Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
С каждым годом количество трудовых мигрантов неуклонно растет. Кто в страны СНГ, кто в США, кто в Европу. Но далеко не все наши граждане действительно хотят покинуть Родину, просто здесь им трудно, а порой и невозможно найти работу и прокормить себя и семью. Однако такие проблемы возникают не только в Кыргызстане. В последние десятилетия миграция приобрела мировые масштабы. И большинство мигрантов — нелегалы, так как до сих пор нет законов, которые бы устраивали обе стороны.
05.11. 2007, http://www.analitika.org
Валентина Ли
Огромный аппарат служащих по всему миру пытается разрешить эту проблему. В чем причина, каковы плюсы и минусы миграции, изменится ли ситуация и каковы перспективы у трудовых мигрантов? Аналогичные исследования идут и в Кыргызстане. Вот ее первичные выводы.
ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ПРИЧИН РОСТА МИГРАЦИИ:
1. Увеличение различий в ожидаемом качестве жизни.
2. Спрос на не-торгуемые услуги со стороны всё более состоятельного и многочисленного среднего класса.
3. Значительное снижение транспортных затрат (особенно низкая стоимость авиаперевозок) и большее удобство поддержания связи.
4. Только быстрые пути создания накоплений и человеческого капитала.
5. Демографическое снижение в Европе и странах СНГ (особенно в России), которое в настоящее время приостановлено.
Здесь же сообщается, что миграция следует двухосной модели: из Восточной Европы в Западную и из стран СНГ с низким уровнем дохода в Россию, Казахстан и на Украину. Основными движущими факторами ранней миграции были гражданские столкновения и войны.
Уникум ЦА
По данным Всемирного Банка, миграция в странах Центральной Азии уникальна, и по всей вероятности, будет расти. На раннем этапе переходного периода уровень миграции был нестабильным: Ее наибольший рост пришелся на 1989, 1997-98, 2003 годы. Подобная нестабильность характерна и для других стран СНГ. Например, наибольший уровень миграции был отмечен в Молдове в 1990-92 гг. (Кстати, многие эксперты отмечают схожесть Молдовы с Кыргызстаном буквально во всем, вплоть до количества мигрантов, уровня их образования и оплаты их труда).
Внутренняя миграция (в пределах страны) продолжает оставаться значительной по масштабам. Внутреннее перемещение по экономическим соображениям также влечет за собой серьезные последствия. Результатом сосредоточения прямых иностранных инвестиций и других экономических возможностей, ведущих к более высокой конгломерации в городах, может стать приток значительного числа людей из других регионов страны, которые в определенной степени лишаются населения.
Плюсы процесса
Есть у миграции свои положительные стороны. К примеру, страны выезда и мигранты могут ослабить напряженность на рынках труда; также очень важны для страны выезда денежные переводы — мигранты отправляют порядка 36% своих доходов. В Кыргызской Республике денежные переводы как доля платежного баланса составляют немногим менее 10% ВВП. Как показывают исследования, основной поток денежных поступлений от мигрантов приходится на сельские районы (8/10), и только по 1/10 на столицу и другие города.
Также увеличение доли мигрантов, к примеру, на 10% в численности населения страны выезда приводит к снижению уровня бедности на 2%. А принимающие страны заполняют пробелы рынка труда и привлекают новые навыки.
Вне закона
Большая часть легальной миграции подкреплена двусторонними соглашениями, которые интенсивно распространялись в начале 1990-х годов, во многом в результате распада Советского Союза и Югославии. 75% из действующих 92 соглашений были подписаны после 1989 года. Россия заключила наибольшее количество двусторонних соглашений (с девятью из одиннадцати государств СНГ). На 2-м месте по этому показателю находится Беларусь, которая заключила соглашения с 6 странами СНГ. Казахстан и Украина заключили по 4 соглашения. Казахстан, являющийся основной принимающей страной в Центральной Азии, не имеет соглашений с центрально-азиатскими соседями, за исключением соглашения с Кыргызстаном о трудовой деятельности и социальной защите трудовых мигрантов, занятых в сельском хозяйстве в приграничных областях.
Пестрая смесь
Внешние факторы привели к тому, что двусторонние соглашения преобладали над режимами наибольшего благоприятствования в отличие от торговли. Правда, эти соглашения являются пестрой смесью, так как их структуры в значительной степени отличаются, а степень координации низка. Также соглашения не рассматривают в полном масштабе спрос на труд мигрантов, иногда легальные квоты остаются незаполненными из-за высоких операционных издержек. Система не является сбалансированной, так как большинство соглашений приходится на несколько стран. Существующая система не поощряет циклическую миграцию и способствует неправильному отбору и росту преступности. В результате вышесказанного, создаются стимулы для нелегальной миграции.
Слабая сторона таких соглашений – неспособность противодействовать нелегальной миграции. Во-первых, расходы, связанные с прохождением бюрократических процедур для участия в программах легальной миграции, зачастую слишком высоки для мигрантов. Значительный спрос на нелегальных мигрантов в принимающих странах говорит о том, что квоты, предусмотренные соглашениями, являются недостаточными.
Также нет соглашений, касающихся индивидуальных предпринимателей. Наконец, большинство соглашений не предусматривают стимулирование временной или круговой миграции. Так как подача заявок на участие в программах временной миграции является дорогостоящей для мигрантов, они остаются за рубежом — даже на нелегальном положении по истечении срока действия визы.
Рацпредложения
Введение альтернативных режимов миграции рабочей силы могло бы:
— более эффективно обеспечивать соответствие спроса и предложения на международную рабочую силу;
— снижать платежи посредникам;
— устанавливать прозрачные правила оплаты и условий труда, а также порядка увольнения;
— обеспечивать стимулы для того, чтобы мигранты дополняли, а не заменяли внутреннюю рабочую силу в стране;
— предлагать работодателям способы легального найма тех работников, которые им нужны;
— обеспечивать стимулы для поощрения возврата домой в случаях, когда постоянная миграция нежелательна.
Циклическая миграция соответствует пожеланиям многих мигрантов проводить за границей короткие периоды времени. Подавляющее большинство кыргызских мигрантов хотели бы временно уехать и скоро вернуться, немного меньшее количество хотели бы уехать ненадолго без планов возвращения и лишь малая часть кыргызстанцев хотели бы уехать навсегда.
Money — money
Мигранты из Кыргызстана в большинстве случаев предпочитают отправлять заработанные денежные средства на родину через неофициальные каналы (водители, родственники и т.п.). Есть 3 основных фактора, препятствующие использованию официальных каналов.
Во-первых, отправителям обычно необходимо открывать счет в коммерческих банках стран отправления, что может быть проблематичным для некоторых мигрантов. Есть определенные проблемы, связанные с открытием счета в странах отправления, особенно в России. Немногие мигранты имеют банковские счета, так как при открытии счета нужно предъявить паспорт и миграционную карту, которая может быть получена только при наличии разрешения на трудовую деятельность. Она является обязательным требованием для открытия счета в российском банке. Поскольку большинство мигрантов являются временными сезонными работниками и не имеют официальных разрешений на труд, переводы со счета на счет мало распространены.
Во-вторых, законодательство о валютных операциях в ряде стран предусматривает ограничения по сумме переводимых денежных средств. В России иностранные граждане не могут отправлять более $5000 в день. Также источник всех отправляемых денежных средств должен указываться в поручении на перевод. Указанное ограничение не распространяется на граждан страны.
Третье препятствие — отсутствие доверия к банкам и в целом низкий уровень финансовой грамотности трудовых мигрантов. Свидетельством отсутствия доверия к банковской системе в странах Центральной Азии являются низкие уровни депозитов. К примеру, в Кыргызстане крайне незначительное число активных счетов в банке — менее 3% населения Кыргызской Республики и компаний имеют банковский счет. Уровень финансовой грамотности также сказывается на денежных переводах.
Есть данные, что российские банки крайне неохотно оказывают услуги по денежным переводам мигрантам из Кыргызстана и Таджикистана, в основном по причине незнания ими языка и отсутствия навыков банковских операций. Представители российских банков говорят, что иногда служащему банка требуется полчаса для обработки перевода в несколько сотен долларов, что делает операцию нерентабельной.
Могли бы играть важную роль в обеспечении широкого охвата услугами почтовые системы, так как почтовой службе традиционно принадлежит важнейшая роль в оказании целого ряда услуг в странах Центральной Азии, если бы не существующие проблемы. Основные связаны с существующей инфраструктурой и расходами на проведение операций. Вследствие этих и других ограничивающих факторов инфраструктура почтовых систем в регионе стремительно приходит в упадок. В КР, по расчетам почтовой службы, компьютеризация операции и системы учета только лишь в основных филиалах и головном офисе будет стоить около 25 млн. долларов США, что составляет около 1% ВВП.
Спецы и профи…
Российские специалисты отмечают, что если в 1990–2000 гг. в целом уровень образования мигрантов из КР был не ниже средне-специального, то в последние годы приезжает на заработки всё большее количество молодежи, в основном, выпускников средних школ. В связи с этим основная масса наших мигрантов вынуждены устраиваться на низкооплачиваемые рабочие места (например, дворниками). В связи с этим в ближайшее время планируется решить вопрос об обучении мигрантов дефицитным специальностям для работы за рубежом.
На настоящий момент существует договор об отправке в Южную Корею наших мигрантов, открыто 7 центров по изучению корейского языка. Также ведутся переговоры об отправке легальных мигрантов в Литву. Правда, многие граждане не согласны работать за рубежом за сумму, предлагаемую принимающей стороной. К примеру, жители Иссык-Кульской области (1800 чел. мигрантов) и Таласской областей говорят, что на фасоли и туристах они заработают сумму не меньше предлагаемой корейской стороной ($1000).
Правда, заместитель председателя Государственного комитета по миграции и занятости населения Досмир Узбеков выразил надежду, что по прошествии примерно 10 лет уровень нашей экономики поднимется настолько, что мигранты будут уезжать не из Кыргызстана на заработки, а наоборот, приезжать из других стран к нам.
Облегченная миграция
Д. Узбеков также предложил ввести определенные меры для облегчения миграции и в целях пополнения бюджета страны.
1. Трудовые мигранты должны выезжать организованными группами, также организованно проходить регистрацию в стране и трудоустраиваться, что позволит избежать роста преступности и других негативных последствий нелегальной миграции.
2. Заключить соглашения с представителями банковских структур принимающих стран о беспрепятственном переводе денежных средств. На данный момент такие договоренности существуют только с одним из российских банков, предоставляющим гражданам Кыргызстана услуги по бесплатному переводу денежных средств. Также этим банком предоставляются клиентам-мигрантам пластиковые карты (можно иметь несколько карт), которые можно обналичить в Кыргызской Республике.
3. Перенять опыт Филиппин. В этом государстве 50% поступлений денежных средств от мигрантов аккумулируется в стране в целях поднятия экономики. В нашей стране реальное количество безработных, то есть потенциальных мигрантов, составляет примерно 483 тыс. человек, и полученные от легальной миграции средства позволили бы существенно поднять уровень экономики, так как в республику попадает более 30% всех заработанных кыргызстанцами за рубежом денег.
4. Поднять вопрос по кредитованию граждан, выезжающих за рубеж, особенно в Южную Корею, так как сумма, затрачиваемая только на сдачу экзамена по языку, составляет 30 долларов, а все расходы, связанные с выездом – не менее $1000. Многие граждане именно из-за отсутствия средств вынуждены выезжать за границу нелегально. Выдача кредитов мигрантам позволит легализовать отъезд наших граждан на работу за рубеж.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |