Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
19.10.2007. Независимая Молдова
Инициативы президента Республики Молдова Владимира Воронина поставили руководство приднестровского региона перед серьезным выбором: или решительно их отвергнуть или втянуться в конкретные переговоры по урегулированию конфликта, как того требуют Россия, США, Украина, ОБСЕ и Евросоюз, обсудившие несколько дней назад в Вене ситуацию на Днестре. И если председатель приднестровского парламента Евгений Шевчук высказался за то, чтобы принять во внимание "отсутствие агрессивной риторики" в выступлениях лидера Молдовы, то министр иностранных дел Тирасполя Валерий Лицкай поспешил заявить, что инициативы Кишинева "неинтересны" и никаких рабочих групп по их внедрению приднестровская сторона создавать не намерена.
Нетрудно догадаться, что позиция последнего является отнюдь не личным мнением руководителя приднестровского МИД. Самого В.Лицкая как дипломата, всегда отличала удивительная безынициативность на грани пассивности. Это и обеспечило ему выживаемость в смирновском окружении в течение 17 лет. Он давно уже отвык от самостоятельных шагов и преуспел лишь в затягивании переговоров, полагаясь на указания вождя да еще на советы квалифицированных профессионалов из-за пределов региона. Другими словами, его заявление следует рассматривать как прямую директиву Игоря Смирнова. Вместе с тем, мало кто обратил внимание на слова самого приднестровского руководителя, продекларировавшего стремление сохранить независимость непризнанной республики, даже если позиция России окажется иной. Эту точку зрения И.Смирнова воспроизвела российская "Независимая газета". В 1995 или, например, 2001 году его слова прозвучали бы внутри Приднестровья как единственно правильная установка к действию. Но теперь многое изменилось.
Приднестровский парламент ведет атаку на самых близких к Смирнову министров. Так, 11 октября на пресс-конференции в Тирасполе Евгений Шевчук в очередной раз потребовал отставки министра здравоохранения Ивана Ткаченко, которого в Тирасполе считают одним из самых одиозных членов правительства. Депутаты отвергли социально-экономический прогноз развития региона, который представила другой протеже Смирнова - Елена Черненко, глава экономического ведомства Приднестровья. Кроме того, тот же Шевчук обвинил миграционную службу МВД в том, что она продолжает взимать миграционный сбор, который недавно был отменен постановлением приднестровского парламента, и обещал покончить с этим 1 января 2008 года. Итак, приднестровский лидер хотя и не лишен реальной власти, но уже и далеко не всесилен.
Что же происходит в Приднестровье после инициатив молдавского руководства? Почему мнение И.Смирнова уже не воспринимается здесь как руководство к действию? Прежде всего, он так и не смог добиться от России возобновления финансовой помощи. Помимо этого, он сделал ставку на закрытие Приднестровья от внешнего мира с помощью МВД: миграционная служба стала требовать от въезжающих в регион иностранцев приглашения, чего раньше не было. С этим, кстати, верховный совет тоже обещает покончить. Наконец, он продемонстрировал поразительное нежелание избавляться даже от самых одиозных лиц из своего окружения. В этих условиях депутатский корпус, где немало предпринимателей, оказался перед вполне реальной перспективой превращения региона в некое подобие Кубы, где Игорь Смирнов играл бы еще неизвестно сколько времени роль несгибаемого команданте. Это никому не нужно. Поэтому противоречия между ветвями власти нарастают, хотя и не выплеснулись пока что наружу.
Пытаясь уйти любой ценой от обсуждения проблемы урегулирования, президентская власть через подконтрольные ей СМИ подбрасывает народу совершенно не волнующие никого темы. Последняя из них - изменение названия непризнанного государства. То изобретатель некоего "международного языка "Эльюнди" предлагает переименовать Приднестровье в Тирасполиану! То какой-то дед со своеобразной психикой требует заменить слово "молдавская" в названии непризнанной республики на "народная"! То вдруг подключается совет ветеранов и тоже выражает недовольство нынешним наименованием региона. Интересно, кто поверит, что 70-80-летние старики, страдающие от низких пенсий и высоких цен, вдруг без приказа свыше озаботились такой "суперактуальной" проблемой, как название несуществующей страны...
Складывается впечатление, что власти Тирасполя пока не выработали единой позиции по инициативам Кишинева и потому не знают, как реагировать на происходящее. Они должны дать ответ на согласованную точку зрения гарантов, посредников и наблюдателей по поводу их предложения о фактическом возобновлении политических консультаций в ближайший месяц. Но как его дать, если депутаты предлагают прислушаться к голосу разума и попробовать сообща найти компромисс с Кишиневом, а исполнительная власть с порога объявляет о нежелании даже создавать совместные рабочие группы, предназначенные для снятия противоречий в самых болевых точках?!
Вот и приходится придумывать новые названия для государства, которое его руководители так и не смогли ни конституировать на международной арене, ни обустроить внутри него самого...
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |