Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
26.10.2007. Республика (Казахстан)
Мухамеджан Адилов
Кыргызская революция может оказаться подарком судьбы на фоне околоназарбаевских разборок
Грош – вот цена казахстанской стабильности. События августа-октября наглядно продемонстрировали, что ей, как минимум, не хватает двух качеств – системности и устойчивости к неожиданным и резким воздействиям, как внутренним, так и внешним. Доказательством тому могут служить действия правительства по сдерживанию роста цен и попытки предотвратить распространение информации, компрометирующей высокопоставленных чиновников.
Начнем с последнего. Вот уже две недели несколько интернет-ресурсов недоступны для пользователей, проживающих внутри страны, в том числе интернет-сайт нашей газеты. А хорошо известный интернет-портал kub вообще оказался лишен регистрации в зоне «kz» и был вынужден «перепрописаться» – теперь он выходит как kub.info, но доступа к нему на территории страны по-прежнему нет. Понятно, что провайдеры блокируют теми или иными способами доступ к интернет-ресурсам отнюдь не по своей инициативе, а по приказу. И это весьма заметно.
Ограничились приказом
Мы уверены, что специалисты по интернет-технологиям прекрасно понимают, что ограничить таким образом распространение информации практически невозможно: ведь есть нескольких популярных и несложных технологий обхода «барьеров». Более того, такой «запрет» приведет не только к повышению технической грамотности пользователей, но и к росту интереса к «запретному плоду». Однако, похоже, убедить в этом тех, кто отдавал приказы, не удалось. А может, они даже не пытались этого сделать…
Ну и потом, вспомним, как осуществлялась блокировка – порциями. Вместо того чтобы одним ударом запретить доступ к нежелательным сайтам, ограничения вводились постепенно. И было очень смешно, когда материалы, за которые закрывались одни интернет-ресурсы, без каких-либо проблем можно было почитать или послушать на других. И только через полмесяца вроде бы удалось «изолировать» всех, хотя мы бы за это не поручились на все сто процентов.
И, наконец, доступ ко всем запрещенным в Казахстане интернет-ресурсам свободен с остальной территории земного шара. То есть информация все равно будет попадать в страну с помощью иных носителей, а международная общественность все равно будет информирована в полном объеме. Не будут же таможенные и пограничные органы проверять содержание ноутбуков, СД и прочих дисков у всех, кто приезжает в страну?
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что решение о блокировании принималось без участия специалистов, поспешно и на самом «верху». А это как раз и говорит об отсутствии системности. Ведь если бы она существовала, то предусматривала бы постоянный мониторинг Интернета, и тогда ни один «опасный» интернет-ресурс не остался бы без внимания больше суток.
Неустойчивость к вызовам видна и по тому, что вся активность государственных органов этим ограничилась. Ни генеральный прокурор, ни председатель Комитета национальной безопасности, откуда, видимо, и произошла утечка информации, ни секретарь Совета безопасности, ни глава государства не отреагировали на происходящее, как будто впали в ступор. В результате даже сомневающиеся в подлинности этих записей уже перестают в этом сомневаться со всеми вытекающими отсюда потерями для имиджа Назарбаева и его администрации.
«Опять двойка...» – в зачетке госорганов
Теперь о скачке цен на основные продукты питания. Уже даже для самых больших поклонников правительства Масимова очевидно, что оно оказалось не в состоянии просчитать развитие событий даже на один квартал. А администрация президента, являющаяся главным политическим штабом страны, надвигающийся кризис просто проморгала. Государственные же органы, причем все без исключения, как выяснилось, не умеют регулировать экономические процессы рыночными методами, не готовы к их применению и поэтому все время скатываются к более привычным для себя административным решениям.
Кроме того, администрация главы государства и правительство совершенно, как оказалось, не в курсе, что громадное значение имеет поведение участников рынка, которым можно и нужно управлять. Ведь если скачок цен на зерно и хлебопродукты был заложен изменением конъюнктуры мирового рынка, то многочисленные случаи паники на отдельных региональных рынках провоцировались как раз отсутствием достоверной, авторитетной и своевременной информации со стороны государства.
Достаточно было выступления премьер-министра или акимов областей – заметим, своевременного выступления! – с объяснением того, что товарных запасов достаточно и объявлением премии тем гражданам, которые сообщали бы о необоснованном повышении цен перекупщиками. А если к этому еще бы и вовремя организованное расширение предложения товаров за счет организации передвижных пунктов продажи с грузовиков и так далее, чтобы погасить волнения среди потребителей! Глядишь, и кризиса бы не было…
И ведь все это происходит на фоне беспрецедентного роста цен на основные виды казахстанского экспорта – углеводороды, металлы, зерно. А что будет, если цены на них обрушатся до уровня конца 90-х годов прошлого века? Или финансовый кризис охватит не только США, но и остальной мир?
Нужны ли другие доказательства отсутствия системности и устойчивости?
Система себя исчерпала
Невозможно не задаться вопросом – почему такая ситуация стала сегодня возможной, хотя еще десяток лет назад государственная машина под руководством Нурсултана Назарбаева смогла провести страну сквозь куда более масштабные проблемы?
Рискуем наскучить читателям повтором прописных истин, но… все дело в системе. Похоже, что созданная первым президентом авторитарная политическая система себя исчерпала, а сверхконцентрация власти в руках Нурсултана Абишевича и его ближайшего окружения привела к тому, что нижестоящие эшелоны управления потеряли сознательную активность, гражданскую смелость и управленческую мудрость.
Вспомните, как отмалчивалось правительство Масимова, пока в Казахстан из зарубежной поездки не вернулся президент. А паника на валютном рынке в конце августа? Ведь ее погасили не Национальный банк с правительством, а несколько ведущих коммерческих банков, организовавшие массовый выброс наличных долларов в розницу.
Авторитарная политическая система исчерпала себя и потому, что резко сократила участие не только населения, но и элиты в принятии решений. После последних поправок в Конституцию возможности последней, особенно ее региональных кланов, влиять на проводимую государством политику через участие в выборах депутатов сократились до минимума. В результате формирования однопартийного парламента правительство, корпус акимов, различные группы оказались загнанными в одно стойло, где потеряли возможность легитимно отстаивать свои интересы, и теперь вынуждены молча ждать, когда все это закончится.
Да, президенту стало легче формировать и проводить свою политику, но зато он сильно потерял в поддержке. И это находит отражение в апатии второго, третьего и далее эшелонов государственного аппарата. Другими словами, авторитарная политическая система подошла к своему пределу. В первую очередь тем, что сформировала новый тип государственного человека – преданного системе и ее главе, покорного, гибкого, управляемого, компромиссного, более заботящегося о себе, нежели об интересах государства, исповедующего принцип «начальник всегда прав», держащегося за место в номенклатуре.
А ведь не нами замечено – опираться можно только на то, что сопротивляется. Чему же удивляться, что в результате такой политики значительная часть менеджеров, выросших в бурные годы развала СССР и построения суверенного и независимого Казахстана, оказалась вытесненной на обочину политической, государственной или деловой жизни, а на первый план вышли удобные исполнители.
Стабильность с замороженным лицом
Таким образом, события последних месяцев поставили жирный крест на главном мифе современности – о казахстанской стабильности. Да, стабильность есть, но она оттого, что политические процессы в стране заморожены, а развитие государства подчинено частным интересам узкой группы лиц. Да, стабильность есть, но она нездоровая, она от пассивности, слабости тех, кто руководит страной. И как только внешние и внутренние процессы оказали слабое пока воздействие на казахстанскую стабильность, она тут же и закончилась.
Между тем Казахстан вступает в полосу бурь. Экономических, так как финансовый кризис из США постепенно распространяется по всему миру, и нынешнее повышение цен в стране явно не последнее. Политических, так как оппоненты Назарбаева, в первую очередь его бывший зять, вряд ли прекратят свои атаки. И мы уверены, что впереди нас ждет множество разоблачений, ответить на которые адекватно в условиях, когда Рахат Алиев отсиживается в Вене, первому президенту вряд ли удастся.
А ведь Назарбаев – это фундамент, основа казахстанской политической системы, которая полностью замкнута на личность главы государства. Уйдет он, и кыргызская революция может оказаться подарком судьбы на фоне постназарбаевских разборок в элите и борьбы олигархических групп за верховную власть.
Причем не факт, что к Рахату Алиеву не присоединятся другие влиятельные фигуры из казахстанского истеблишмента, которых в ходе передела собственности, сфер экономического и политического влияния придавят в своих собственных интересах люди из ближайшего окружения нынешнего главы государства.
И тогда критическая масса на той стороне может превысить допустимый предел, и авторитарная политическая система завалится, похоронив под собой и главного архитектора, и его соратников. Но что будет со страной и с нами?
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |