Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Орлов Вадим, Член Комитета по международным делам Госдумы РФ
В 1991 г. советский рубль из денежной единицы СССР превратился в валюту каждой из пятнадцати его бывших республик. До середины 1993 г. эмиссию наличных рублей осуществлял исключительно Банк России, тогда как центральные банки остальных вновь созданных государств выпускали своего рода денежные суррогаты, курс которых был фиксирован к рублю в отношении 1:1. Кредитную эмиссию рублей в пределах установленных лимитов могло осуществлять любое государство. На деле же все они прибегали к нелимитированной эмиссии. В октябре 1992 г. восемь участников СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Узбекистан и Украина) заключили соглашение о единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной политике. Однако идея не была реализована, и все страны стали вводить национальные валюты. В июле 1993 г. после введения нового российского рубля Армения, Белоруссия, Казахстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан заключили соглашение о создании рублевой зоны на основе российского рубля (денежно-кредитную и эмиссионную политику планировалось доверить Центральному банку Российской Федерации). В том же году был образован Межгосударственный банк СНГ, а в 1994-м подписано Соглашение о Платежном союзе.
По ряду объективных и субъективных причин продвижение вперед в данной области шло медленно, и результаты интеграции оставались весьма скромными. Дальнейшее развитие было тесно связано с процессами повышения эффективности рыночных преобразований, решения проблемы неплатежей, согласования и координации действий стран в решении экономических проблем, совершенствования нормативно-правовой базы их отношений и механизма ее реализации.
В 1999—2000 гг. валютно-финансовое сотрудничество стран СНГ стало активизироваться. Развитию финансового и экономического взаимодействия стран Содружества благоприятствуют происходящие в их хозяйстве позитивные сдвиги: структурные макроэкономические преобразования, укрепление и повышение финансовой надежности банков, стабилизация макроэкономической и валютно-финансовой ситуации, положительные изменения в динамике важнейших макроэкономических и социальных показателей.
В силу разной по площади территории, занимаемой странами Содружества, и существенных отличий в их макроэкономической политике сотрудничество в рамках СНГ станет плодотворным, если оно будет подкреплено взаимодействием на микроуровне, т.е. между предприятиями и бизнес-структурами. Важнейшей движущей силой валютно-финансовой интеграции в СНГ должна и может стать именно интеграция снизу, которая в последнее время довольно успешно развивается на базе системы многосторонних отношений между финансовыми институтами, и особенно валютными и фондовыми биржами стран СНГ.
В 1999 г. Межгосударственный валютный комитет (МВК) СНГ возобновил начатую в 1995 г. работу над концепцией сотрудничества стран СНГ в валютной сфере. На прошедшем в апреле 2001 г. заседании МВК было отмечено, что странам СНГ удалось значительно продвинуться в вопросе формирования общего взгляда на цели и формы валютно-финансовой интеграции, согласовать позиции по многим аспектам сотрудничества. Концепция предусматривает следующие меры:
· увеличение совокупной доли национальных валют в обслуживании взаимного товарооборота государств Содружества;
· обеспечение взаимной конвертируемости и стабильности национальных валют государств СНГ;
· развитие национальных валютных рынков и обеспечение свободной котировки национальных валют на этих рынках;
· создание общего валютного рынка;
· формирование эффективной платежной системы, базирующейся на стабильных конвертируемых национальных валютах.
Налаживаются связи между финансовыми институтами стран СНГ, растет присутствие финансовых институтов СНГ на определенных национальных денежных рынках, используются новейшие технологии создания прозрачной информационной среды, обмена информацией между финансовыми рынками.
В валютно-финансовой интеграции Содружества можно выделить три региональных профиля — все Содружество, Евразийское экономическое сообщество (ЕАЭС), валютный союз России и Белоруссии.
В рамках СНГ идет разработка общей концепции валютного сотрудничества и согласования валютной политики. Предполагается создать Платежный союз, соглашение о котором ратифицировали восемь государств (Белоруссия, Узбекистан, Молдова, Казахстан, Киргизстан, Армения, Россия и Азербайджан). На пространстве СНГ набирают силу процессы валютной интеграции «снизу», например, в области формирования единого биржевого пространства.
Конкретное прикладное значение имеет Объединенная платежная система Содружества, учрежденная в декабре 2000 г. банками и другими организациями пяти стран СНГ (Армении, Казахстана, Молдавии, России и Таджикистана). Цель системы — проведение согласованной политики в области безналичных расчетов с использованием пластиковых карт. Ее реализация позволит на основе единых стандартов обслуживать держателей карт всех участников системы. По оценкам ежегодно около 30 млн граждан СНГ пересекают национальные границы, имея на руках 13—16 млрд долларов. Внедрение единой системы не только улучшит обслуживание клиентов, но создаст новый банковский инструмент для привлечения ресурсов частных лиц, увеличит оборачиваемость средств, будет способствовать развитию современных форм расчетов на пространстве СНГ.
Пять стран, подписавшие в октябре 2000 г. соглашение о ЕАЭС (Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия и Таджикистан), почти сразу предприняли попытку разработать модельные законы, в том числе в валютно-финансовой сфере. По оценке некоторых специалистов перспективы ЕАЭС в этом плане значительно лучше, чем у СНГ в целом, поскольку у «евразийцев» присутствует ярко выраженная экономическая и политическая мотивация.
Планируемый союз России и Белоруссии, безусловно, будет иметь совершенно иную природу, нежели валютное сотрудничество на остальном пространстве СНГ. Его правила и принципы будут непригодны для отношений между другими странами Содружества. По мнению экспертов, в рамках данного валютного блока реально использование российского рубля в качестве законного платежного средства на всей территории Союзного государства России и Белоруссии, что и зафиксировано в союзном договоре.
Суммируя сказанное, можно выделить следующие наиболее актуальные задачи в области валютно-финансового сотрудничества странСНГ.
- Постепенно расширять использование национальных валют во взаимной торговле. Чтобы контракты заключались в национальных валютах, нужна система текущих курсовых котировок национальных валют Содружества и их информационное обеспечение. А для этого требуются развитые и открытые национальные валютные рынки, которые в странах СНГ только формируются.
- Создавать механизмы, обеспечивающие торговлю валютами СНГ, проведение операций с ценными бумагами. Наличие консолидированного валютно-финансового рынка Содружества значительно расширит возможности национальных предприятий и финансовых институтов, будет способствовать расширению их финансовых возможностей и укреплению конкурентных позиций в мире.
- Продвигаться к унификации валютного и финансового законодательства. Формирование единообразной нормативной системы исключительно важно для консолидации финансового пространства СНГ. Начать можно с публикации сборников действующих законодательных актов стран СНГ по отдельным темам, например валютному законодательству, рынку ценных бумаг. Полезно выделить ключевые законодательные акты и определить важнейшие проблемы, которые существуют в отдельных странах в области валютного регулирования и регулирования потока капиталов. В дальнейшем необходима унификация правил проведения валютных операций и операций по торговле ценными бумагами, как для резидентов, так и для нерезидентов из других государств СНГ. Да и сам статус нерезидентов будет нуждаться в уточнении.
Анализ эволюции валютного законодательства и его практической реализации в странах СНГ позволяет сделать ряд общих выводов.
Прежде всего необходимо подчеркнуть, что значительная часть норм, содержащихся в основных законах, относящихся к сфере валютного регулирования и валютного контроля, практически совпадает у разных стран Содружества. Сюда относятся нормы, регламентирующие деятельность уполномоченных банков, устанавливающие порядок безналичных расчетов юридических лиц, определяющие основные направления валютного контроля, и многие другие.
Если рассматривать валютное регулирование в динамике, то можно прийти к выводу, что большинству стран СНГ была свойственна тенденция к ослаблению жестких мер на этапе трансформации, следовавшем за финансовой стабилизацией. Зачастую либерализация проводилась и раньше, но в таком случае она могла стать катализатором дополнительных проблем в валютной сфере. Наиболее яркими проявлениями отмеченной тенденции служат снижавшиеся нормативы обязательной продажи валютной выручки, устранение практики множественности валютных курсов, снятие ограничений на отклонение рыночного курса от официального, облегчение порядка ввоза и вывоза наличной иностранной валюты и т.д.
Общий порядок либерализации шел в принципе достаточно стандартно, как это характерно и для стран с развитой рыночной экономикой, — от снятия ограничений по текущим операциям к смягчению порядка осуществления операций с капиталом и финансовыми инструментами. И все же следует указать на ряд отличительных черт. Во-первых, сказывалась необходимость привлечения иностранных инвестиций, заставлявшая многие страны СНГ отказываться от соответствующих ограничений. Во-вторых, доминирующая в 90-е годы теоретическая установка на преимущества свободного движения факторов производства привела к тому, что многие страны Содружества решили реализовать ее на практике, сняв ограничения почти по всем статьям платежного баланса. Важную роль играло и сознательное желание создать благоприятное впечатление у международных финансовых организаций.
Наступление финансовых кризисов сначала на развивающихся рынках Юго-Восточной Азии, а затем и в России внесло коррективы в общее направление валютного регулирования в странах СНГ. Многие из них пошли на введение валютных ограничений, хотя некоторые отказались от этой практики. Обе позиции объяснимы. В первом случае возникает желание отгородиться от внешнего дестабилизирующего влияния, но оно может ни к чему не привести, если проблемы имеются в валютной сфере внутри страны. К числу подобных проблем относится, например, высокий уровень долларизации (речь идет о совокупном уровне, включая налично-денежный и внешний сегменты). В случае сохранения либерального режима страны надеялись на автоматическую поддержку со стороны международных финансовых организаций. Но такая поддержка могла и не поступить — в то вр'емя было ясно, что некоторые ограничения реально блокируют внешнее спекулятивное воздействие на валютный рынок.
Вновь введенные ограничения, как и предполагали их инициаторы, были обречены на короткую жизнь. По мере стабилизации обменных курсов валют начался процесс снятия этих ограничений и возвращения на общий путь либерализации. Иногда ограничения отменялись даже в то время, когда на валютном рынке продолжались потрясения.
Большинство стран СНГ понимает, что изолировать свою экономику от международных рынков в современном мире, в принципе бесперспективно. Но ясно и другое. Проблема ограничения оттока капитала из целого ряда стран с переходной экономикой остается острой, и для ее преодоления требуется арсенал разнообразных мер, в том числе ужесточение валютного режима. Страны с развитой рыночной экономикой постепенно перешли в вопросе борьбы с движением нелегального капитала от валютного к финансовому контролю. Страны с переходной экономикой в этом отношении явно отстают, в том числе и из-за отсутствия соответствующего аппарата, который мог бы осуществлять подобный контроль.
Не меньше вопросов возникает в странах СНГ при определении направлений валютной политики. Первой проблемой, с которой столкнулись новые независимые государства в связи с введением национальных валют, стало создание эффективно функционирующего соответствующего рынка. Там, где на процесс курсообразования длительное время пытались воздействовать административными методами, создать подобный легальный рынок было весьма сложно. Возможность влияния на валютный рынок центрального банка чрезвычайно важна, но это воздействие должно производиться в первую очередь рыночными методами, главным образом с помощью интервенций. Опыт стран с низким уровнем валютных резервов подтверждает, что сдерживать обменный курс, прибегая лишь к административным мерам, невозможно.
Со всей очевидностью выяснилось далее, что практика множественности валютных курсов в конечном итоге лишь маскирует проблемы, но не решает их. При возникающих дисбалансах курс теневого рынка начинает расти, а его разница с официальным курсом — увеличиваться. Так что рано или поздно государству все равно приходится проводить соответствующие мероприятия по либерализации.
Отдельным вопросом является выбор режима обменного курса на разных стадиях трансформации. Большинство стран СНГ выбрали для себя вариант стабилизации, основанный на контроле за денежной массой, в том числе и под влиянием международных финансовых институтов.
В период, когда происходит процесс либерализации в валютной сфере, перед руководством страны встает дилемма: избрать ли режим плавающего обменного курса и проводить независимую денежно-кредитную политику либо остановить свой выбор на той или иной разновидности фиксации обменного курса, но при ограничении денежно-кредитной политики. Ряд стран, вводя валютный коридор, по сути отдали предпочтение второму варианту, «забыв» о существовавшем ограничении: не проводя стерилизации притока иностранного капитала, они столкнулись с проблемами при обратном движении средств нерезидентов. Выбор какой-либо разновидности фиксированного курса целесообразен в условиях высокой или умеренной инфляции, но он должен сочетаться с сохранением действенных ограничений на отток капитала.
Некоторые страны СНГ все же начали с введения режима фиксированного курса для своих валют и довольно быстро отказались от него. Основная причина здесь заключалась опять же в недооценке определенных ограничений. При введении фиксированного курса в условиях высокой инфляции необходима его первоначальная значительная недооценка. Но вновь созданные независимые государства, желая сохранить «престиж» своих валют, не пошли на этот шаг. Частые смены фиксированного курса, происходившие в отдельных странах, фактически сводят на нет все его преимущества, связанные с формированием стабильных ожиданий. Поэтому наиболее предпочтителен был бы вариант режима заранее объявляемой «ползучей привязки», при котором темп девальвации задается на основе прогноза инфляции. К сожалению, ни одна из стран СНГ на практике его не реализовала.
Немаловажной проблемой, требующей своего решения, в большинстве стран СНГ по-прежнему остается долларизация экономики. Если она представлена в основном депозитами в иностранной валюте в национальной банковской системе, то основными рецептами в таком случае могут быть увеличение процентных ставок по вкладам в отечественной валюте и снижение степени неопределенности колебаний валютного курса (например, с помощью какой-либо разновидности его фиксации). Дополнительные сложности возникают при наличии значительного налично-денежного или внешнего компонента. Тогда необходимо принимать меры по повышению доверия к национальной банковской системе (подробное их рассмотрение не входит в задачу настоящего исследования) и препятствию оттока капитала.
Наконец, особого рассмотрения требует вопрос о координации действий государств Содружества в валютной сфере. Перспективы у процесса интеграции, безусловно, имеются, о чем говорит, например, сотрудничество на уровне коммерческих структур. В частности, происходит расширение Международной ассоциации бирж стран СНГ, которая способствует в том числе сотрудничеству в валютной сфере.
Сближение и гармонизация национальных валютных законодательств, и особенно мер по их реализации в части валютного регулирования, политики обменного курса, борьбы с долларизацией экономики и т.д., является насущной задачей при наличии политического желания и воли к осуществлению интеграции.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |