Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
02.10.2007. Берлинер цайтунг (Германия)
Франк Херольд
Украина сделала выбор между российским давлением и западноевропейским равнодушием
Следующие зимы на Украине могут быть очень и очень холодными. Это не долгосрочный метеорологический прогноз, а экономико-политическое предвидение. В последний день предвыборной кампании российский посол Виктор Черномырдин счел уместным указать украинцам на последствия их голосования при выборах в новый парламент и сделал это с предельной откровенностью. Если результаты выборов устроят Москву, сказал "дипломат", то цена на природный газ останется более или менее дружественной. А если нет, то "Газпром", скорее всего, поднимет ее до уровня, близкого к ценам мирового рынка.
Это заявление нельзя назвать очень удачным шагом. Наверное, для многих гордых украинцев оно стало решающим толчком, чтобы отдать свой голос Юлии Тимошенко, известной критическим отношением к Москве. Ее успех – полная неожиданность. По сравнению с последними выборами и результатами опросов общественного мнения эта часто порицаемая и часто непредсказуемая женщина, стоящая во главе оппозиции, выиграла примерно 10%. И это может стать ее долгожданным и реальным историческим шансом. Однако, судя по результатам выборов, в Киеве остается простор и для действий правительства, дружественного Москве.
Выборы, третьи за три года, вряд ли изменили патовую политическую ситуацию, сложившуюся между "оранжевым" и "голубым" лагерями. Однако различий между ними становится все меньше. Клише о прозападных силах "оранжевой революции" и верных Москве "бело-голубых" под руководством действующего премьера Виктора Януковича уже не проходят. Разногласия еще сохраняются только по вопросу о вхождении в НАТО, в остальном все ищут баланса в отношениях с Россией, а также сближения с Европейским союзом.
За последние годы украинцы обрели горький опыт: Евросоюзу нечего предложить их стране. В сложившейся ситуации во многом виновата собственная политическая элита. Самонадеянная жажда власти, изворотливость, ложь и уловки, посредством которых до сих пор вели борьбу различные политические силы страны, не просто нанесли ущерб всем инструментам своей молодой демократии. Они почти до стагнации замедлили реформаторские процессы, необходимые для сближения с ЕС.
Но даже в противном случае Евросоюз вряд ли мог предложить Украине что-то кроме декларативной солидарности, мелких поощрений и так называемой стратегии добрососедства. Последняя по большей части все еще подразумевает намерения, а не конкретные шаги по сближению. В обозримом будущем у ЕС более чем достаточно своих дел, ему надо переварить расширение и через базовый договор вновь обрести прежнюю дееспособность. О членстве Украины в ЕС никто не хочет даже думать. Глыба, по площади превышающая Францию и такая же густонаселенная, может связать ЕС по рукам и ногам еще сильнее, чем Польша. Поэтому Брюссель, а с ним и большинство государств ЕС предпочли бы, чтобы события в Киеве шли своим чередом и чтобы их никто особо не беспокоил.
Московское руководство, напротив, все еще не может пережить потерю контроля над Украиной. Запад, возможно, разочарован тем, что сегодняшней Украине недостает эйфорических ожиданий послереволюционного периода, однако главный результат "оранжевой революции" снова подтвержден. На смену постсоветской стране с патерналистским типом управления, переживавшей экономический застой, пришла свободная Украина с сильным гражданским обществом и оживленной политической конкуренцией, пусть и не всегда корректной. Уже одно это сильно отличает ее от соседней России.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |