Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
29.10-05.11.07. БР. Белорусы и рынок
Марина Куликова
Возросшая доходная часть, минус четыре налоговых платежа, плюс 2% к ставке НДС и всего лишь 50-60 млрд. BYR на адресную социальную помощь — таким видят бюджет-2008 его разработчики.
Рассмотрев 24 октября проект бюджета на следующий год, народные избранники оказались им не очень довольны. Хотя, в отличие от бюджета на этот год, в будущем главном финансовом документе страны заложено предполагаемое изменение цены на энергоносители и закрыты все основные республиканские программы, народных избранников смутило совсем другое — небольшой размер средств на адресную социальную помощь.
По информации замминистра финансов Владимира Амарина, в проекте бюджета-2008 на адресную помощь выделено 50-60 млрд. BYR — именно такая сумма значится в так и не подписанном указе об адресной поддержке.
"Постойте, но нам же говорили, когда мы льготы отменяли, что высвободится порядка 160 млрд. рублей и все эти средства будут распределяться адресно! Что же нам теперь избирателям говорить? Куда пойдут остальные деньги?" — возмутилась депутат Анна Бурова.
"Но есть же еще средства на безналичные субсидии, на помощь в погашении кредитов, на здравоохранение, на образование..." — растерявшись, ответил чиновник.
Впрочем, вскоре он нашелся и подчеркнул, что в проекте указа учтены только самые незащищенные слои населения, чей доход ниже 80% БПМ, всем остальным, включая студентов и пенсионеров, не подпадающих под эти критерии, помощь не полагается. Однако средства, по версии замминистра, не потеряются, а будут перераспределены и направлены на финансирование других социальных программ.
Да и сами народные избранники с удовольствием пошли навстречу, предложив Минфину в письменном виде оформить все увеличения финансирования социальной сферы, будь то общие расходы на здравоохранение или какая-то отдельная позиция. "И чем больше у вас получится сумма, тем лучше — пусть наши избиратели увидят, что хоть на адресную помощь выделено не так много, но общее финансирование социальной сферы на 400-500 миллиардов увеличилось", — советовал один из депутатов.
И только Анна Бурова еще раз попыталась донести до чиновников глас народа, рассказав о нелегкой доле иногородних студентов, которые вынуждены снимать квартиры из-за нехватки мест в общежитиях и которым государство это "компенсирует" — выплачивает 8 тысяч рублей в месяц.
"Мы лишили студентов льготного проезда, мы не можем предоставить им место в общежитии, и что мы предлагаем взамен? Восемь тысяч рублей — компенсация за снимаемую квартиру! Это же просто насмешка! Я понимаю, что для государства и эта сумма выливается в итоге в миллиард... Но надо тогда подходы менять — выплачивать компенсацию только самым нуждающимся. Но достойную компенсацию! Хотя бы 30-50 тысяч", — возмущалась депутат.
Впрочем, прямого ответа на свое заявление она так и не получила, если не считать согласных кивков, конечно.
В целом проект бюджета на следующий год предусматривает формирование доходной части в размере 50,6 трлн. BYR (+6,6% к уровню этого года), расходной — 52,8 трлн. (+15%).
Традиционно именно бюджет следующего года становится самым социально направленным. Вот и на финансирование социальной сферы в расходной части бюджета-2008 выделено 60% средств — 30 трлн. BYR.
Как и обычно, самое пристальное внимание в следующем году планируется уделять увеличению заработной платы всех слоев населения, в особенности бюджетников. По планам, зарплата бюджетников будет увеличиваться на 5-7% ежемесячно и в среднем составит 700 тыс. BYR.
На финансирование здравоохранения в проекте бюджета заложено 4,9 трлн. BYR (рост 16% к уровню этого года). На образование в следующем году планируется потратить 6,4 трлн. BYR (рост 16,6%), на культуру — 580 млрд. BYR, на спорт — 417 млрд. BYR.
В помощь реальному сектору экономики планируется направить 12,4 трлн. BYR, из которых 3,5 трлн. уйдет на финансирование АПК, 1,8 трлн. — на субсидии нефтеперерабатывающим предприятиям и 1,52 трлн. — на строительство объектов республиканского значения ("Минск-Арена", стеклозавод в Шклове и т. д.).
"Как вы понимаете, существенное влияние на формирование бюджета оказывает рост цен на энергоносители, — подчеркнул В. Амарин. — Но тем не менее дефицит бюджета у нас в пределах мировых норм — 3% ВВП".
Как сообщил депутатам еще один замминистра финансов Иван Шунько, в следующем году будут отменены два местных сбора, которые фактически превратились в дополнительные налоги, — сбор за осуществление торговли и сбор за осуществление строительства на территории административного центра. Будут отменены и отчисления в фонд стройнауки. И самое главное, по мнению И. Шунько, достижение: правительство решилось расстаться с одним из оборотных налогов — с налогом на пользователей автомобильных дорог.
"Оборотные налоги оказывают не лучшее влияние на экономику, мы это прекрасно понимаем, — сказал чиновник. — И другие страны давно от таких налогов отказались. Но мы сделать этого пока не в состоянии".
Вот и в следующем году правительство так и не расстанется с отчислениями в фонд поддержки сельскохозяйственной науки, хоть и отдает себе отчет, что для предприятий это тяжелая ноша. Да и отмену так называемого дорожного налога правительство собирается компенсировать увеличением ставки НДС до 20%.
Самые существенные преобразования в следующем году претерпит экологический налог. Как и всегда, все делается для облегчения расчетов и выплат, поэтому в проекте бюджета предлагается переложить функцию уплаты налога на владельцев полигонов твердых бытовых отходов — это снизит количество плательщиков с 15.000 до 170. Волевым решением правительство снизило количество вредных выбросов, которые облагаются экологическим налогом, с 600 до 46. И еще одно нововведение — экологический налог будут выплачивать производители стеклотары, а не ее потребители. Предложены и некоторые другие изменения.
Всего же с 2005 по 2008 год общее количество налоговых платежей в Беларуси снизится примерно на 15, количество инструкций МНС — с 15 до 6, объем этих инструкций — с 610 до 280 страниц.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |