Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Внешняя политика Белоруссии: новые акценты

Александр Фадеев

Внешнеполитическая деятельность Республики Беларусь обусловливается сегодня несколькими важными обстоятельствами. Главным из них выступает то, что Белоруссия, с одной стороны, оказалась в силу особенностей установившегося там политического режима изолированной от процессов становления новых демократий в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, а с другой – разошлась с линией развития формально союзной ей России. Проект создания Союзного российско-белорусского государства был «положен под сукно». Республика, несмотря на свои усилия по нормализации политического диалога и активизации экономического сотрудничества с одним из геополитических лидеров - Евросоюзом, остается пока за бортом общеевропейской интеграции и кооперации. ЕС не готов снять претензии к Белоруссии по соблюдению прав человека и демократизации общественной жизни, а также по сохранению в законодательстве РБ (единственной из европейских стран)  смертной казни. Целый ряд государств-членов Европейского союза отказался в свое время ратифицировать Соглашение о партнерстве и сотрудничестве ЕС с Республикой Беларусь; Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Люксембург высказались решительно против. Белоруссия была лишена статуса «специально приглашенного» в Совете Европы.

Не вписался Минск по объективным и субъективным причинам в зону интересов США в Европе, не смог поэксплуатировать сопутствующей ей потенциал, получить помощь и поддержку, как это удалось, например, соседней Польше. Наоборот, белорусский политический режим попал в «черный список» Вашингтона, законодательным путем США ввели ограничительные санкции в адрес Белоруссии и ее государственных руководителей. Президент США Джордж Буш, выступая на 62-й  сессии Генеральной ассамблеи ООН, приравнял расположенную в центре Европы Белоруссию к «бесчеловечным диктаторским режимам в Северной Корее, Сирии и Иране», где грубейшим образом нарушаются права человека.

Минск в очередной раз столкнулся с необходимостью адекватно реагировать на эти выпады США с трибуны ООН. Ранее белорусское руководство всячески уходило от резкой критики США и проводимой ими политики. Особенно был показателен в этом отношении последний саммит государств Движения неприсоединения в Гаване, когда белорусская сторона демонстративно ушла в сторону, не поддержала открытый антиамериканизм, проявленный некоторыми странами-участниками гаванской встречи, прежде всего Венесуэлой. На сей раз министр иностранных дел РБ Сергей Мартынов в ответ на демарш Буша вынужден был решительно отойти от этой позиции. Мартынов обвинил Вашингтон в том, что он присвоил себе права Совета Безопасности ООН, злоупотребляет правом распорядителя мировой резервной валюты и намеренно создает препятствия для легальной экономической и коммерческой деятельности законных предприятий и банков некоторых «неугодных» США стран. Более того, МИД РБ в жесткой форме упрекнул «самое демократичное в мире государство» в разжигании конфронтации со всеми странами, ведущими самостоятельную внешнюю политику, в создании климата подавления инакомыслия и многообразия в международных отношениях.

Белоруссия продолжает предпринимать усилия по «безусловному» отстаиванию своего суверенитета, под которым понимает международно-правовое равноправие и невмешательство внешних акторов в распределение властных полномочий внутри республики, в изменение режима абсолютной, неделимой власти главы государства. Известные ограничения, введенные рядом государств в отношении некоторых высших чиновников РБ, включая Александра Лукашенко, вынуждают Минск все время заботится и о легитимизации своего суверенного статуса и единого представительства на уровне президента.

Отстаивание своих национальных интересов в сфере политики и внешнеэкономической деятельности высшее руководство РБ связывает по-прежнему с осуществлением принципа «многовекторности».  В целом эта идея, зародившаяся во внешнеполитическом ведомстве еще только обретшей независимость РБ, изначально предполагала некую «швейцаризацию» в позиционировании Белоруссии на международной арене. Однако после прихода Александра Лукашенко к власти, внешняя политика стала рассматриваться как поле наступательного и эффективного продвижения национальных интересов на международной арене, инструмент содействия экспансии во все возрастающих объемах белорусского экспорта.

К последним новациям Лукашенко следует отнести и выстраивание пресловутой «дальней дуги» внешней политики Белоруссии, которая должна, с точки зрения Минска, в полной мере компенсировать, а по отдельным направлениям и подменить, практику  партнерства с государствами Старого Света, в первую очередь в отношении импорта дешевых энергоресурсов. Ключевая роль в дипломатической поддержке и в военно-политическом аспекте «дальнедуговой» политики отводится Китаю.

Конечно, постепенное сокращение дотаций и льгот со стороны России, втягивание Белоруссии в рыночные отношения в контексте повышения мировых цен на энергоресурсы внесли новые нюансы в ее внешнюю политику. Так, приоритетной была объявлена политика установления тесного партнерства с Венесуэлой и Ираном, которые стали рассматриваться в качестве основных нефтяных и финансовых доноров республики в будущем. Минск рассчитывает на масштабные инвестиции в свою экономику со стороны Объединенных Арабских Эмиратов, с которыми в последнее время были заключены несколько соглашений и обсуждены проекты, включая проекты в области нефтепереработки, нефтехимии и энергетики, на общую сумму в 100 млн. долларов США. Александр Лукашенко дважды с официальными визитами побывал в ОАЭ, которые недавно назвал стратегическим партнером и союзником в регионе Персидского залива. Важно при этом подчеркнуть, что взамен поставок нефти и продуктов нефтепереработки, а также в счет погашения потенциальных кредитов Минск взял на себя обязательства по экспорту в эти страны широкого спектра продукции своего военно-промышленного комплекса и предприятий машиностроения.

Критическая для экономики Белоруссии проблема импорта энергоносителей может быть разрешена только при условии дальнейшего наращивания экспорта белорусской продукции. Поэтому перед внешнеполитическим ведомством республики была поставлена задача включиться в создание международных зон свободной торговли с благоприятным для Белоруссии таможенными, транспортными и безвизовыми режимами, обеспечивающими широкое проникновение продукции субъектов хозяйствования РБ на внешний рынок. Белорусское руководство всячески поддерживает, например, идею Таможенного союза с единой таможенной территорией, стоит за активизацию работы над документами, направленными на интеграцию транспортных систем в рамках ЕврАзЭС.

Судорожные усилия предпринимаются белорусской стороной и по смягчению негативного воздействия на торгово-экономические отношения в результате предстоящего вхождения в зону действия Шенгенского соглашения некоторых важных торговых партеров Белоруссии, в первую очередь Польши. Минск в этом случае выступает за упрощенный порядок получения виз, официально аргументируя это стремлением «расширять межчеловеческие контакты с соседними странами».

Громадное значение белорусская сторона придавала формированию общего энергетического рынка ЕврАзЕС, который в том числе призван оградить Белоруссию и другие страны от «неоправданного ущемления» их интересов и «чрезмерного доминирования других». Реализация этого проекта натолкнулась на естественное противодействие энергодостаточных стран-членов ЕврАзЕС и была отложена в долгий ящик. Тем не менее, правящая элита РБ продолжает настойчиво проводить идею об абсолютном равноправии в рамках ЕврАзЕС, которое невозможно, с точки зрения Минска, в условиях неравенства цен на энергоресурсы и важнейшие сырьевые товары.

Белорусская дипломатия стремится использовать новые возможности и на западноевропейском векторе, не оставлять попыток наладить диалог с общеевропейскими институтами. Не игнорирует при этом Минск и относительно малопривлекательные с финансовой стороны проекты. Правительство РБ, в частности, обратилось в Еврокомиссию с предложением о более глубоком сотрудничестве в сфере энергетики по линии пришедшего на смену ТАСИС Европейскому инструменту партнерства и добрососедства (ЕИПД). Программа в области энергетики ЕИПД предусматривает формирование системы снижения энергоемкости субъектов хозяйствования, однако ее фонд составляет всего лишь 5 млн. евро.

Особенно тревожно для России выглядит начавшийся осенью торг Белоруссии с Секретариатом Энергетической хартии, который был охарактеризован заместителем премьер-министра РБ Владимиром Семашко как чрезвычайно актуальный «в силу известных событий прошлого года и первой половины этого года». Напомним, что РБ  пока не ратифицировала документы к Энергетической хартии. При этом белорусское правительство выразило свою готовность найти с Секретариатом взаимоприемлемые решения, поскольку Белоруссия, стремящаяся в мировую экономику и ВТО, «заинтересована в решении этих проблем». Возможно, это означает, что Минск отойдет от принципа синхронизации с Россией шагов по ратификации документов к Энергетической хартии, что, конечно же, приведет к ответным действиям с российской стороны, которую этот документ в существующем виде не устраивает.

Белоруссия пытается подключить и ООН к решению проблемы снабжения энергоресурсами развивающихся стран (к которым относит себя) и стран с переходной экономикой в условиях повышенного спроса на энергоносители. Кроме того, белорусская сторона предлагает возложить на ООН выработку практических мер по передаче и распространению технологий альтернативных и возобновляемых источников энергии «в глобальных масштабах»,  а заодно решить вопрос о доступности  таких технологий для стран, которые ими не располагают.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ