Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
23.10.2007. Kreml.org
Михаил Александров
Возобновление переговоров между Южной Осетией и Грузией по линии ОБСЕ является важным достижением, потому что был достаточно большой перерыв в переговорах, что было связано с различными событиями провокационного характера со стороны Грузии. Но сейчас у режима Саакашвили, видимо, возникла потребность как-то исправить свой имидж. На это в значительной степени повлияла внутренняя ситуация в Грузии, где на 2 ноября намечено серьезное выступление оппозиции. Поговаривают даже о том, что в ходе этих выступлений режим Саакашвили может пасть. Поэтому Саакашвили пытается представить себя в роли эдакого либерала, который готов поддерживать нормальные отношения с конфликтующими сторонами, в частности, с Южной Осетией. Кроме того, этими действиями он хочет подыграть России, чтобы позиция нашей страны не была в случае обострения ситуации очень антисаакашвилиевской. Однако, это ему вряд ли удастся, потому что провокационные действия в зоне конфликтов дискредитировали режим Саакашвили в глазах России. И хотя к власти в Грузии могут прийти люди Окруашвили и Бадри Патаркацишвили - еще более антироссийские по своему характеру, вряд ли Саакашвили будет для России более предпочтительным партнером на переговорах. Потому что большего вреда, чем он сделал, наверное, уже сделать будет трудно, даже если очень постараться. Ну, за исключением прямых военных действий, конечно. Хотя и это было в наших отношениях, в 2004-м году Саакашвили атаковал Южную Осетию, была недолгая война, закончившаяся поражением грузинского спецназа, Саакашвили после этого отступил, но "горячие головы" в Грузии, Окруашвили и его люди, в частности, продолжали настаивать на силовом варианте. Я думаю, что в настоящее время имеет место определенный тактический маневр со стороны Саакашвили, он хочет представить себя более предпочтительным партнером в глазах России на фоне предстоящего обострения внутри Грузии.
Что касается сути переговоров, то обсуждается известный план, который был предложен, с одной стороны, грузинской стороной, его озвучил Саакашвили на выступлении в ООН в 2004-м году - о схеме урегулирования конфликтов в Южной Осетии и Абхазии. А с другой стороны - план Кокойты, который был выдвинут позже, как встречный шаг. Этот план предусматривает трехэтапный сценарий урегулирования конфликта. Первое - создание атмосферы доверия и мер безопасности. Второе - налаживание экономических и гуманитарных связей. Третье - определение политического статуса Южной Осетии. В этом плане проблема Рокского тоннеля, контроля над таможенным передвижением грузов через территорию Южной Осетии, является одной из ключевых. Грузия хочет контролировать транспортные потоки через Рокский тоннель. Южноосетинская сторона, естественно, на это не согласна. Я не думаю, что можно ожидать какого-то серьезного продвижения в этом вопросе без изменения грузинской позиции. Грузии необходимо скорректировать свою позицию и пойти на восстановление экономических связей без всяких предусловий, по крайней мере, вернуться к ситуации, которая была в Южной Осетии до прихода к власти Саакашвили. Тогда достаточно активно шла торговля с грузинскими регионами, никто особо в это не вмешивался. Саакашвили заблокировал всю торговлю, постоянно организовывал блокады транспортных коммуникаций - ведь Южная Осетия, как решето, пронизана грузинскими деревнями, через которые идут дороги, и если заблокировать движение через эти деревни, то значительная часть Южной Осетии остается без транспортного сообщения. Сейчас южноосетинская сторона ведет строительство объездных дорог, в частности, построена, точнее, улучшена Объездная дорога между Цхинвали и Джавским районом, строятся новые линии электропередач, газопровод. Эти меры позволят Цхинвали не зависеть от блокад Тбилиси.
Я надеюсь, что в Тбилиси возобладает здравый смысл, и они откажутся от конфронтационной линии на самом деле, а не ради конъюнктурных моментов, связанных с внутриполитической ситуацией в Грузии. В этом случае возможно серьезное продвижение вперед, то есть, начнется процесс налаживания экономических и гуманитарных связей. А в перспективе, конечно, не скорой, в отдаленной перспективе, возможно нахождение какой-либо формулы урегулирования грузино-осетинского конфликта.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |