Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Кризис в Грузии наступит в начале ноября

25.10.2007. KM.ru

Павел Захаров

Прошедшее вчера в Тбилиси заседание Смешанной контрольной комиссии (СКК) по урегулированию грузино-осетинского конфликта закончилось ничем. Грузинская сторона выдвинула неприемлемые требования и отказалась предоставить осетинам хоть какие-нибудь гарантии безопасности. Вдобавок грузины не соизволили подписать итоговое коммюнике.

«К большому сожалению, никакой итоговый документ в ходе заседания СКК подписан не был. Грузинская сторона отказалась подписать какой-либо итоговый документ и фактически сорвала заседание СКК», — заявил РИА «Новости» по телефону из Тбилиси полпред Южной Осетии в России Дмитрий Медоев.

«Нужно решать накопившиеся проблемы, а не ставить максималистские задачи, как это сделала грузинская сторона. Поскольку взаимное доверие сторон находится на нулевой отметке, то решение важных проблем пока не представляется возможным», — сообщил сопредседатель СКК от России Юрий Попов.

СКК является единственным работающим форматом переговоров между Грузией и Южной Осетией, в рамках которого стороны имеют возможность вести между собой прямые дискуссии и работать над урегулированием накопившихся спорных проблем. Что касается дискуссий, то они на прошедшем заседании были, причем весьма бурные. А вот что касается конкретных решений, то с ними, что называется, не заладилось. Единственное, о чем договорились стороны, — это продолжить встречи в том же формате.

Как и следовало ожидать, грузинская сторона выдвинула на заседании заведомо неприемлемые требования — поставить под свой контроль Рокский тоннель, ведущий из России в Южную Осетию, а также выставить пост у села Гуфта для контроля объездной Зарской дороги в непризнанной республике. Это означает, по сути дела, взятие под стратегический контроль Тбилиси ключевых транспортных артерий Южной Осетии.

Как сообщает «Кавказский узел», представители Цхинвали в свою очередь требовали прекратить незаконную практику задержания грузинскими властями лиц осетинской национальности. Кроме того, Южная Осетия настаивала на возобновлении сотрудничества между правоохранительными органами и деятельности Совместного координационного центра. Однако едва ли не главным требованием Южной Осетии является подписание соглашения о невозобновлении военных действий. Но грузинская сторона категорически отказывается дать осетинам хоть какие-то гарантии безопасности.

Напомним, предыдущее заседание СКК должно было состояться в августе этого года. Однако оно было сорвано грузинской стороной, отказавшейся участвовать в нем под предлогом «ракетного инцидента» возле села Цителубани.

Остается гадать, почему вообще грузинская сторона согласилась принимать участие в работе СКК — при том что она категорически не желает прилагать никаких усилий для поиска политического урегулирования конфликта с Южной Осетией.

Ситуацию комментирует Михаил Александров, руководитель отдела Закавказья Института стран СНГ:

— Такого результата и следовало ожидать. Грузия использует созыв этой комиссии исключительно в тактических соображениях, ради того, чтобы по внутриполитическим причинам представить Саакашвили в роли этакого либерала. Почему? Потому что там на 2 ноября намечено серьезное событие — выступление оппозиции, которое, как говорят, может даже привести к свержению режима Саакашвили. Сейчас он заинтересован в любой международной поддержке, которую может получить. Особенно он хочет выглядеть более подходящим партнером по переговорам для России — по сравнению с теми, кто может прийти к власти, — это люди Окруашвили – Патаркацишвили. Саакашвили пытается выставить себя как бы более гибким и готовым идти на компромиссы.

Поэтому он и пошел на это заседание СКК. Созыв комиссии должен был создать впечатление, что грузинский президент готов на переговоры, что после посадки Окруашвили и разгрома его команды якобы в Грузии возобладали умеренные силы. А никаких реальных целей, конечно, со стороны Тбилиси не преследовалось. Поэтому представители Грузии выдвинули заранее неприемлемые условия: что они хотят контроль над Рокским тоннелем. Но при этом взамен они ничего не готовы были предложить, даже отказались подписать соглашение о невозобновлении военных действий. А ведь это — ключевой вопрос.

Кстати, и «план Саакашвили», который он озвучил в 2004 году в ООН, и «план Кокойты», озвученный в 2006-м, подразумевают три этапа урегулирования конфликта. Первый — это создание системы мер доверия и безопасности в регионе. Второй — возобновление экономических связей и гуманитарных контактов. И третий — это уже определение политического статуса Южной Осетии. А все это реально возможно только после нормализации отношений. Разве пойдут южные осетины на реальные соглашения с Грузией, если они подозревают ее в злобных намерениях? Те постоянно стреляют, проводят провокации.

Поэтому нужна принципиальная корректировка политики. Сначала — меры доверия, потом — экономические связи. И вот в нормальных условиях уже можно будет вести переговоры о каких-то реальных статусах Южной Осетии. Но Грузия этого не понимает или не хочет понимать. Видимо, Тбилиси рассчитывает, что с помощью Запада может получить, как говорится, полный пакет — то есть взять все. А может быть, просто Саакашвили не заинтересован в урегулировании этого конфликта. И, будучи «человеком Запада», он стремится постоянно поддерживать антироссийские настроения и напряженность в грузинском обществе. А под этим соусом подталкивать Грузию в НАТО. Ведь если будут урегулированы конфликты, будут нормальные отношения с Россией, то люди там скажут: зачем нам НАТО, мы и с Россией прекрасно сотрудничаем. Может быть, поэтому он и не хочет никакого урегулирования и для этого создает такую атмосферу, когда урегулирование невозможно.

А группировка Окруашвили – Патаркацишвили ничем не лучше нынешнего грузинского президента. Их приход к власти, мне кажется, не принесет никаких позитивных изменений. Но в любом случае мы не должны покупаться на эти маневры Саакашвили и оказывать ему какую-нибудь поддержку в условиях кризиса в Грузии, который там, возможно, произойдет в начале ноября.


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ