Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
05.10.2007. Новое поколение (Казахстан)
Амина Джалилова
Казахстан вплотную подошел к формированию новой нефтегазовой политики. В ближайшие пару лет должен произойти качественный скачок. Наблюдаемое в последние годы усиление государства на рынке приведет к тому, что нефтяной сектор повернется лицом к народу, недропользователи будут гораздо более экологически сознательными, а "КазМунайГаз" из государственной компании с замашками частного собственника имеет все шансы преобразится в благодетеля нации. Если осилит такую задачу, конечно. В общем, наша страна, вполне возможно, пойдет по пути Норвегии - к построению социализма на базе нефтяных сверхдоходов
О Кашагане неофициально
Ситуация вокруг Кашагана обрастает слухами. Пока очевидно только одно: что правительство настроено крайне решительно. А прогнозы звучат совершенно разные. Скорей всего, национальная компания "КазМунайГаз" станет сооператором грандиозного проекта. Правительство было бы радо и полноправное операторство нацкомпании вручить, однако у последней для этого нет ни достаточных финансовых ресурсов (что поправимо), ни достаточного опыта. А проект действительно очень сложный в техническом плане.
Кто же возглавит консорциум совместно с "КазМунайГазом"? Первый претендент, что очевидно, - ENI. Если стороны придут к консенсусу, итальянцы так и останутся во главе проекта. Также поговаривают о французской Total. Это достаточно сильный игрок. Кроме того, по неподтвержденной информации, внутри консорциума были разногласия в недавнем прошлом, и акционеры намеревались сменить оператора. Одним из инициаторов подобных преобразований выступала Total.
По слухам, сооператорство могут предложить и "ЛУКОЙЛУ" в знак крепкой нефтяной дружбы с Россией. Также кандидатом называют норвежскую "Статойл". Источник в этой компании неофициально сообщил, что подобных предложений не поступало, но что для "Статойла" это было бы очень-очень интересным предложением. В таком грандиозном проекте, как "Кашаган", даже один процент получить приятно.
А вот еще одно интересное мнение, опять же высказанное в частной беседе. Серьезный российский аналитик предположил, что "Аджип ККО" намеренно вынуждает Казахстан пойти на крайние меры. Потому как проект оказался не по зубам ENI, технические риски оказались слишком высоки.
Как бы то ни было, а позиция правительства обоснована. Когда стоимость проекта возрастает в два с половиной раза, получается, что подписанные соглашения нарушены и договариваться нужно по-новому. А переговоры, чем бы они не завершились, в очередной раз приведут к усилению позиции государства и "КазМунайГаза".
Как это было?
Впервые о попытках государства ужесточить условия и отстаивать свои права в нефтяном секторе заговорили в 2003-2004 годах, когда обсуждались и были приняты непонравившиеся недропользователям поправки в налоговое законодательство. Однако нефтяники повозмущались и приняли в итоге новые правила игры, как и прогнозировало правительство в лице тогдашнего министра энергетики Владимира Школьника.
Кстати, примерно в тот же период много говорили об экологических требованиях по разработке шельфа. Принцип нулевого сброса (то есть требование - все отходы вывозить на берег, вообще ничего не сбрасывать в воду) многие посчитали очень жестким, одним из самых жестких в мире, но признали его правомерность. Все-таки Северный Каспий - это заповедная зона.
Тогда, в 2004 году, начались переговоры по продаже доли британской компании BG в проекте "Кашаган". В самом начале представители BG заявляли, что намереваются продать свою долю другим участникам консорциума "Аджип ККО" и что в Соглашении о разделе продукции нет пункта о том, что государство имеет приоритет. Однако парламент принял соответствующие поправки, узаконил "право первой ночи", и "КазмунайГазу" удалось войти в Кашаганский проект. Правда, государство выкупило не всю долю BG (почти 17 процентов), а лишь половину.
В 2005 году иностранные инвесторы уже достаточно робко возражали государственным органам. Они осознали неизбежность грядущих перемен. В 2005 году началось наступление не только национальной компании, но и крупных транснациональных компаний, которые стали вытеснять с рынка более мелких игроков. Так, одна из крупнейших в мире компаний, "ЛУКОЙЛ", приобрела канадскую "Нельсон Ресорсиз", а китайская CNPC приобрела "ПетроКазахстан". Создавалось впечатление, что обе эти сделки поддержаны государством.
Прошлый год ознаменовался переворотом в мышлении профессионалов отрасли. Тем переворотом, который, как мы надеемся, приведет к новому качеству нефтегазового бизнеса. На конференции "КИОГЕ-2006" вдруг заговорили, причем всерьез, о социальной ответственности бизнеса. Представители Норвегии выступили с докладом о развитии альтернативных источников энергии.
Изменилась в 2006 году и позиция Министерства охраны окружающей среды. Традиционно лояльное к нефтяникам и довольствовавшееся штрафами, оно вдруг решилось на протест. Новый министр экологии Нурлан Искаков незадолго до "КИОГЕ" предложил отозвать лицензию у "Тенгизшевройла" за складирование попутной серы на открытом воздухе.
В кулуарарх тогда говорили, что это не более чем красивый ход, на самом деле никто не решится остановить реализацию такого грандиозного проекта, как "Тенгиз". Тем не менее, министра экологии на "КИОГЕ" почему-то не было, видно, не пригласили. А уже сейчас, думается, никто не станет так уверенно говорить о неуязвимости недропользователей. Все-таки кашаганский конфликт принципиально все изменил. И к заявлениям экологических ведомств теперь уже прислушиваются.
По пути Норвегии
Итак, мы наблюдаем, с одной стороны, усиление роли государства в нефтяном секторе, с другой, увеличение интереса к таким аспектам работы нефтекомпаний, как охрана окружающей среды, социальная ответственность, охрана труда. Это очень неплохое сочетание, позволяющее надеяться на то, что вскоре Казахстан может выбрать норвежский путь управления нефтяными доходами.
В Норвегии национальная компания занимает лидирующее положение на рынке. В то же время она является образцом для подражания в плане прозрачности, социальной ориентированности, высочайших экологических стандартов. В этих вопросах Норвегия является эталоном, на который равняется весь мир. А национальная компания в этой стране на самом деле действует в интересах народа.
На семинаре, организованном ассоциацией "Казахстан Петролеум" для журналистов, были приведены два ярких примера того, что такое ответственность национальной компании (да и любой другой компании) перед народом. Анатолий Золотухин, технический директор "Статойл-Россия", рассказал, что если вдруг в Норвегии человек потеряет трудоспособность в 25 лет в результате несчастного случая на производстве, то компания должна до достижения им пенсионного возраста, то есть 67 лет, ежемесячно выплачивать ему компенсацию в размере заработной платы, и все это время человеку будет начисляться стаж. И пенсию в результате он будет получать такую же, как его работавшие коллеги. А у нас рассчитывать можно лишь на единовременную компенсацию, и то не факт, что ее выплатят.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |