Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
19.10.2007. РИА Новости
Фахриддин Низамов (Узбекистан)
Интрига по поводу предстоящих президентских выборов сохранялась вплоть до объявления Центризбиркомом Узбекистана о начале предвыборной кампании.
Эксперты терялись в догадках, будет ли нынешний президент Ислам Каримов выдвигать свою кандидатуру на новый срок. Слеты политических партий, прошедшие один за другим на прошедшей неделе, вроде бы расставили все точки над i. Самая молодая - УзЛиДеП - Либерально-демократическая партия Узбекистана, которую не без оснований в народе называют "партией власти", выдвинула действующего президента своим кандидатом.
Но сам Ислам Каримов еще не выразил отношения к решению либералов. Поэтому поспешные комментарии о его безоговорочной победе на декабрьских выборах как об уже свершившемся факте преждевременны.
По западным меркам политические процессы, происходящие в Узбекистане, еще "не тянут" на стандарты классической демократии. Но, не зависимо от этого мнения, политический ландшафт в Узбекистане заметно меняется. Общественные движения страны действительно активизировались и в парламенте, и в работе с электоратом. Первые признаки проявились во время выборов в Законодательную палату в 2004 г., когда лидер Народно-демократической партии Аслиддин Рустамов открыто объявил с трибуны Законодательной палаты, что НДП будет в оппозиции УзЛиДеП, располагавшей неограниченным административным ресурсом и получившей наибольшее количество мандатов. Многие в этом заявлении увидели лишь хорошо отрежиссированный спектакль. Но горячие дебаты при принятии тех или иных законов, хоть в большинстве своем закулисные, показали, что слова лидера НДП были отнюдь не праздными. Новая генерация парламентариев сразу дала понять, что не будет сидеть на заседаниях, бурча себе под нос. Однако в существовавшем тогда законодательстве не было формулировки об оппозиции как таковой. Позже она нашла отражение в законе "Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны", который вступает в силу с января 2008 г. и гарантирует права оппозиции. И это заметно подстегнуло различные силы к реальной борьбе.
Если на предыдущих выборах даже кандидат в президенты от НДП "голосовал за Каримова", то сегодняшние кандидаты от политических партий не столь наивны. Они смело полемизируют, отстаивая свою позицию и интересы определенных слоев населения, стоящих за ними.
Эксперты признают, что узбекское избирательное законодательство намного либеральнее даже некоторых западных аналогов. Но при этом полагают, что правительство не соблюдает эти законы. Впрочем, в среде госчиновников другое мнение: здесь говорят, что как общество, так и существующая политическая система должны дорасти до стандартов принятых законов, чтобы каждый раз не менять их на новом этапе.
Во всяком случае, закон "О выборах президента Республики Узбекистан" дает шансы на альтернативное волеизъявление. Если на предыдущих выборах только одна партия осмелилась выдвинуть своего кандидата на пост главы государства, то сегодня практически все без исключения заявили о намерении участвовать в важнейшем политическом событии уходящего года. Более того, одна инициативная группа избирателей решила в качестве кандидата выдвинуть юриста, председателя Комитета по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан Законодательной палаты Акмаля Саидова как независимого кандидата. В списке претендентов значится и заметная женская фигура - выдвиженка от социально-демократической партии Дилором Ташмухамедова.
По словам председателя Центральной избирательной комиссии Узбекистана, после получения допуска для участия в президентских выборах как политические партии, так и инициативные группы должны собрать в поддержку своего кандидата не менее 5 процентов подписей от общего числа избирателей в не менее 8 - в административно-территориальных образованиях. Он отметил, что закон не ограничивает общее число кандидатов.
Лидеры политических партий вряд ли упустят свой шанс в борьбе за власть. Было бы уместно вспомнить о том, что в 90-е годы они боялись говорить во всеуслышание о своих претензиях на президентское кресло. Сегодня на старте предвыборной гонки выстроился целый ряд претендентов. За кем пойдет большинство избирателей, покажет финал, который определит не только победителя, но и выбор политико-экономического курса страны на следующие 7 лет.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |