности в условиях, когда не сформулированы и не приняты окончательные ответы на названные выше ключевые вопросы, в официальном обиходе понятие «русская (или российская) диаспора» принято заменять словосочетанием «соотечественники за рубежом». Таким образом, к российским соотечественникам с равным правом могут относить себя русские, татары, адыги, башкиры, проживающие за границами России.

На современном этапе в постсоветских странах, которые строятся, за исключением России и Белоруссии, как моноэтнически ориентированные, удовлетворительного решения русского вопроса не найдено. Там, по сути, русских и русскоязычных, то есть воспитанных на русской культуре, ставят перед дилеммой: или им иммигрировать в Россию, или добровольно согласиться на ассимиляцию – вначале политическую, затем культурную, языковую и прочее. Проведенные исследования свидетельствуют: во многих странах бывшего СССР наблюдается устойчивая и масштабная депрессия русских. Причины этого очевидны.

Четвертая часть населения Латвии до сих пор не признана гражданами. Такого процента неграждан нет нигде в мире. Более 60% среди них – русские. В отличие от них этнические латыши могут получать гражданство без каких-либо ограничений, экзаменов и клятв.

В Эстонии сотни тысяч людей находятся в унизительном положении «серых» граждан. Так себя называют 220 тысяч обладателей серых паспортов, выданных людям, лишенным права на гражданство Эстонии и не оформивших гражданство России. Попирается право на свободу вероисповедания. Более восьми лет православные христиане, относящие себя к Эстонской православной церкви Московского Патриархата и составляющие более 90% всех православных христиан Эстонии, подвергаются грубой дискриминации со стороны государственных властей республики.

На Украине проводится курс на дерусификацию и ассимиляцию. Продолжается целенаправленная государственная политика вытеснения русского языка, закрываются русские школы (в Киеве, где в 1990 году было 155 русских школ, их осталось 10, на Западной Украине вместо бывших 300 сохранилось всего 7).

В Казахстане и республиках Средней Азии проблемы русской диаспоры в первую очередь связаны с глубинным цивилизационным конфликтом. Причем в Киргизии и Таджикистане власти делают попытки удержать русское население, в Узбекистане и Туркмении таких попыток не делают. Но результат один: представители русской диаспоры в основной массе не могут интегрироваться в чуждую для них культурно-языковую среду. Все тот же проведенный опрос свидетельствует: темпы миграции в Россию ограничиваются только материальными проблемами и возможностями оформления российского гражданства.

В чем тяжелый урок прошлого для русских и основная слабость их положения за рубежами России? В том, что русские люди без государства не организуются. Они и прежде, еще до советских времен, чрезмерно привыкли полагаться на решения «сверху», на централизованное начало. Кроме государства, языка и культуры, у русского человека в истории никаких безусловных поводов к гордости не было. Именно причастность к большому государству, большим свершениям была важным ресурсом, опорой народа.

И вот, полагаясь во всем на государство, в случае с распадом Российской империи, а потом Советского Союза русские за внезапно закрытыми границами оказались у разбитого корыта. Национальные государства, возникшие на обломках общей державы, не торопятся учитывать естественные интересы своего русского населения, вымещают на нем вчерашний страх и месть местных элит имперскому центру. На взгляд новой национальной власти, русские в силу своего прежнего влияния, своей большой массы слишком медленно адаптируются, плохо вписываются в новую политическую реальность. Сопротивляемость же русских, привыкших к тому, что в советские годы национальное притеснение государством осуждалось и пресекалось, оказалась утраченной, потому  и наблюдается их крайняя растерянность перед безразличием, а иногда и враждебностью к ним новой власти.

Наши соотечественники еще не усвоили новые правила игры, не овладели ее инструментарием, не выработали механизмов самозащиты, не стали еще полнокровной диаспорой по образцу существующих в мире. На этом первом этапе они оказываются недостаточно способными бороться за свое достойное существование, за справедливое представительство в политической и общественной жизни, за образование своих детей на родном языке. Возникает протест, но умение постоять за себя не появляется так же сразу, как сам протест. И потому, естественно, русские, русскоязычные адресуют свои беды, невзгоды и надежды России, то есть государству, которое должно их защитить.

Но власти пока не идут на какие-то серьезные меры для облегчения жизни русского и русскоязычного населения в соседних странах. Вместо этого предпочитают «укреплять СНГ», расплачиваясь за мираж Содружества, «дружбы, сотрудничества и стратегического партнерства» с его главами российским газом, нефтью, Крымом, невниманием к русскому языку и русскому человеку за рубежом. Ни на одном саммите СНГ в повестке обсуждения ни разу не появился такой вопрос, как права человека.

Миграционная программа лишь один из ключевых элементов государственной политики в отношении соотечественников за рубежом. Умная поддержка многомиллионной диаспоры извне, из России, и взаимодействие с ней огромная проблема общенационального масштаба. Межведомственной комиссии, которая время от времени собирается, такую глыбу свернуть не под силу. Необходимо, чтобы в государстве был создан специальный орган – госкомитет (или федеральное агентство) по делам соотечественников и миграции. Необходимо также создание отдельного одномандатного округа по выборам депутата Государственной думы для российских граждан, постоянно проживающих за рубежом. Их в одном только СНГ насчитывается более полумиллиона. Но они приписаны к разным округам и, приходя на избирательные участки, вряд ли представляют себе различия между тем или иным кандидатом. У наших сограждан за рубежом должен быть хоть один депутат, для которого высший законодательный орган страны стал бы трибуной выражения их мнения и интересов.

Перед Россией стоит задача разработки внешнеполитических, юридических, гуманитарных мер помощи соотечественникам, а при необходимости – проведение операций по их спасению. Нужно урегулировать с новыми государствами вопросы двойного гражданства, сохранения русского образования, информационной среды, добиться гарантий равного доступа русскоязычного населения к государственной службе и бизнесу.

Исследование, проведенное нашим институтом и на материалах которого основаны мои выводы, – это своеобразное послание нашей диаспоры. Пора уже не выдумывать велосипеды, а обратить внимание на то, чего хотят люди. Наши люди за рубежом.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ