Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
БДГ-АФН. 18.10.07
На прошедшем в Минске 12-ом энергетическом и экологическом конгрессе белорусские чиновники вслух читали участникам этого мероприятия выдержки из недавно утвержденной Концепция энергетической независимости и повышения энергетической безопасности. Ничего нового они не сообщили, зато какими заголовками пестрели сегодня белорусские СМИ: «Беларусь к 2020 году увеличит потребление энергоресурсов в 1,4 раза при росте ВВП в 3,2 раза!», «Беларусь в 2016 году увеличит мощности подземных хранилищ газа до 4,5 млрд. куб м.», «Беларусь к 2020 году увеличит долю угля в топливном балансе до 7,2%», «Беларусь построит АЭС к 2020 году», «К 2010 году в Беларуси планируется ввести ветроэнергетические установки общей мощностью 15-20 МВт»,
Зам министра энергетики Беларуси Михаил Михадюк:
«Беларусь до 2010 года инвестирует в развитие и модернизацию основных фондов белорусской энергосистемы более 3 млрд. USD... в 2007 году предприятия Минэнерго привлекут внешних кредитов на 250 млрд. рублей (116 млн. USD)».
(Министр энергетики Беларуси Александр Озерец: до 2010 года в модернизацию белорусской энергосистемы и энергосбережение будет инвестировано 9,9 млрд. USD)
Инвесторов, готовых вложить 116 млн. долларов в белорусскую энергетику, Михадюк не назвал. Но даже, если таковые появятся сегодня-завтра, инвестировать деньги в белорусскую энергетику в этом году они уже попросту не успеют из-за белорусской бюрократии. Хорошим доказательством тому является сотрудничество Беларуси и Китая в области модернизации Минской ТЭЦ-2. Китай уже как минимум два года пытался подмять под себя этот проект, предлагая Беларуси льготный но связанный кредит, однако до сих пор белорусские бюрократы не могут решить этот вопрос.
Казалось, что уже все – воз сдвинулся с мертвой точки, подписаны все документы и модернизация ТЭЦ уже началась. Но сегодня замминистра энергетики в очередной раз пропел: « Беларусь привлечет льготный кредит правительства Китая на реконструкцию Минской ТЭЦ- 2 в объеме 42 млн. долларов США сроком на 15 лет под 3% годовых с отсрочкой первого платежа на 5 лет».
Затем, Михадюк вроде попытался донести, что первая транша по этому кредиту поступила. Но если и поступила, то неясно кому, и как же быть с «привлечет». Выходит, что кредит еще не привлекли, и все идет к тому, что даже у Китая, где до сих пор правят коммунисты, может в итоге лопнуть терпение. И предложение китайских чиновников по выделению кредита на строительство нового энергоблока мощностью 400-450 МВт на Минской ТЭЦ-5 так и останется предложением.
Между тем замминистра пояснил, откуда появятся (конечно же согласно концепции) упомянутых 3 млрд. долларов - собственные средства предприятий энергетической отрасли, средства инновационного фонда Минэнерго. «Частично ожидаем поддержку бюджета», - успокоил присутствующих Михадюк.
Следующий заголовок - Беларусь введет в эксплуатацию атомную электростанцию к 2020 году. Опять концепцию зачитывал замминистра Михадюк.
«Строительство АЭС предусмотрено Директивой президента №3. Второй документ - это утвержденная Концепция энергетической безопасности Беларуси. Там прямо прописано: построить АЭС мощностью 2 тыс. МВт к 2020 году», - цитирует Интерфакс чиновника.
По белорусским расчетам стоимость строительства АЭС в Беларуси составит около 3,5 млрд.USD, однако эта цифра вызывает большие сомнения у международных экспертов. «Беларуси, прежде чем начать строительство АЭС, нужно четко просчитать во что это обойдется», - цитирует Интерфакс регионального советника по энергетике ЕЭК ООН Евгения Надеждина.
По его словам общемировая цена на строительство одного киловатта установленной мощности АЭС составляет не менее 3 тыс. долларов, а не 1,2 тыс. долларов, как заявляет белорусская сторона.
«В Беларуси нет полного ядерного цикла, захоронение ядерных отходов стоит больших денег, также возникают расходы по обеспечению безопасности АЭС, поставок топлива. Обучение персонала стоит огромных денег», - предупреждает белорусских чиновников Надеждин.
«В общей стоимости строительства только 20% занимает стоимость оборудования и строительно-монтажных работ. За те деньги, которые можно истратить на АЭС, можно увеличить в Беларуси использование угля, шире использовать торф. Вклад нетрадиционной энергетики в общий баланс во всем мире не превышает 4%, и вряд ли Беларусь перевыполнит этот показатель», - отметил эксперт ЕЭК ООН.
Но у белорусского руководства есть целая Национальная академия наук, которая, по словам замминистра Михадюка, выполнила расчеты по обоснованию стоимости и экономической целесообразности строительства по международным методикам.
«Мы убедились, что производство электроэнергии на ядерном топливе в два раза дешевле, чем на традиционном топливе. Ввод АЭС в эксплуатацию позволит нам заместить 4,5 млрд. кубометров газа в год», - привел свои доводы чиновник в поддержку этого важного государственного решения замминистра.
Атом, уголь, ветер, можно еще солнечные батареи расставить по всей стране, несмотря на то, что в белорусском климате солнечных дней в году для этого слишком мало, дрова и торф, однако снижать объемы поставок подорожавшего только в 2007 году в 2.14 раза российского газа Беларусь не намерена. На 2008 год белорусские чиновники согласовали с Газпромом поставку 21,6 млрд. кубометров газа (в 2007 году ожидается 21,2 млрд. куб. м), несмотря на то, что с 1 января российский газ подорожает как минимум на 25% до 125-130 долларов за тысячу кубометров. Сколь часто не читай концепцию энергобезопасности, реальной альтернативы нефти и газу в мире пока еще не придумали.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |