Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
05.10.2007. Страна Ру
Айдын Мехтиев
На 5 октября в Душанбе запланировано проведение Совета глав государств СНГ, а также саммита ЕврАзЭС и сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ. "Совпадение протокольных встреч такого числа организаций вовсе не случайно, - заявил в беседе с обозревателем Страны.Ru заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. - На сессии ОДКБ будет обсужден вопрос о создании региональных миротворческих сил, и это является серьезным ответом России на попытки ГУАМ создать миротворческие контингенты в обход Москвы. Что же касается саммита ЕврАзЭС, то главным его итогом должно стать создание Таможенного союза с участием России, Казахстана и Белоруссии".
По словам Андрея Грозина, сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ в Душанбе проходит на фоне попыток НАТО усилить свое влияние на постсоветском пространстве.
"Обращает на себя внимание то, что визит генерального секретаря НАТО Яап де Хооп Схеффера в Грузию, начавшийся 3 октября, состоялся в разгар политического кризиса в Грузии, - подчеркнул российский политолог. - Своим визитом в эту республику глава Североатлантического альянса дает понять, что НАТО и США активно поддерживают политику президента Саакашвили, который пытается добиться скорейшего вступления своей страны в этот военный блок".
Таким образом, ОДКБ является противовесом росту влияния НАТО на постсоветском пространстве. "И сейчас мы видим конкуренцию двух проектов создания миротворческих сил - "оранжево-демократический" проект в рамках ГУАМ, которым руководит Вашингтон, и "евразийский" проект в рамках ОДКБ, хотя Белоруссию вряд ли можно отнести к евразийским странам", - считает завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ.
Андрей Грозин особо отметил недавнее заявление генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи о том, что миротворческие силы ОДКБ могут быть задействованы для поддержания мира в "горячих точках" Южного Кавказа.
"Ясно, что именно Россия будет нести основное бремя миротворчества, в том числе и в миротворческих силах ОДКБ, как это уже было в разгар межтаджикского конфликта, - считает политолог. - Тогда, как известно, самый большой контингент миротворцев в Таджикистане был направлен из России, а республики Центральной Азии отказались от идеи длительного присутствия своих миротворцев на таджикской земле. Хотя решение Казахстана отправить свою саперную роту в Ирак, видимо, означает, что Астана готова отправить миротворческие контингенты и в "горячие точки" Южного Кавказа".
"Если идея создания миротворческих сил в рамках ОДКБ цементирует военно-политический союз стран СНГ, то создание Таможенного союза, о котором, как ожидается, будет объявлено на саммите ЕврАзЭС в Душанбе, означает значительное усиление процесса экономической интеграции республик бывшего СССР", - уверен Андрей Грозин.
По словам политолога, многие скептики указывают на то, что Россия, Казахстан и Белоруссия, образующие Таможенный союз, могут столкнуться с разногласиями, которые, якобы, неизбежны, если учесть непоследовательную политику Александра Лукашенко.
"Действительно, от Белоруссии многого ждать нельзя, и в течение минувшего года у нас были проблемы с Минском, - признает завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ. - Тем не менее, я уверен, что для Белоруссии подписание договора о Таможенном союзе в том виде, в каком он сейчас предлагается, безусловно, выгодно. В данном случае расхождения могут возникнуть по второстепенным вопросам. Но вряд ли речь пойдет о принципиальных противоречиях, как это было между Киевом и другими участниками переговоров по созданию единого экономического пространства. Тогда все застопорилось на самой последней стадии именно из-за нежелания Киева даже символически уступить часть своего суверенитета".
Вскоре к "тройственному союзу" России, Казахстана и Белоруссии в Таможенном союзе могут присоединиться также Киргизия и Таджикистан, которые уже заявили о своей поддержке этой идеи.
В этой связи некоторые политологи высказывают опасения, что Россия, имея самую мощную в СНГ экономику, вынуждена будет, подобно буксиру, тянуть за собой экономически более уязвимые страны Центральной Азии.
Однако Андрей Грозин считает, что в перспективе российская экономика только выиграет от дальнейшей интеграции с экономикой республик Центральной Азии. "Помимо экономических соображений, нужно принять во внимание соображения чисто геополитические, - подчеркнул он. - За свое собственное политическое влияние на этом стратегически важном пространстве надо платить, и поэтому надо быть готовым к тому, что определенные жертвы российской экономике понести придется. Но учитывая потенциал, который открывается перед российской экономикой, ясно, что в долгосрочной перспективе Россия выиграет. Российский бизнес, вкладывающий капитал в этот регион, приобретет больше, не говоря уже о государственных интересах".
По словам заведующего отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ, страны Центральной Азии, которые видят в укреплении связей с Россией гарантию своей политической стабильности, будут и далее укреплять с ней альянс по двум направлениям: военно-политический вектор (ОДКБ) и энергетический вектор, включающий строительство трубопроводов и экспорт нефти и природного газа на мировые рынки.
"Так что СНГ имеет будущее, - продолжил далее политолог. - Хотя порой можно услышать, как СНГ называют "чемоданом без ручки" – и бросить жалко, и нести трудно. Но дело в том, что если бы эта структура была не нужна, она отпала бы еще лет пять назад, когда уже стало понятно, что в рамках СНГ очень трудно решить конкретные вопросы. Российская экономика развивается, а цены на нефть и газ растут. Поэтому российское сырье и оборонные возможности остаются интересными для многих. Но даже при самом негативном для России развитии событий, если вся азербайджанская нефть, большая часть казахстанской нефти, туркменского и узбекского газа, пойдет в Европу в обход России, это составит не более четверти от объема потребляемого сегодня странами ЕС российского природного газа. Так что позиции России в этом вопросе очень сильны".
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |