Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
В Николаеве завершился международный театральный фестиваль Homo Ludens. Победителем фестиваля стал спектакль «Лесная песня» Николаевского художественного театра.
02.11.2007,http://www.ng.ru/culture
Ольга Галахова
Разговор о русских театрах на постсоветском пространстве невозможен вне политического контекста.
Не секрет, что с распадом СССР была повержена оптимистичная идеология счастливой «семьи народов» во главе с великодушным большим русским братом. Фонтан «Дружба народов» на ВДНХ окончательно стал символом уходящей натуры империи Советов. Эти театры в 90-е в одних бывших советских республиках пали жертвами националистической политики, в других оказались в социальной изоляции в силу поспешной миграции русскоязычного населения. Еще недавно культурные очаги с традициями стали стремительно терять не только художественный уровень, но и сверхзадачу своего существования. Прежнее привилегированное положение сменилось извинительным существованием. Возникли проблемы во всех звеньях театрального организма: репертуаре, формировании труппы, режиссуре, театральном образовании. Ельцинская Россия бросила русские театры на произвол. Путинская – благодаря инициативе СТД РФ (ВТО) вспомнила о них. При активном участии в этом председателя СТД Александра Калягина и при содействии президента был организован Центр по поддержке русских театров за рубежом, который сегодня осуществляет посильную помощь, организуя гастроли театров в Москву, присылая специалистов по тем или иным театральным профессиям на места, проводя семинары и лаборатории для театральных работников постсоветского пространства.
Международный фестиваль Homo Ludens в городе Николаеве в Украине проходит во второй раз и приглашает к себе русскоговорящие театры как Украины, так и ближнего зарубежья – России, Молдовы, Приднестровья. Инициатор фестиваля – идейный организатор и вдохновитель – Николаевский художественный русский драматический театр во главе с худруком и директором Николаем Кравченко, который в своей стратегии исходит из того, что театральное пространство шире новых установленных границ на территории экс-СССР. Хотя некоторым театрам из-за таможенных кордонов было совсем не просто вызволить театральный груз и добраться до Николаева вовремя. Этот молодой фестиваль, который проходит при полной финансовой поддержке Николаевского городского совета, не рвет связей с Россией, активно сотрудничает с Центром поддержки. Театр играет только на русском.
Несмотря на то что Украина стремительно украинизируется – из 15 телевизионных каналов, которые принимались в гостинице, только два шли на русском, – страна все равно остается двуязычной, причем органично двуязычной. Если у граждан берутся интервью, то для телеканалов нет проблемы в том, чтобы транслировать прямую речь без перевода на украинский или русский. К сожалению, сравнение телевидения Украины и России, если говорить об официальных каналах, окажется также не в пользу наших. Предприниматель и драматург Александр Мардань, живущий и работающий в Одессе, объясняет это, в частности, тем, что Украине в ее исторической ретроспективе никогда не были свойственны имперские амбиции в отличие от ее более амбициозных соседей – Польши, России. Жовто-блакитное телевидение спокойней в комментариях относительно российской политики. Увы, но в таком сравнительном контексте зреет подозрение, что наше телевидение по поводу Украины добирает то, что проиграла наша дипломатия. Спортсмены бы сказали: разбираемся после матча в раздевалке.
С вами любезно общаются на русском и на паспортном контроле, и на таможне, и в магазине, и в ресторане. А николаевский зритель столь гостеприимен, что такого надо поискать. После каждого спектакля публика встает и аплодирует, и мало кто покидает зал прежде, чем дадут занавес и актеры уйдут со сцены.
Первые шаги николаевского фестиваля направлены на то, чтобы зрителя вернуть в свой собственный театр, поэтому сейчас, приглашая тот или иной коллектив, Николай Кравченко отдает предпочтение тем, что уже имели успех у публики. Есть и другой резон в афишной политике. В Украине, как и в России, разрушена гастрольная практика, поэтому фестивали становятся одной из немногих форм, заменяющих отсутствие гастролей. Приезжают театры ближнего географического круга: из Волгограда, Таганрога, Кишинева, Тирасполя, Херсона.
Конечно, «Человеку играющему» еще предстоит выработать свою фестивальную идеологию, которая, вероятно, пойдет по пути географическому, поскольку уже сейчас присутствует весьма существенное уточнение – фестиваль международного черноморского клуба. Идея объединить Черноморьем театральную культуру стран, туда входящих, наиболее близка организаторам. Пока же фестиваль собирает камни, делая Николаев местом встреч русских театров.
В этот раз на фестивале работало жюри, в которое входили представители Украины, России, Молдовы, Болгарии. На заключительном вечере по итогам просмотренных спектаклей было оглашено решение. В номинации «Лучший спектакль» победила постановка «Лесной песни» Леси Украинки, режиссер Николай Кравченко (Николаевский художественный русский драматический театр); в номинации «Лучшая мужская роль» – актер Бондаренко за роль графа Палена в спектакле «Царство зверя? Павел I» по Дмитрию Мережковскому (Таганрогский драматический театр им. А.П.Чехова). В номинации «За лучшую женскую роль» поощрения удостоены две актрисы: Анна Дьяченко за роль Катерины в пьесе «Девочки» Александра Марданя (Одесский драматический театр) и Вера Марьянчик, сыгравшая роль, обозначенную в программке как «Она», опять же в пьесе А.Марданя «Лист ожиданий» (Русский драматический театр им. А.П.Чехова, г. Кишинев, Молдова). В номинации «За лучшую мужскую роль второго плана» – Анатолий Соколов за роль Дяди Льва в «Лесной песне». Жюри отменило номинации за хореографию, музыкальное оформление.
Надо отдать должное спектаклю николаевцев, которые взялись за поэтическую драму украинского литератора Леси Украинки «Лесная песня», обращенную к далекому праславянству, в котором еще боги и люди сосуществовали в естественном общении, столь свойственном язычеству. Эта драма объемом в 90 страниц поэтического текста не частый гость на сценах. Режиссер Николай Кравченко решил спектакль в жанре волшебной сказки-феерии, в которой, впрочем, более убедительной оказалась история земная, а не волшебная о Мавке, дочери леса, проникшейся любовью к человеку, испытавшей драму любви. Эта дикарка оказывается нежнее человеческого мира, который агрессивен природе, не бережен, груб, равнодушен к живому. И возлюбленный Лукаш между поэзией и нуждами низкой жизни выбирает последнее. Николаевцы разыграли печальную сказку, в которой недочеловек оказывается больше человеком, чем сам человек.
На фото: Сцена из спектакля «Лесная песня» Николаевского художественного театра.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |