Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Публикуем материал, присланный из Германии, где живет небольшой славянский народ – лужичане.
Вернер Мешканк, куратор Музея Нижней Лужицы,г. Коттбус, Германия
История лужицкой [0] музейной коллекции в Нижней Лужице берет свое начало в 1884 году, когда 3 июня 1884 года в нижнелужицком городке Кальва/Calau было образовано Нижнелужицкое Антропологическое и Археологическое Общество. Члены этого объединения ставили своей целью изучение этнографии, истории культуры и вообще истории Нижней Лужицы, а также просвещение жителей края в этих областях знаний. Поставленные задачи требовали создания соответствующего музея для координации действий. Музейным центром был избран город Хочебуз/Cottbus, расположенный в центре Нижней Лужицы. Помимо древностей, члены общества намеревались коллекционировать и объекты настоящего времени, которые помогли бы "отобразить особенности нижнелужицкого населения и особенно лужицкой части жителей Шпреевальда.." [1].
Сходные стремления были и у жителей других нижнелужицких городов и территорий, где говорили на нижнелужицком языке. Так, к примеру, 6 июня 1889 г. в лужицком городе Любнев/Lubbenau собралась небольшая группа людей, интересующаяся историей, для основания Музейного Общества с региональной и этнографической направленностью. Главный пастор Пфаншмидт из Любнева обозначил цели общества следующими словами: "Необходимо именно в Любневе, в городе, расположенном при входе в Шпреевальд и регион, населенный лужичанами, время которых подходит к закату, создать музей с коллекцией изделий, изготовленных этими людьми или принадлежащих им".
Нижнелужицкий региональный музей в городе Гродк/Spremberg, имеющий в своем распоряжении значительную музейную коллекцию с лужицкой направленностью, был организован 9 декабря 1911 года. В других поселениях Нижней Лужицы и в некоторых окружных центрах до 1945 года также были созданы отдельные музейные коллекции, музеи и экспозиции. В них концентрировались и сохранялись местные свидетельства лужицкой культуры, которые расценивались местными жителями преимущественно как свидетельства крестьянской культуры и сельского образа жизни. В большинстве этих музеев лужицкая история была представлена с немецких позиций, причем обычно без учета немецко-лужицкого билингвизма этого региона. Главную часть коллекции, основанной в 1884 году членами Нижнелужицкого Общества Антропологии и Археологии, составили переданные сооснователем музея, доктором Зейхе, серебряные изделия из Рогова /Ragow. К ней, в течение короткого времени, были добавлены другие дары и приобретены различные экспонаты.
В 1887 году Общество представило свою первую выставку в уездной школе № IV. Позднее это собрание несколько раз перемещалась с места на место. В 1908 году в городском музее Коттбуса был создан так называемый "Лужицкий крестьянский дом". Этот проект был осуществлен при участии пастора из Нижней Лужицы, лингвиста, публициста, культуролога, а позднее - одного из создателей лужицкой национальной организации "Домовина", Богумила Швели (1873-1948). Из дневника Швели, хранящегося в настоящее время в региональном музее г. Дешна, мы можем узнать о его беседе с бургомистром Хочебуза, доктором Адольфом Вархагеном (1870-1941). Сутью этой беседы был вопрос о создании лужицкого этнографического отдела в городском музее. "…потом мы договорились, что это должна быть научно обоснованная экспозиция, пусть по началу и небольшая, но с перспективой создания всеобъемлющего этнографического музея лужичан. Мое предложение касалось ежегодных инвестиций в размере 500 марок - и я получил согласие на это господина Варнхагена. Я говорил также о необходимости создания географической карты, определяющей территории, заселенные лужичанами, на что также требовалось несколько сотен марок. Я коснулся также возможности обмена дубликатами между Музеем и обществом "Матицы Сербской". Все это господин Варнхаген мне пообещал… Он посоветовал мне немедленно начать сбор экспонатов. Потом мы вместе с господином Варнхагеном омотрели музей, причем я обратил его внимание на то, что рядом с немецкими названиями экспонатов необходимо было бы поместить и надписи на лужицком языке. Пусть Господь Бог благословит наше дело" [2].
Немецкая исследовательница древней истории Кэт Рейкен (Kathe Rieken (1865-1917,), родом из Земли Мекленбург, организовала первый лужицкий музейный объект города -Лужицкий крестьянский дом-, который размещался в региональном музее Коттбуса. При изучении истории музейного дела в Коттбусе бросается в глаза то, что среди членов общества в значительной степени преобладало относительно либеральное и гуманистическое отношение к лужицким проблемам. В то время как пресса, политические организации, учреждения образования и церковь, в большинстве своем, были негативно настроены к лужичанам.
Следует напомнить, что в те времена лужицкий образ жизни и национальная одежда были повседневным явлением для города и его окрестностей. До окончания II мировой войны в 1945 году лужицкое население коттбусского округа составляло большинство жителей, хотя сейчас о нем обычно говорится как о меньшинстве.
В 1924 году Общество Антропологии и Археологии передало свою коллекцию властям города Коттбус. На следующий год все собрание получило прописку на улице Нойемаркт, 8. Это касалось следующих экспозиций: коллекции Общества Антропологии и Археологии, ведущей свое начало с собрания портретов известного лужицкого художника Карла Блехена (Carl Blechen, 1798-1840), коллекции коттбусского Общества Искусств, созданного в 1916 году лужицким учителем и художником Карлом Ноаком ( Carl Noak, 1873-1959), а также коллекции Общества Краеведов, основанного в 1905 году. Предназначенное для этих целей здание вместе со всем оборудованием и библиотекой были даром Фридриха Альберта Лериша (1848-1922). В этом здании 6 декабря 1925 года произошло открытие городского музея Коттбуса, в котором была представлена и культура лужичан. В рекламном проспекте "Путеводитель по Коттбусу и окрестностям" от 1926 года отмечалось: " Лужицкий раздел городского музея занимает два из 17 выставочных залов. В будущем он будет оснащен намного лучше, чтобы быть более привлекательным для многочисленных гостей Шпреевальда, которые по пути через этот прекрасный уголок заезжают в наш город".
После очередного переноса городского музея в 1935 году произошло открытие нового Коттбусского Регионального Музея 21 марта 1937 года. В нем была представлена "Лужицкая крестьянская изба" до частичного ее переноса в 1944 году в находящиеся за городом селения Мышин и Брязин. Весной 1945 года во время военных действий эти экспонаты бесследно исчезли. Оставленные в городе экспонаты вместе со зданием музея погибли в феврале 1945 года.
Во время Второй мировой войны город Коттбус потерял практически все музейные собрания. Из спасенных остатков была организована первая новая выставка во дворце Рогеньца, открывшаяся 30 июня 1947 года, где нашли место и экспонаты о сельской жизни лужицкого населения. Публицист и художник Мерчин Новак-Нехорньски (1900-1990) после посещения музея написал в лужицкой газете "Nowa Doba" весьма критическую статью… в частности, что на выставке нет таких определений как "сорбский" или "венедский". Вся экспозиция, касающаяся лужицкой тематики, носит расплывчатое определение "сельской культуры". После ремонта здания и новой комплектации экспонатов в музее были образованы различные отделы и тематические направления. В 1952 году в четырех залах разместилась лужицкая часть выставки. "Этот отдел отражает … новое социальное и национальное состояние лужицкого народа в социалистическом обществе…. Показывает лужицкую культуру прошедших времен и современности". Так писала в 1985 году сотрудница музея И. Гартнер в своей дипломной работе под названием "100 лет музеев в Коттбусе". Мерчин Новак-Нехорнски с признательностью пишет в газете "Nowa Doba" об обновленной экспозиции: " Я был очень удивлен. В некоторых выставочных залах я обнаружил насколько удачно размещены свидетельства лужицкой народной культуры. Там есть нижнелужицкий народный костюм, расписанные цветные старинные горшки и шкафы, различные предметы домашнего быта, на стенах висят рисованные копии народной одежды, лужицкие пейзажи, есть даже целая витрина, посвященная лужицкой писательницы Марьяне Домашкойц. Музеем руководит новый директор, который в отличие от предыдущего, не боится подчеркивать такие понятия, как "лужицкий", "лужицкость". Со своей стороны он сожалеет, что получает мало помощи и поддержки со стороны лужичан с тем, чтобы устранить некоторые недостатки лужицкой части музея" [3].
Четыре зала, в которых была представлена культура лужичан, позднее были расформированы, или, как это было объяснено, включены в экспозицию об истории округа Коттбус. Однако посетители музея едва могли ее заметить. Тем не менее, в период существования ГДР культура лужичан была представлена в Окружном Музее Коттбуса. Кроме того, были организованы тематические выставки. Например, в 1967 году выставка акварельных работ нижнелужицкого художника Вильяма Шибара (1887-1974), в 1973 году -выставка лужицкого народного творчества, в 1975 - картины и графика Мерчина Новака-Нехорнского. Принимая во внимание весь период существования этого музея, и учитывая, что лужичане составляли существенную часть местного населения, можно сказать, что качественно и количественно лужицкая региональная культура и история были представлены недостаточно широко. Не учитывался лужицко-немецкий билингвизм, не проводились дополнительные курсы обучения сотрудников по лужицкой проблематике и так далее. Но постепенно стало наблюдаться движение в сторону либерализации. Этому мы обязаны, прежде всего, деятельности лужицкой народной организации "Домовина", а также усилиям отдельных известных представителей лужицкого народа, способных влиять на принятие различных решений.
Лужицкая национальная организация "Домовина" с 50-х годов находилась под значительным влиянием политики Социал-демократической единой партии Германии (СЕПГ). Организация должна была приспосабливаться. С одной стороны, лужицкое население, связанное с христианством, существовало в рамках лужицко-славянского мировоззрения и находилось под давлением ощущения "граждан второго сорта". С другой стороны, существовали продиктованные партией определенные установки и, вдобавок, имели место предрассудки, связанные со скрытым недоверием немецкоязычного большинства по отношению к лужичанам. Помимо изменившихся социальных и улучшения законодательных и финансовых условий, весь период после Второй мировой войны существовала асимметрия между немцами и лужичанами а кроме того, между лужичанами Верхней и Нижней Лужицы почти во всех областях жизни. Особое место занимало в многочисленных учреждениях представление о том, что лужичанам, по сравнению с немцами, предоставляются какие-то особые льготы, что СЕПГ предоставляет лужичанам преимущества.
Тем не менее, нельзя отрицать солидарности многих немцев и лужичан из Верхней Лужицы по отношению к их нижнелужицким соотечественникам, а так же, вне всякого сомнения, определенной государственной поддержки. Именно государству мы непосредственно или опосредованно обязаны почти всему, что сейчас имеем: лужицким учреждениям, средствам массовой информации, реализованным культурным инициативам, а также искреннему пониманию интересов нашего меньшинства. Чтобы не провоцировать недоразумений, я утверждаю: лужичане как граждане Германии, несомненно, обладают теми же самыми правами, что и их немецкие братья и сестры. Существующие сегодня законы, охраняющие лужичан, можно назвать наилучшими по сравнению с предыдущими временами. Однако это не говорит о возможности использования этих прав в случае возникновения конфликтов. Как известно, несмотря на существование таких хороших законов, лужицкие поселения продолжали уничтожаться, закрыто несколько лужицких учреждений и школ. Наша газета "Serbske Nowiny" вторично писала о существующем уже три с половиной года несоответствующем конституции распоряжении о запрещении использования лужицкого языка сотрудниками католического учреждения в Каменце. Распоряжение до сих пор не отменено.
Вернемся вновь к музейным событиям. 12 ноября 1976 года в отделе культуры округа Коттбус была образовалась рабочая группа, которая должна была создать музей лужицкой письменности. И уже 8 марта 1977 года по случаю 9 Съезда "Домовины" в фойе Городского Зала Коттбуса открылась эта тематическая выставка. Лужицкий учитель Йозеф Френкель (1909-1991), как главный ее организатор, информировал присутствующих о процессе создания нижнелужицкого отделения музея. 24 мая 1980 года, незадолго до 5 Фестиваля лужицкой культуры в Будишине/Bautzen, во дворце Рогеньц торжественно была открыта выставка "Нижнелужицкие памятники письменности". Уже за первые полгода было отмечено значительное число посетителей. Всего же выставку осмотрели 24.000 экскурсантов. В 1982 году в качестве передвижной выставки экспозиция размещалась в Мужакове и Любневе. Кроме того, в 80-х годах активизировалась работа Окружного Музея Коттбуса. Так, была организована выставка лужицких учебников и средств обучения. Выездная выставка под названием "Лужичане округа Коттбус" была показана в городах-партнерах - Тарговище и Софии в Болгарии и в Липецке (Советский Союз), где была представлена также и передвижная выставка, посвященная нижнелужицкой поэтессе и журналистке Мине Виткойц (1893-1975). В 1985 году две студентки с отделения сорабистики, работавшие в музее практикантками, создали небольшую экспозицию "Лужицкая детская книга".
О лужицкой культуре не забыли. Но она составляла лишь незначительную часть деятельности Окружного Музея. Выставку лужицких памятников письменности уже в первой половине восьмидесятых годов поместили в хранилище, где она и исчезла из поля зрения общественности. В 1985-1986 годах три лужицких сотрудника работали над созданием новой постоянной лужицкой выставки. В 1986 году город Коттбус приобрел историческое здание на улице Млынска, 12, расположенное в Старом Городе. В этом здании и должна была расположиться новая лужицкая экспозиция. В 1987 году по случаю 11 Всеобщего Конгресса "Домовины" сотрудники этой организации представили тематическую выставку на тему "Лужичане и национальная политика ГДР в двуязычном городе Коттбус". В том же самом году в рамках юбилейной выставки Окружного музея "100 лет музею" во дворце Рогеньц была широко представлена и лужицкая тематика. В 1989 году Лужицкий музей гостил в партнерском словацком городе Кошице, показывая выставку под названием "Лужичане округа Коттбус".
В 1990 году сотрудники вновь создающегося Лужицкого музея организовали тематическую выставку по случаю сотой годовщины со дня рождения нижнелужицкой художницы Паулины Кравцовой (1890-1941). После известных общественно-политических изменений в Германии выставка была представлена во вновь созданном Лужицком Доме Коттбуса. В 1991 году было принято решение о создании Музея Нижней Лужицы и начат ремонт здания в центре города на средства Земли Бранденбург, Фонда лужицкого народа, а также города Коттбус.
3 июня 1994 года произошло торжественное открытие Лужицкого Музея / Wendisches Museum. Это было крайне важное событие в новейшей истории Нижней Лужицы. После продолжавшейся 18 лет работы лужицких и немецких граждан появился, наконец, отдельный лужицкий музей. Лужичане могли представить на ней свою историю и культуру так, как она им видится. За эту возможность лужицкой общественностью была выражена искренняя благодарность, прежде всего, немецким соотечественникам, принимавшим это решение. Ведь путь к созданию музея был непростым, особенно, если учесть десятилетия и столетия лужицко-немецкого сосуществования, наполненного многочисленными примерами дискриминации лужичан, мерами, направленными на подавление их славянского языка, культуры и ментальности. Премьер Земли Бранденбург того времени др. Манфред Столпе в своей речи при открытии лужицкого музея в Коттбусе 3 июня 1994 года отметил это следующими словами: "Сегодня нам представился случай - и пусть все помнят об этом - сказать о том, что нашим долгом является сохранение полуторатысячелетнего наследия. Многочисленные лужицкие традиции сегодня принадлежат всему населению Лужицы. Многим из них грозит исчезновение. В качестве примера я хочу показать существующую опасность того, что нижнелужицкий язык может быть отодвинут на второй план… Необходимы значительные усилия по сохранению этого культурного богатства нашего края. Находясь здесь, мы не можем умолчать об одном: каждый коренной житель Земли Бранденбург имеет прабабку лужицкой национальности" [4]. В противоположность к предшествующему отношению к лужицкой культуре как к преимущественно сельской, в Лужицком Музее принята иная концепция. Жизнь лужичан Нижней Лужицы представлена как региональная культура Центральной Европы высокого уровня, которую, учитывая все сложности, необходимо ценить еще более высоко. Быть лужичанином - значит, случайно оказаться в национальной группе, которая веками подвергалась дискриминации. В те времена избавиться от глубоко сидящего в душе комплекса неполноценности можно было лишь отказавшись от языка и этнической принадлежности.
Быть лужичанином сегодня - мы видим это и пропагандируем в нашем Лужицком Музе - означает, что человек является потомком коренных славянских жителей Лужицы, живущих тут, по крайней мере, на 500 лет дольше немецких соседей. Такая точка зрения не означает получения каких-либо привилегий, однако, может быть поводом для определенной гордости. Такой человек является потомком славянских жителей, которые после переселения народов и мирного освоения этого края первыми создали культурное пространство между Балтийским морем и Судетами, в том числе и в болотистой Нижней Лужице. В то же время лужичане относятся к одному из самых мирных народов Европы. В течение тысяч лет у них не было армии, они не провоцировали военных конфликтов. По отношению к имевшей место в прошлом политике притеснений, они не применяли насилия, а защищали себя путем сохранения и развития своей культуры и неизменным терпением. На этот факт было бы необходимо обратить внимание и надлежащим образом его оценить. Предыдущий суперинтендант Коттбуса Рейнхардт Рихтер (1928-2004), немец, родившийся в Зеленой Гуре, в 2003 году сформулировал это так: "Тот, кто сейчас, заботясь о сохранении мира, ищет примеры ненасилия в прошлом, пусть обратит внимание на лужичан и их тысячелетнюю историю сосуществования с немцами. На притеснения они никогда не отвечали ответным насилием. Лужичане никогда не были террористами. Они никогда не считали немцев своими врагами. И именно таким образом они внесли свой вклад в мирное сосуществование народов. Этот факт следует оценить очень высоко" [5]. В настоящее время постоянная выставка Музей Нижней Лужицы расположена в 15 залах на 3 этажах. Посетители могут ознакомиться с древней и ранней историей славян-венедов в Германии, а также с музыкой, лирической поэзией, религией, традициями, обычаями, ткачеством и народной одеждой, памятниками письменности и литературы, народным творчеством. Там же представлен небольшой раздел лужицких монет и орденов. Постоянно увеличивающееся собрание фотографий, книг, журналов создает историкам и журналистам хорошие условия для исследований. Финансовые средства Фонда лужицкого народа, куда поступают средства, предназначенные для удовлетворения культурных потребностей лужичан из федерального правительства и Земель Саксония и Бранденбург, позволили расширить музейное собрание. Например, со времени основания Лужицкий музей собрал самую большую коллекцию национальной одежды.
За время 13-летней истории музея он превратился в признанный культурный центр Коттбуса. К настоящему времени музеем были организованы 60 тематических выставок, большое количество концертов, лекций и различного рода культурных мероприятий. За это время музей посетило около 63.000 человек.
Мне бы хотелось, чтобы моему маленькому лужицкому народу был дан шанс для дальнейшего существования и развития в Объединенной Европе. Надеюсь, что нам еще в течение длительного времени не будет нужды искать свое место только в музее, каким бы прекрасным он не был.
Примечания
0. Лужичане – жители славянского края Лужица (Германия)
1. Gartner I. (цитата) "100 лет музея в Хочебузе", дипломная работа профессиональной школы, 1985 г
2. cyt. wg. Chr. Kliem "Sorbische Kostbarkeiten / Serbske drogotki", Cottbus, 2006, S. 12)
3. "Nowa Doba" 20.06.1953.
4. "Nowy Casnik" 18.06.1994.
5. "Nowy Casnik"17-27.04.2003.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |