Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
08.10.07, «Деловой Сочи»
Инесса Косинова
Недавно в Сочи побывал большой друг города – Константин Затулин. В настоящее время Константин Федорович – директор Института стран СНГ, депутат Государственной Думы РФ, председатель комиссии Межпарламентской ассамблеи православия по правам человека, советник Юрия Лужкова и председатель Клуба друзей Сочи. Он встретился с корреспондентом ДС и ответил на ряд актуальных вопросов, связанных с предстоящей Олимпиадой.
Об участии Абхазии в подготовке к Олимпиаде
– Для меня ясно, что своими силами создать базу для постройки олимпийских объектов Сочи не сможет. Грамотный подход к делу требует коротких транспортных расстояний. Цемент, щебень, строительные материалы нужно везти не морем через несколько стран и континентов, а пользоваться теми возможностями, которые есть в Росси и прилегающих территориях, в том числе – в Абхазии. С точки зрения экономической целесообразности, какие-то средства должны быть инвестированы не только в прилегающие российские, но и в абхазские территории. Во-первых, для того чтобы извлечь выгоду и при строительстве объектов воспользоваться необходимой базой и теми ресурсами и возможностями, которые сегодня есть в Абхазии. Во-вторых, было бы странно построить отдельный рай на российской земле и при этом удерживать Абхазию в состоянии «черной дыры», провала на карте.
О грузино-абхазском конфликте: возможные варианты развития событий
– Как раз абхазская проблема – это один из острых вопросов в период подготовки к олимпиаде. Это не только экономический вопрос, но, в первую очередь, - политический. Ситуация в Абхазии постоянно подвержена риску из-за отношений с Грузией. Все вопросы с Грузией и Абхазией должны быть по-хорошему решены до проведения Олимпиады. Возможны несколько вариантов развития событий. Первый: Россия принимает решение не рисковать безопасностью гостей и спортивных команд и ради этого изменяет свою прежнюю позицию, соглашается с условиями Грузии и отказывается от миротворческой операции в зоне конфликта. Выводит оттуда войска и практически сдает Абхазию со всеми потрохами нынешнему грузинскому руководству. Второй вариант – это продолжать проводить свою линию: формально признавая территориальные претензии Грузии, беспокоиться, главным образом, о невозобновлении военных действий, пресекать провокации со стороны Грузии, их попытки взять реванш. Но принципиально сохранять свою позицию и практические действия направлять на то, чтобы не допустить возврата Абхазии и Грузии в результате войны. Третий вариант - надеяться на то, что до 2014 года позиция Грузии изменится или сама Грузия изменится - то есть в нынешнем своем виде она просто перестанет существовать; там возникнут другие проблемы, и это заставит снять с повестки дня вопрос с Абхазией и Осетией. И, как дополнение к этому третьему варианту, признание Грузией прав Абхазии и выстраивание с ней взаимоотношений. Причем на мировой арене это может быть оценено по-разному. Кто-то будет обвинять Россию в том, что она поощряет сепаратизм. По всей вероятности, со стороны Грузии возможны попытки каким-то образом спекулировать на уязвимом положении России в связи с предстоящей Олимпиадой.
Но эти попытки должны быть каким-то образом предотвращены. Россия должна сделать все возможное, чтобы в Грузии перестали думать, что Олимпиада – это повод для осуществления планов присоединения Абхазии и Осетии.
Об официальном статусе Сочи: станет ли он городом федерального значения
– Разговоры об этом идут столько лет, сколько существует Сочи. По сути, такова была логика предшествующего периода, начиная со времен Совета народных комиссаров, когда Сочи создавался как агломерация из четырех районов. На сегодняшний день Черноморское побережье – это единственное, что осталось у России после утраты части территорий: Крыма, Грузии. В связи с предстоящей Олимпиадой город Сочи попадает в зону внимания федерального центра. Созданы структуры – крупные российские корпорации по строительству олимпийских объектов, которые по своему уровню, объем и полномочиям перешагивают границы Краснодарского края. И было бы логично в данной ситуации ставить вопрос о необходимости сбалансированного подхода в подготовке к Олимпиаде. Напрашивается решение о выделении этой территории на особое рассмотрение. На мой взгляд, передоверять эту территорию какому бы то ни было субъекту федерации неправильно. Сама подготовка к Олимпиаде требует другого уровня подхода к решению вопросов в городе Сочи: нельзя одновременно готовиться к Олимпиаде и заниматься решением элементарных вопросов, например, газового снабжения. Но подобные изменения тянут за собой изменения в российских законах и Конституции. Трудно представить такую ситуацию, при которой такие изменения могли бы стать реальностью. На федеральном уровне возникла некоторая пауза по вопросам, связанным с Сочи: власть в городе пока полностью в распоряжении Краснодарского края.
О механизмах управления городом
– Администрацию города Сочи, как самодостаточную, я сегодня не чувствую. На мой взгляд, это скорее передаточное звено. Действия мэра свелись к функциям порученца главы администрации края, который стал одновременно и губернатором, и мэром города Сочи в одном лице. Ради этого были проведены кадровые изменения. Сначала меняли руководство города и крупных предприятий, сейчас меняют владельцев ларьков. Город поставлен под жесткий контроль администрации края. Но в этом случае нужно нести ответственность за все, что в городе происходит не так. С момента провозглашения Сочи олимпийской столицей эта игра «мы здесь руководим, но ни за что не отвечаем» должна быть прекращена. Я с уважением отношусь к руководству Краснодарского края, но, на мой взгляд, они не знают чувства меры ни в кадровой чехарде, которая происходит в Сочи, ни с точки зрения умеренности в употреблении властных рычагов и понимания сочинского своеобразия. По крайней мере, уроки кубановедения, которые введены в общеобразовательную программу сочинских школ, убеждают в обратном. Вряд ли таким образом можно приобрести друзей в Сочи. С одной стороны, край гордится тем, что в его ведении находится будущая олимпийская столица. Но с другой стороны - способен ли он этим подарком грамотно распорядиться в одиночку? Пока, вместо того чтобы подтягивать уровень Краснодарского края в целом, Сочи пытаются усреднить, создать впечатление, что «все под контролем», как в любом другом городе или станице Краснодарского края. Не учитывая, что перед другими, зерновыми, районами Краснодарского края стоят совершенно иные задачи, нежели перед витриной России - олимпийским городом Сочи.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |