Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Константин Затулин: "Я бы хотел, чтобы Украина была в СНГ"

 16.10.07,"CN-Столичные новости".

Беседовал Владимир Старостин,

Известный украинофил и эсэнговед, депутат Государственной Думы России, директор Института стран СНГ Константин Затулин не привык избегать острых тем как в вопросах отношений России с бывшими республиками Советского Союза вообще, так и с Украиной в частности. За некоторые действия и слова Константин Федорович даже объявлялся персоной нон грата на территории нашей страны. Тем не менее, его суждения и прогнозы всегда вызывают интерес и оживленную реакцию. Вот и на этот раз господин Затулин рассказал немало интересного и о развитии СНГ, и об украинско-российских отношениях. В частности, высказал свое мнение по такой актуальной сейчас теме, как долги за газ.

Педаль газа

— Мне нравится эта позиция, когда не хотят расплачиваться за то, что получили. А главное, что пытаются найти для этого убедительные основания, — с места в карьер начал Затулин. — Ведь долг по газу или по чему-то другому нужно вовремя гасить, тогда не будет возникать таких проблем, как сейчас. И правильно сделали, когда ваш премьер в Москве заявил, что долг будет погашен. Ведь иначе и не должно быть. Разве бывает так, чтобы украинские производители что-то поставляли в Россию и не требовали за это деньги? Это же просто нонсенс.

— Но ведь в компании, которая занимается поставками газа в Украину, есть и доля "Газпрома". Значит, это долг и России?

— Да нет же. Речь идет о том, что компания "Росукрэнерго" создана в соответствии с соглашениями о схеме транспортировки, которые были подписаны вашим правительством. Кстати, они были подписаны не правительством Януковича, а еще Кабмином Еханурова. Так вот, эта компания возникла исключительно потому, что в Украине, может быть, по политическим, может быть, по другим причинам хотели получать газ по цене не выше определенной стоимости. Ради этого была изобретена компания, которая делает коктейль из туркменского, узбекского и российского газа. И таким образом выводят среднюю цену, которая и доводится до потребителя в Украине.

Вот единственный смысл ее существования. Если эта компания Украине не нужна, то мы завтра же от нее откажемся. Это было изобретение украинской стороны, а теперь все проблемы перекладываются на Россию. Уже звучат комментарии, что тут есть какие-то тайные замыслы. Просто нужно платить вовремя — вот и все.

— А почему сообщение о газовом долге поступило именно сейчас, когда в Украине прошли выборы, будут формироваться новая парламентская коалиция и новый Кабмин?

— Это очень интересный вопрос, который мне уже неоднократно задавали. Вы знаете, у вас довольно часто и не всегда в определенный срок проходят выборы. Это, конечно, свидетельствует о преимуществах украинской демократии. Но что в такой ситуации делать "Газпрому"? Если он скажет о долгах до выборов, то Россию обвинят во вмешательстве в избирательную кампанию. Если же он скажет об этом после выборов, которых, повторюсь, в Украине довольно много и иногда не в срок, его обвинят в том, что он хочет повлиять на назначение правительства и премьера.

— Не кажется ли вам, что таким образом российское правительство и компания "Газпром" просто пытались сыграть на поле пророссийской Партии регионов?

— Нет, не надо во всем видеть политику. Здесь чистой воды экономика. Задолжали — надо платить. В Украине уже и без того столько появилось комментариев на тему "а кому это выгодно?" по поводу того, что "Газпром" сделал свое заявление не до, а после выборов. На самом деле, на мой взгляд, все гораздо проще: "Газпрому" важно знать, что он получит деньги.

— Хорошо. А если во главе Кабмина Украины будет Юлия Тимошенко, это может повлиять на цену российского газа?

— Мне кажется, большой разницы в том, кто будет возглавлять украинское правительство, нет. А есть объективные рыночные отношения. Они и диктуют цены на газ.

Слухи о смерти СНГ не подтвердились

— Константин Федорович, сейчас много говорят о нежизнеспособности Содружества Независимых Государств. Как вы оцениваете прошедший в Душанбе саммит глав государств СНГ?

— Как мне кажется, на уровне здравого смысла более чем очевидно, что развитие интеграции на пространстве, которое раньше было единым, а теперь стало пространством независимых друг от друга государств, положительно сказывается на каждом из нас. И в этом вопросе, думаю, все мы друзья экономики, а не ее враги.

Что касается политического смысла прошедших в Душанбе встреч, то само проведение этих саммитов в таком представительском формате дает определенный ответ на соображения, которые мы слышим каждый раз о преждевременной смерти СНГ. Эти слухи в очередной раз оказались ложными. Считаю, что нам в России необходимо постоянно предлагать какие-то позитивные инициативы, по которым можно было бы судить о наших намерениях на этом пространстве.

Дело в том, что обострившиеся в последние годы нефтяные и газовые проблемы, а также введение рыночных цен на сырье привело к тому, что в адрес России усилилась критика: будто бы она применяет в СНГ только кнут для достижения своих политических целей, такое своеобразное устрашение, как цены на энергоносители. Думаю, это не всегда было справедливым, особенно если учитывать, что рынок требует жертв, рынок диктует цены.

Я не слышал, чтобы кто-то из стран СНГ бесплатно что-либо предоставлял Российской Федерации. Тем не менее, мы стремимся демонстрировать позитивные инициативы. В частности, в рамках ЕврАзЭС создается Таможенный союз. Чего мы, к сожалению, до сих пор не достигли в рамках СНГ, когда речь идет о зоне свободной торговли применительно к требованиям ВТО.

— И что из этого следует?

— Как минимум одно обстоятельство. Если вы заинтересованы в Таможенном союзе, значит, думайте о том формате, который вам нужно предлагать. А в рамках СНГ главной проблемой был и остается контроль за выполнением принятых решений. Думаю, что опыт наших друзей-партнеров из Европейского Союза, куда многие из членов СНГ вполне официально стремятся, подталкивает нас к таким решениям, которые были найдены на саммите в Душанбе. Например, был введен институт национальных координаторов по контролю за выполнением принятых решений. Напомню, что в ряде стран Восточной и Центральной Европы, да и в некоторых странах СНГ есть министры по делам евроинтеграции, специальные уполномоченные. Мне кажется, учитывая тот факт, что мы в составе СНГ, это вполне логично и это давно должно было быть сделано. У нас в России было целое министерство по делам СНГ, и я не вижу ничего положительного в том, что оно перестало существовать. Сейчас мы по сути возвращаемся к этой структуре, только называем ее по-другому. Уверен, что эту деятельность можно вполне координировать с деятельностью Министерства иностранных дел. Потому что это же не две внешние политики, а одна, только разной глубины по определенным направлениям.

Последний саммит Путина

— Саммит в Душанбе был рекордным по присутствию глав государств СНГ...

— Да, это все отметили. Есть тут и еще один нюанс. Этот саммит, насколько я понимаю, последний в бытность Владимира Путина президентом Российской Федерации на этом этапе. Я говорю — на этом этапе, потому что лично у меня нет больших сомнений в том, что вполне вероятно со временем, не на этот срок, а в дальнейшем, он будет кандидатом в президенты.

И саммиты глав государств СНГ, а к тому времени, надеюсь, СНГ будет жить и процветать, будут проходить при его участии. Но, тем не менее, это был последний саммит, в котором Владимир Путин накануне своего 55-летия принял участие. И то, что основные документы встречи были подготовлены и согласованы не без участия России, говорит о том, что Владимир Путин намерен заниматься развитием СНГ.

Это говорит о том, что никакой паузы в участии России нет, наоборот, сейчас инвентаризуются и покрываются долги предыдущих периодов, когда многие вопросы не были до конца решены, когда был разрыв между разными направлениями деятельности, когда были подозрения в адрес России, что она не занимается СНГ, не заинтересована в нем, ищет себя в других форматах. Это не так. Саммит, считаю, был плодотворным. Отсутствовал только, как известно, президент Украины Виктор Ющенко.

— Как вы считаете, почему?

— Думаю, это дело Украины, это дело вкуса, где ей присутствовать. Речь, насколько я знаю, шла о том, что он не смог приехать из-за внутренней ситуации в стране. Хотя именно в это время он отсутствовал и в Украине, встречался с президентом Франции. Но, во всяком случае, министр иностранных дел Украины Арсений Яценюк, по-моему, был исполнен оптимизмом после результатов саммита в Душанбе.

— Что планируется после саммита?

— Осталось дело в принципе за немногим. Нужно, чтобы принятые на саммите документы выполнялись, а решения реализовывались. Думаю, что новое руководство исполнительного секретариата и этой стороне придаст новый импульс.

— Почему же все-таки до сих пор деятельность СНГ кажется столь малоэффективной, почему принятые на саммитах решения часто так и остаются на бумаге?

— Когда дело касается упреков, которые адресуют нам отдельные представители, скажем, в Грузии или в Украине, когда речь идет о недееспособности СНГ, хочу спросить: а кто это делает, как не наши дорогие соседи по СНГ? Ведь именно они раз за разом на предыдущих саммитах при разных руководителях блокировали принятие тех или иных документов, отказывались выполнять те или иные договоренности и подписывать соглашения. Так было и на этот раз — что-то подписали, а что-то нет. И каждый раз рассказывают: мол, могли бы подписать, если бы нам пошли навстречу. Одному в одном, другому — в другом.

Считаю, что главная причина неэффективности реализации принятых решений находится в том балласте, который накопился в Содружестве Независимых Государств. Вот и получается, что пока СНГ вынуждено равнять свой ход на самый тихоходный корабль эскадры. У нас есть совместный опыт участия в русско-японской войне. Тогда и Украина, и Грузия были частью Российской империи. И русская эскадра вынуждена была равнять свой ход по самому тихоходному кораблю. Все мы знаем, к чему это привело — к поражению при Цусиме.

Нам бы, конечно, не хотелось, чтобы так было и в СНГ. Поэтому я совершенно искренне говорю: если нет желания, если нет консенсуса по поводу участия в СНГ, то нужно у себя в стране определяться.

Я вот вижу, что в Грузии есть консенсус именно в том плане, что она не хочет быть в Содружестве. Ну, так принимайте решение и не мучайте себя и других. Правда, тогда мне непонятно, зачем ее президент приезжал на саммит?

Что касается Украины, то, как я замечаю, тут такого консенсуса нет. Слава Богу, сказал бы я. Потому что мне очень хотелось бы, чтобы Украина была в СНГ.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ