Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Константин Затулин: «Перед Сочи стоят особые задачи»

08.10.07, «Деловой Сочи»

Инесса Косинова

Недавно в Сочи побывал большой друг города – Константин Затулин. В настоящее время Константин Федорович – директор Института стран СНГ, депутат Государственной Думы РФ, председатель комиссии Межпарламентской ассамблеи православия по правам человека, советник Юрия Лужкова и председатель Клуба друзей Сочи. Он встретился с корреспондентом ДС и ответил на ряд актуальных вопросов, связанных с предстоящей Олимпиадой.

Об участии Абхазии в подготовке к Олимпиаде

– Для меня ясно, что своими силами создать базу для постройки олимпийских объектов Сочи не сможет. Грамотный подход к делу требует коротких транспортных расстояний. Цемент, щебень, строительные материалы нужно везти не морем через несколько стран и континентов, а пользоваться теми возможностями, которые есть в Росси и прилегающих территориях, в том числе – в Абхазии. С точки зрения экономической целесообразности, какие-то средства должны быть инвестированы не только в прилегающие российские, но и в абхазские территории. Во-первых, для того чтобы извлечь выгоду и при строительстве объектов воспользоваться необходимой базой и теми ресурсами и возможностями, которые сегодня есть в Абхазии. Во-вторых, было бы странно построить отдельный рай на российской земле и при этом  удерживать Абхазию в состоянии «черной дыры», провала на карте.

О грузино-абхазском конфликте: возможные варианты развития событий

– Как раз абхазская проблема – это один из острых вопросов в период подготовки к олимпиаде. Это не только экономический вопрос, но, в первую очередь, - политический. Ситуация в Абхазии постоянно подвержена риску из-за отношений с Грузией. Все вопросы с Грузией и Абхазией должны быть по-хорошему решены до проведения Олимпиады. Возможны несколько вариантов развития событий. Первый: Россия принимает решение не рисковать безопасностью гостей и спортивных команд и ради этого изменяет свою прежнюю позицию, соглашается с условиями Грузии и отказывается от миротворческой операции в зоне конфликта. Выводит оттуда войска и практически сдает Абхазию со всеми потрохами нынешнему грузинскому руководству. Второй вариант – это продолжать проводить свою линию: формально признавая территориальные претензии Грузии, беспокоиться, главным образом, о невозобновлении военных действий, пресекать провокации со стороны Грузии, их попытки взять реванш. Но принципиаль­но сохранять свою позицию и практические действия направлять на то, что­бы не допустить возврата Абхазии и Гру­зии в результате войны. Третий вари­ант - надеяться на то, что до 2014 года позиция Грузии изменится или сама Грузия изменится - то есть в нынешнем своем виде она просто переста­нет существовать; там возникнут дру­гие проблемы, и это заставит снять с повестки дня вопрос с Абхазией и Осе­тией. И, как дополнение к этому треть­ему варианту, признание Грузией прав Абхазии и выстраивание с ней взаимоотношений. Причем на мировой арене это может быть оценено по-разному. Кто-то будет обвинять Россию в том, что она поощряет сепаратизм. По всей вероятности, со стороны Грузии воз­можны попытки каким-то образом спекулировать на уязвимом положении России в связи с предстоящей Олимпиадой.

Но эти попытки должны быть каким-то образом предотвращены. Россия должна сделать все возможное, чтобы в Грузии перестали думать, что Олимпиада – это повод для осуществления планов присоединения Абхазии и Осетии.

Об официальном статусе Сочи: станет ли он городом федерального значения

– Разговоры об этом идут столько лет, сколько существует Сочи. По сути, такова была логика предшествующего периода, начиная со времен Совета народных комиссаров, когда Сочи создавался как агломерация из четырех районов. На сегодняшний день Черноморское побережье – это единственное, что осталось у России после утраты части территорий: Крыма, Грузии. В связи с предстоящей Олимпиадой город Сочи попадает в зону внимания федерального центра. Созданы структуры – крупные российские корпорации по строительству олимпийских объектов, которые по своему уровню, объем и полномочиям перешагивают границы Краснодарского края. И было бы логично в данной ситуации ставить вопрос о необходимости сбалансиро­ванного подхода в подготовке к Олим­пиаде. Напрашивается решение о вы­делении этой территории на особое рассмотрение. На мой взгляд, передоверять эту территорию какому бы то ни было субъекту федерации неправиль­но. Сама подготовка к Олимпиаде тре­бует другого уровня подхода к решению вопросов в городе Сочи: нельзя одновременно готовиться к Олимпиа­де и заниматься решением элементарных вопросов, например, газового снабжения. Но подобные измене­ния тянут за собой изменения в российских законах и Конституции. Трудно представить такую ситуацию, при которой такие изменения могли бы стать реальностью. На федеральном уровне возникла некоторая пауза по вопро­сам, связанным с Сочи: власть в горо­де пока полностью в распоряжении Краснодарского края.

О механизмах управления городом

– Администрацию города Сочи, как самодостаточную, я сегодня не чувствую. На мой взгляд, это скорее передаточное звено. Действия мэра свелись к функциям порученца главы администрации края, который стал одновременно и губернатором, и мэром города Сочи в одном лице. Ради этого были проведены кадровые из­менения. Сначала меняли руководство города и крупных предприятий, сейчас меняют владельцев ларьков. Город поставлен под жесткий контроль администрации края. Но в этом случае нужно нести ответственность за все, что в городе происходит не так.  С момента провозглашения Сочи олимпийской столицей эта игра «мы здесь руководим, но ни за что не отвечаем» должна быть прекращена. Я с уважением отношусь к руководству Краснодарского края, но, на мой взгляд, они не знают чувства меры ни в кадровой чехарде, которая происхо­дит в Сочи, ни с точки зрения умерен­ности в употреблении властных рычагов и понимания сочинского своеоб­разия. По крайней мере, уроки кубановедения, которые введены в обще­образовательную программу сочин­ских школ, убеждают в обратном. Вряд ли таким образом можно приоб­рести друзей в Сочи. С одной сторо­ны, край гордится тем, что в его веде­нии находится будущая олимпийская столица. Но с другой стороны - спо­собен ли он этим подарком грамотно распорядиться в одиночку? Пока, вместо того чтобы подтягивать уро­вень Краснодарского края в целом, Сочи пытаются усреднить, создать впечатление, что «все под контролем», как в любом другом городе или стани­це Краснодарского края. Не учитывая, что перед другими, зерновыми, рай­онами Краснодарского края стоят со­вершенно иные задачи, нежели перед витриной России - олимпийским го­родом Сочи.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ