Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

 «Дочку в Россию отправлю учиться»  

О проблеме обучения на русском языке в Туркмении

Виктор Михайлов

Перед началом занятий в школах Туркмении, где имеются классы с русским языком обучения, проводились собеседования с детьми, желающими учиться в этих классах. По словам учителей, имеющих отношение к приему первоклассников, из 150-200 претендентов только 5 или 6 детей владеют разговорным русским языком. Остальные, вообще не понимают задаваемых им простых вопросов (Сколько тебе лет? Где ты живешь? Какого цвета твоя рубашка? И т.д.), или понимают очень плохо, а отвечать предпочитают на туркменском языке.

Причем речь идет о детях проживающих в крупных городах. В сельских школах уже давно не производится обучение на русском языке, а значит, детей, владеющих русским языком практически нет, если не считать единичные оставшиеся там русскоговорящие семьи.

По оценкам специалистов, уже сейчас среди молодежи Туркменистана больше владеющих турецким или английским языками, нежели русским. В стране полтора десятка турецких школ (и только 1 (!) русская школа). Это не считая многочисленных – надо сказать, очень популярных - учебных центров, где преподаются на очень высоком уровне турецкий и английский языки.

В принципе, в том, что дети в Туркменистане практически не владеют русским языком, нет ничего удивительного или неожиданного.

Новый учебный год выявил острую нехватку классов с русским языком обучения в средних школах. В стране имеется только одна полноценная русская школа, которая расположена в Ашхабаде  и обучаются в ней 650 человек. Российский Газпром обещает построить новое здание для этой школы, тогда в ней смогут обучаться на 150 детей больше.

Кроме нее, в столице и крупных городах имеются несколько школ (бывшие русские школы) в которые набирают по 1-2 класса с русским языком обучения. Во всех остальных классах этих школ и во всех остальных школах страны обучение ведется только на государственном языке.

Таких школ, в которых есть классы с русским языком обучения в городе Мары шесть, в Туркменабате – 5, в Дашогузе – 4. Детей, желающих обучаться в русских классах намного больше, чем те могут вместить.

По неофициальным данным, всего в этом году в Марыйском велаяте пришли в школы 12000 первоклассников, в Лебапском – 15000. Есть отдельные разрозненные цифры и по количеству желающих обучаться в русских классах. Например, в одну из школ Дашогуза, где набирали 2 класса (60 человек) с русским языком обучения записалось 150 детей. Т.е. количество желающих обучаться на русском языке примерно в 2,5 раза превышает количество мест в школах. Очевидно такое же соотношение и в других школах, где имеются русскоязычные классы.

В то же время, при таком высоком спросе на места в русских классах, Министерство образования запрещает директорам школ открывать дополнительные классы с русским языком обучения. Оно попыталось сократить количество желающих обучаться на русском языке различными циркулярами. Например, было требование принимать в эти классы только детей русской, украинской, белорусской и корейской национальностей. Узбеков, казахов, татар и других тюркоязычных, принимали только в туркменские школы.

Но и этот циркуляр не сработал.  Людей не смущает ни требование предоставить статус переселенца в Россию, ни конкурс среди маленьких кандидатов, ни обязательная дача взятки директору. На сегодняшний день, по словам работника управления образования велаята, всего в первых классах с русским языком обучения доля детей из русскоговорящих семей составляет не более 2-3%; все остальные учащиеся – это узбеки и туркмены. Потому что, обучать на русском языке хотят своих детей и представители местной номенклатуры, которые всеми правдами и неправдами устраивают своих детей в русские классы.

В одной из дашогузских школ рассказывают такую историю. В первые дни учебы, для того чтобы провести урок туркменского языка, детей в 1-ом «Б» разделили на две группы. Маленькие ученики не поняли, что это разделение только на один урок, и подумали, что их отправляют учиться в туркменские классы. Говорят, поднялся такой плач! Дети сидели, вцепившись в парты, и сквозь слезы доказывали учительнице, что им нужен русский язык, что они хотят учиться только на русском языке, что они потом поедут в Россию... Малышей едва удалось убедить, что никто не лишает их русского языка, но и что туркменский они знать должны. Инцидент был вскоре улажен.

Директор одной из школ Дашогуза, в которую каждый год принимали по 2 класса с русским языком обучения, объявил на собрании учителям, что в этом году приема в русские классы не будет. Либо, может быть, будут принимать только тех детей, чьи родители имеют статус переселенцев в Россию.

А набор в первые классы уже был начат, и только в один русский класс записалось около 80 детей. Когда стали выяснять, у кого из них имеется статус переселенца, то оказалось, что только у 15 детей.

В другой дашогузской школе, так же проводившей набор в один русский класс, из всех записанных будущих первоклассников, только 2 имели статус переселенца, т.е. только 2 человека имели право, учится в русском классе.

Тогда начальник Дашогузского велаятского управления образования Черкезов (он не имеет педагогического образования, ранее работал в Союзе молодежи – аналог комсомола) объявил директорам школ примерно следующее: « Раз детей имеющих статус переселенца так мало, то можно оставить в городе только одну школу, в которой будет только 1 класс с русским языком обучения. Оказавшихся лишними учителей работавших в начальных русских классах необходимо уволить. К тому же по причине нехватки русскоговорящих учителей-предметников, эти русские классы, начиная с 4-го класса, будут обучаться на туркменском языке».

А вот в этрапе Каракала Балканского велаята, педагоги, вдохновленные участившимися встречами туркменских и российских государственных деятелей, обратились в Министерство образования, с просьбой открыть в их регионе русские школы, которые были закрыты несколько лет назад. На это, один из чиновников министерства дал им устный ответ, что никаких русских школ и классов открывать не предполагается. Наоборот, скорее всего, будут закрыты несколько русских классов в городах этого западного региона – в Туркменбаши и Балканабате. И что повергло учителей в шок, этот чиновник добавил: «На Россию не надейтесь, вон в Эстонии их памятник снесли, и ничего».

С другой стороны, руководство школ и велаятских управлений образования, воспользовались ситуацией. Как водится - спрос рождает предложение. За устройство ребенка в класс с русским языком обучения стали требовать взятки с родителей. И многие вынуждены были платить. Размер взятки составил от 50 до 100 долларов США.

Но далеко не все являются представителями номенклатуры и могут дать такую взятку. В итоге, многие русскоязычные дети не попали в классы с русским языком обучения и, скорее всего будут вынуждены учиться на туркменском языке.

Так почему же люди стремятся устроить своих детей именно в русские школы? Потому что несмотря на активную пропаганду и постановлений о непризнании дипломов российских вузов они понимают, что только владея русским языком их дети смогут получить в России полноценное образование и обеспечить своё будущее и будущее своих детей. “Да, мне это хорошо известно, что российские дипломы не признаются в Туркменистане”, - говорит Амангельды Г., отец 18-летней дочери. – “Мой племянник после окончания медицинской академии в России остался там и работает в частной клинике врачом; соседская девочка, окончив институт в Москве, там и осталась, нашла хорошую работу в иностранной компании. Есть и еще примеры. Пусть лучше там живут и работают, чем здесь стоять на базарах за прилавком, имея туркменский диплом о «высшем образовании». Дочку свою обязательно в Россию отправлю учиться”.

В 1993 году в стране была объявлена реформа системы образования. Тогда же объявили и о введении программы трехязычия, т.е. обязательного изучения в учебных заведениях туркменского, английского и русского языков. И с 1993 происходит планомерное закрытие русских школ.

Реформа системы образования затеянная новым президентом, абсолютно не затрагивает вопрос с обучением представителей национальных меньшинств. Если на русском языке худо-бедно еще есть возможность обучаться, то узбекских, казахских, белуджских и других школ на языках национальных меньшинств в Туркменистане нет вообще.

По материалам   http://www.chrono-tm.org

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ