Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Соглашение Белоруссии, Казахстана и России становится реальностью
08.10.2007, "Гудок"
Галина Бочарова
Леонид
Григорьев
Наиболее экономически развитые государства СНГ решили форсировать создание Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Это приведет к увеличению товарооборота между ними и появлению новых транспортных маршрутов.
«Что касается ЕврАзЭС, то здесь результаты почти революционные. Мы договорились о формировании Таможенного союза и создании наднационального органа – комиссии, которая будет заниматься таможенным регулированием», – заявил президент России Владимир Путин журналистам в Душанбе по окончании работы саммитов ЕврАзЭС и ОДКБ.
Правда, первоначально предполагалось, что Таможенный союз вырастет из Единого экономического пространства (ЕЭП), которое помимо трех государств включало в себя еще и Украину. Ради ее участия Россия жертвовала миллиардом долларов ежегодно, согласившись на взимание НДС с экспортной нефти и газа по принципу страны назначения. Но Виктор Ющенко в августе 2005 года фактически аннулировал соглашения, которые были достигнуты с его предшественником Леонидом Кучмой.
Украина выбрала для себя приоритетом ускоренное вступление в ВТО, и Таможенный союз ей лишь мешал, потому что тогда пришлось бы синхронизировать свои планы с другими партнерами по ЕЭП.
С другой стороны, Украина могла бы экономически выиграть, поскольку крайне заинтересована в возможности беспошлинно поставлять в Россию свою продукцию, в первую очередь металлопрокат и продовольствие.
Пока между нашими государствами действует соглашение о зоне свободной торговли с изъятиями, причем как раз по самым важным для украинцев позициям.
«Таможенный союз мог бы быть более экономически привлекательным для Украины, однако руководство страны выбрало другую политику, – пояснил «Гудку» руководитель Института стран СНГ КонстантинЗатулин. – Для того чтобы государство подписалось под Таможенным союзом, к власти в Киеве должны прийти другие люди».
Тем не менее создание Таможенного союза, даже без Украины, – это огромный шаг вперед в интеграции на постсоветском пространстве. Особенно если учесть, что интересы России и Казахстана как стран – экспортеров энергоресурсов сильно отличаются от интересов Белоруссии, где больше развито машиностроение.
Три страны несколько лет согласовывали таможенные пошлины по десяткам тысяч товарных позиций, и казалось, что этой работе не будет конца. Но теперь союз должен реально заработать к 2010 году, и к нему имеют возможность присоединиться другие государства ЕврАзЭС. В первую очередь ими могли бы стать Узбекистан, Киргизия и Таджикистан.
Как следует из бюджетного послания Межгосударственного совета ЕврАзЭС, его деятельность будет направлена на формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства, а одним из направлений в следующем году станет разработка межгосударственных целевых программ по формированию Единого транспортного пространства.
«В ноябре на рассмотрение правительственной комиссии планируется внести проект концепции Единого транспортного пространства, – сообщил в интервью «Гудку» руководитель департамента транспортной политики и рыночной инфраструктуры Интеграционного комитета ЕврАзЭС Фаниль Кадыров. – Если его одобрят, то он будет вынесен на Интеграционный комитет, а это уже уровень вице-премьеров. После согласования и одобрения концепции будет принято решение о разработке программы развития транспортного комплекса всех стран, входящих в ЕврАзЭС, – это основная задача концепции».
Как пояснил г-н Кадыров, главные задачи концепции заключаются в снятии барьеров для развития транспорта и формировании понятных для бизнеса подходов к установлению тарифов. Входящие в ЕврАзЭС государства будут координировать свою транспортную политику и развивать транспортные коридоры. Для этого потребуется унификация законодательства, в основе которого будет лежать международное право, а в рамках Транспортного совета ЕврАзЭС, которым руководит министр транспорта РФ Игорь Левитин, создана соответствующая комиссия.
Генеральный директор Агентства управленческих технологий Сергей Лопарев считает, что еще одним «узким местом», которое ограничивает товаропотоки, является таможня и с ее ликвидацией на границах ЕврАзЭС товарооборот увеличится. «Имеющийся парк позволяет осуществлять перевозки со скоростью выше 100 км/ч. Но реально у нас груз движется не быстрее 15 км/ч, – замечает эксперт. – Основная причина – плохая работа таможни. Тому есть объективные причины (несовершенство электронного документооборота) и субъективные (низкий уровень профессионализма сотрудников как в России, так и у наших соседей), а также разные трактовки таможенных правил даже в пределах СНГ. Поэтому главным результатом создания Таможенного союза должна быть именно унификация таможенного законодательства».
«Создание Единого таможенного пространства, безусловно, облегчит продвижение товаропотоков между государствами СНГ, а также транзитных перевозок, – заявил «Гудку» президент АО «Казтранссервис» Эдиль Искаков. – Я не думаю, что может измениться направленность грузопотоков, скорее, стоит вести речь о появлении новых маршрутов. Прежде всего можно с уверенностью прогнозировать рост перевозок на северном направлении, через Петропавловск на Екатеринбург и Омск. Сейчас с российскими коллегами мы прорабатываем маршрут Достык – Петропавловск с выходом через Урал и Поволжье, прежде всего Казань, на Москву, Санкт-Петербург и западные границы России».
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |