Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Рудольф Матвеев
В последнее время тема нейтрального статуса Республики Молдова стала вновь активно обсуждаться в молдавских политических кругах, в средствах массовой информации. Нашла она свое отражение и на страницах зарубежной печати.
Поводом послужило высказывание президента РМ В.Воронина в интервью газете «Известия в Молдове» от 10 октября с.г., когда он заявил, что Молдова – нейтральное государство, которое не входит и не собирается входить ни в какие военные блоки. Он утверждал также, что для правящей Партии коммунистов конституционный нейтралитет Молдовы является безоговорочным. В случае же прихода к власти других политических сил все равно не удастся изменить Основной закон страны, т.к. изменить нейтральный статус страны можно только посредством референдума, если против нейтралитета проголосуют 50% плюс один голос из всего списочного состава избирателей. А мы (коммунисты – прим. автора), добавил президент, будем всячески этому сопротивляться.
Надо сказать, что вопрос о нейтралитете и внеблоковой политике Молдовы президент В.Воронин поднимает не в первый раз. Как ни странно, но это происходит в то время, когда ему необходимо сделать такой по отношению к Москве жест, который позволил бы найти там понимание его позиции по другим проблемам внутренней и внешней политики страны, в частности, по проблеме приднестровского урегулирования. Позитивная реакция России на обращения молдавской стороны, как, видимо, полагает президент, способствует также сохранению и даже укреплению его авторитета среди молдавского населения, который в последние годы довольно существенно пошатнулся. Представляется, что в значительной степени это произошло, в том числе по причине неурегулированности приднестровского конфликта и стремления заполучить в союзники в его решении Североатлантический альянс (согласно проводимым в республике социологическим опросам, 70% респондентов не поддерживает сближение Молдовы с НАТО).
В августе 2006 г. президент В.Воронин в ходе встречи с президентом В.Путиным в Москве уже муссировал тему своей лояльности по отношению к России и заверял в незыблемости положения Конституции Молдавии о нейтралитете страны. К этому времени в Кишиневе начали понимать, что безоглядный курс на европейскую интеграцию не восполнил потерь от свертывания российско-молдавских политических и экономических связей. К тому же стало окончательно ясно, что вывести из тупика переговорный процесс по приднестровскому урегулированию, в котором он оказался, прежде всего, по вине Молдовы, возможно только при активном участии России.
В стремлении добиться поддержки Москвой молдавского плана решения проблемы Приднестровья В.Воронин также обещал признать сделки по приватизации приднестровской собственности российскими инвесторами и т.д.
Но вот, что интересно. Президент В.Воронина и его посланники в ходе своих визитов в Россию заверяют Москву в приверженности официального Кишинева принципу нейтралитета страны, а мининдел РМ А.Стратан и ряд молдавских политических деятелей, в том числе союзников Компартии в парламенте страны, считают необходимым привлечение США и НАТО к решению национальных проблем, заявляя, что без альянса сама Молдова не сможет решить приднестровский вопрос и обеспечить свою безопасность.
В одном из интервью государственному агентству Молдпрес А.Стратан прямо говорит о стремлении Молдовы подключить к ее решению НАТО.
Министр, в частности, отметил, что позиции США за столом переговоров по приднестровскому урегулированию наиболее близки позициям молдавской делегации. И далее глава молдавского внешнеполитического ведомства подчеркивает: "Повторяю наше желание - видеть НАТО, а также ЕС в качестве полноправных посредников. Считаю, что опыт и ресурсы США существенны в контексте демократизации и демилитаризации приднестровского региона. Нам предстоит еще очень многое сделать, и мы рассчитываем на поддержку США".
Еще одно высказывание. О.Нантой, бывший член руководства Народного фронта Молдовы, ставший затем социал-демократом, а нынче просто демократом, заявил кишиневской газете «Флукс», что военного потенциала Молдовы абсолютно недостаточно для обеспечения национальной безопасности….
"В этой ситуации существует только одно логическое решение - Республика Молдова может обеспечить свою национальную безопасность путем вступления в общую систему безопасности. В регионе Европы, где мы находимся, существует только одна такая система - НАТО", - продолжал Нантой.
Поэтому не случайно, что президент В.Воронин тогда ничего многообещающего от российской стороны не услышал, кроме пожелания развивать сотрудничество с Молдавией, но исключительно на взаимовыгодных условиях. Москва решила подождать, что на самом деле и конкретно готова предпринять молдавская сторона, чтобы изменить отношения двух стран к лучшему.
Что изменилось сегодня по сравнению с серединой 2006 г.? Определенные подвижки в отношениях с Россией и во внутриполитической ситуации в стране есть, но кардинальных изменений к лучшему для правящей верхушки в Молдове практически нет.
Рейтинг Компартии и лично ее председателя и президента Молдовы В.Воронина упал и продолжает падать, что подтвердили выборы в местные органы власти и самоуправления страны, проходившие 3 и 17 июня с.г. И воронинская команда по-прежнему нуждается в поддержке.
Хотя и забрезжил свет в конце длинного тоннеля приднестровского урегулирования после того, как появилась информация о согласии руководства Тирасполя при определенных условиях рассмотреть предложения президента РМ В.Воронина, изложенные им в интервью газетам «Комсомольская правда» и «Известия» в Молдове, до начала полнокровных переговоров в формате «5+2» еще очень и очень далеко. Хорошо хоть то, что молдавская сторона поняла бесперспективность своих попыток отстранить Приднестровье от участия в решении их общей затянувшейся проблемы. Сдвинуть переговоры с мертвой точки опять же без посредников и, прежде всего, без России, молдаванам, видимо, не удастся.
Экономическая ситуация усугубилась последствиями небывалой засухи, от которой пострадало более 80% сельскохозяйственных угодий. Постепенное восстановление позиций Молдовы на российском рынке еще заработало не в полной мере. Наметившееся улучшение двусторонних торгово-экономических связей, по мнению Кишинева, должна подтвердить и закрепить своими решениями Межправительственная российско-молдавская комиссия по экономическому сотрудничеству, которая начала свою работу 29 октября.
Все эти факторы вновь подвигли В.Воронина сделать очередной реверанс в сторону России.
Насколько последовательно молдавские власти намерены действовать в плане выполнения своих заявлений, в том числе относительно учета российских интересов в регионе, покажет ближайшее будущее. Пока же можно констатировать, что требования вывода российских военных из Молдавии, замены ныне действующей миротворческой операции в Приднестровье и перевод ее под мандат ОБСЕ продолжают озвучиваться первыми лицами государства. Правда, как сказал В.Воронин в своем интервью, о замене российских миротворцев солдатами из НАТО речи уже не идет. Ну, и на этом спасибо.
По-прежнему президент и его министры, отвечающие за приднестровское урегулирование, намерены решать эту проблему в рамках унитарной Молдовы и на основе ее внутреннего законодательства, что Тирасполь категорически отвергает.
Тем не менее, предложения молдавского президента, которые пока можно рассматривать лишь как «пробный шар», запущенный для прощупывания позиции Приднестровья и России (к тому же они не носят официального характера), гипотетическое изменение подходов к приднестровской проблеме с большим привлечением возможностей Москвы в ее решении и, как следствие, известное ослабление влияния в этом евро-атлантических структур, уже весьма обеспокоили крайне правых националистов. И вот уже знакомый нам лидер ХДНП, он же вице-спикер молдавского парламента Ю.Рошка на 53-й сессии Парламентской ассамблеи НАТО в Рейкьявике 10 октября заявляет, что нейтралитет Молдовы - это идея, инспирированная Москвой для того, чтобы Кишинев не потерял статус геополитического приложения России и не присоединился к свободным западным нациям. По его мнению, «установленный в Конституции Республики Молдова принцип «постоянного нейтралитета» является «наивным», от него следует отказаться.
Он считает, что «для обеспечения национальной безопасности и стабильности Молдовы, для гарантирования устойчивого развития страны следует отказаться от этой концепции» и «ходатайствовать перед НАТО о новом плане сотрудничества…».
Зря так обеспокоился Рошка и иже с ним. Молдавское руководство, В.Воронин в первую очередь, не собирается сокращать военно-политическое и военно-техническое сотрудничество страны с НАТО, также как и с США.
Вся история молдавско-натовских отношений, начавшаяся с присоединения Кишинева к рамочному документу программы «Партнерство ради мира» (ПРМ) 16 марта 1994 г., свидетельствует о наращивании из года в год сотрудничества с Североатлантическим альянсом. Далее последовало, как известно, подписание Основного документа Совета евро-атлантического партнерства (СЕАП), Дополнительного протокола к Соглашению о статусе вооруженных сил между государствами-членами НАТО и государствами-участниками ПРМ. Это дает Молдове ряд льгот при участии в миротворческих операциях (например, финансовых), вводит Молдову в число стран-партнеров НАТО, военнослужащие которых могут быть прикомандированными или приданными военным штабам, дислоцированным на территории натовских государств, а также на территории стран-участников ПРМ.
При президенте Воронине у Молдовы отношения с НАТО стали более активными, чем при М.Снегуре и П.Лучинском. Нынешний глава молдавского государства за время своего нахождения у власти посетил штаб-квартиру НАТО уже пять раз: в 2001 г., 2003 г., 2005 г., 2006 г., 2007 г., тогда как его предшественники совершили визиты в Брюссель соответственно в 1994 г. и в 1996 г.
В 2005 г. В.Воронин дал команду разработать с натовскими консультантами т.н. Индивидуальный план действий по партнерству между РМ и НАТО (ИПДП), который был одобрен Советом безопасности Молдовы и политическим и военно-политическим комитетами НАТО и в мае 2006 г. официально утвержден Советом альянса.
Но этого некоторым атлантистам кажется мало. Вспоминаются слова известного американского ястреба, председателя комитета США по НАТО Брюса Джексона, который пребывая примерно в это время в Кишиневе, заявил все той же газете ХДНП «Флукс», что "Молдова должна срочно предпринять самые энергичные шаги по сближению с евроатлантическими организациями (понятно, что это, прежде всего, НАТО), если не желает остаться в изоляции от европейской цивилизации на долгие годы". И его в Молдове услышали.
Говоря о значении для его страны упомянутого плана, президент В.Воронин заявил, что расширение взаимодействия с Североатлантическим блоком и реализация ИПДП позволит добиться совместимости Молдовы с государствами-членами НАТО в политической, социально-экономической и в военной областях.
Прошедшие на молдавской территории в сентябре 2006 г. в рамках ПРМ международные военные учения «Cooperative Lancer Longbow 2006» были как бы одобрением руководством альянса линии молдавских властей на реформирование молдавских вооруженных сил, предусматривающее постепенную адаптацию и полное ее переоснащение по натовским стандартам до 2010 г.
А вот перечень мероприятий во исполнение плана РМ-НАТО, проведенных в 2007 году.
18 июня президент В.Воронин встретился в Брюсселе с генсекретарем Североатлантического пакта Я. де Хооп Схеффером, с которым он обсудил приднестровскую тематику, а также ходатайствовал о технической и логистической поддержке НАТО в модернизации Военного института Вооруженных сил им. Александру чел Бун, подчеркнув значимость данного аспекта в контексте усилий по реформированию и модернизации системы безопасности и обороны Молдовы.
Генсек НАТО заверил о готовности альянса и впредь оказывать помощь Молдове в осуществлении реформ системы безопасности и обороны, а также в процессе проведения демократических реформ в стране в целом.
В связи с приднестровской проблемой генсек НАТО подчеркнул заинтересованность организации в нахождении устойчивого политического решения в формате "5+2" и заверил, что НАТО будет продолжать поддерживать позицию Молдовы в отношении требования о безусловном выполнении Россией своих обязательств по вывозу вооружений и боеприпасов из Приднестровья.
С 30 июля по 10 августав Молдове вновь были проведены международные учения по линии НАТО "Medceur-2007", в которых принимали участие представители 13 стран НАТО и государств-участников программы "Партнерство ради мира" - Албании, Армении, Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Македонии, Сербии, Украины, Хорватии, Молдавии и США. Учения проходили в непосредственной близости от Приднестровья и Зоны безопасности. В связи с этим командующий учениями со стороны США М.Петерсон заявила, что это было сделано не намеренно. Просто учебная база "Бульбоаке", где состоялись учения, мол, "наиболее удачно расположенный по отношению к Кишиневу полигон".
3 октября в Кишиневе открылся Центр информирования и документирования НАТО, что было предусмотрено Индивидуальным планом действий РМ-НАТО.
Центр будет работать в партнерстве с Международным секретариатом НАТО (отдел публичной дипломатии) при финансовой поддержке посольства Румынии в Молдове.
В настоящее время в Молдове подготовлен проект Концепции национальной безопасности, который вскоре должны будут обсудить молдавские парламентарии. В проекте, в частности, сказано, что основными направлениями в политике национальной безопасности являются – «восстановление территориальной целостности государства, устранение иностранного военного присутствия, сохранение высокой динамики процессов европейской интеграции и укрепление отношений с НАТО, а также развития прозрачного сотрудничества с государствами – членами ЕС и НАТО».
Что можно сказать по этому поводу. Молдова – независимое государство и ее суверенное право строить свои отношения с другими государствами и международными организациями так, как она считает нужным.
Однако остается непонятным, что имеют в виду молдавские руководители, когда говорят о незыблемости принципа нейтралитета своей страны и одновременно заявляют о стремлении Молдовы стать «составляющей частью пространства НАТО (из выступления спикера парламента РМ М.Лупу на семинаре в Кишиневе «Молдавия и евро-атлантические институты: объединение усилий»).
Однажды в 2003 г. Москва поверила президенту В.Воронину, но вскоре выяснилось, что сделала это совершенно напрасно. Наступать второй раз на грабли, наверное, не стоит.
Тем более, подчеркнем, что официальных обращений Кишинева к России в связи с предложениями молдавского президента по приднестровскому урегулированию и нашему содействию в этом Молдове в Москву пока не поступало.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |