Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Долг платежом красен

29.1020.07. БелГазета

Жизнь взаймы становится непомерно дорогой. Привлечение иностранных инвестиций чиновники превратили в ускоряющийся рост внешних долгов. Это породило еще одну головную боль для страны: где взять деньги для нарастающего потока возврата долгов и процентов по ним?

В прошлом году страна готовилась к переходу на новые цены на энергоносители. Был создан единый фонд экономического развития, в который было собрано около $0,6 млрд. За часть акций «Белтрансгаза», госпакеты в МЦС и в нескольких небольших банках правительство получило в 2007 г. не менее $1 млрд. К тому же предприятия, за исключением отдельных энергоемких производств, оплачивают энергоресурсы полностью, а это 60-80% от их потребляемого объема, да и население тоже что-то оплачивает. Всего этого с избытком хватает, чтобы погасить шок от роста цен на газ и нефть.

Тогда спрашивается, зачем еще поиски миллиардных кредитов, урезание льгот населению (до $1 млрд. в год, как предполагалось в начале кампании по их упорядочению), срочная продажа госсобственности, повышение цен даже на социально значимые товары, режим строгой экономии, выколачивание штрафов, конфискация товаров у предпринимателей и т.д.? Все это даже некоторые независимые эксперты сваливают на новые условия торговли с Россией, забывая напомнить, что в соседней Прибалтике или Польше за газ платят в 2-3 раза больше, но все равно имеют ВВП на душу тоже в 2-3 раза больше.

НЕ ВСЕ БЕДЫ ОТ РОССИИ

Потеря 5% годового ВВП в 2007г. - ощутимая сумма для страны. Но если доверять статистике, то при устойчивом росте ВВП на 9-10% в год это означало бы снижение темпа его прироста до 4-5% в 2007г. А если относиться к статистике критически, то можно ожидать снижения темпов экономического роста до нуля. Но и при таких темпах не потребовались бы внешние заимствования и отмена льгот.

Однако финансовые проблемы начали проявляться уже к концу 2005г., когда затормозился рост цен на энергоносители на мировом рынке. Обратим внимание: поток внешних заимствований начал возрастать за год до повышения цен на российские нефть и газ, с 2006г. Как только прилив нефтедолларов пошел на убыль, усилилась кампания по привлечению иностранных инвестиций, которая во имя галочки в отчетах превратилась в кампанию внешних заимствований.

Внешние долги субъектов хозяйствования (без долгосрочных долгов правительства и долга Национального банка) на 1 июля 2007 г. составили около $7 млрд. Это значит, что в течение года, до середины 2008 г., внешним кредиторам предстоит выплатить, по нашей оценке (исходя из равномерности потока погашения долгов), около $5,6 млрд., или $2,8 млрд. в 2007г.

Но и белорусским субъектам хозяйствования зарубежные партнеры также должны (в основном краткосрочные коммерческие кредиты, т.е. задолженность за поставленные за рубеж товары, - $1,53 млрд. и небольшие ссуды - $0,133 млрд.).

К этому следует добавить, что по сравнению с прошлым годом еще предстоит покрыть рост издержек на энергоносители - это примерно $1 млрд. Итого во второй половине 2007г. необходимо выплатить внешнему миру примерно $2,4-2,7 млрд. Эта величина немного превышает ожидаемое отрицательное сальдо в торговле товарами и услугами. При этом, напомним, в данной сумме прирост платежей внешнему миру из-за роста цен на энергоносители составляет менее половины, т.е. примерно $1 млрд., а остальные $1,4-1,7 млрд. - это плата за жизнь взаймы, которая активизировалась еще до введения Россией новых условий расчета.

СКОЛЬКО ВЕРЁВОЧКЕ НИ ВИТЬСЯ...

Завершился период восстановительного роста, когда прирост ВВП обеспечивался за счет вовлечения в оборот недоиспользуемых мощностей и трудовых ресурсов.

В этот период не было острой потребности в обновлении основных фондов. Сейчас предприятия, продукция или услуги которых востребованы на внутреннем или внешнем рынках, пришли к исчерпанию свободных мощностей. Миграция белорусских специалистов на заработки в другие страны ускорила этот процесс. Например, план строительства в Минске в 2006-2007 гг. не выполнен по этой причине. Не хватает как рабочих, так и техники, которая предельно изношена.

Цена прироста ВВП становится более высокой. Правительство это понимает и с 2003 г. увеличивает темпы прироста инвестиций (с 3,2% в 2002г. до 36% в первой половине 2006г.), что превышает темпы прироста ВВП. Одновременно нарастает доля инвестиций в ВВП, с 16,2% в 2002г. до максимума в начале 2005г. - 23,2%.

Однако темпы прироста инвестиций в 2006-07 гг. быстро и неуклонно снижаются - с 44% по инвестициям производственного назначения в I квартале 2006г. до 4,2% в августе 2007г. Стало ясно, что за счет внутренних источников сохранить достигнутые темпы прироста инвестиций и уровень жизни населения невозможно. А прямые иностранные инвестиции в Беларусь практически не идут. По данным статистики, их доля в инвестициях в основные фонды составляет всего 0,6% (2007г.).

В этих условиях следует призыв к предприятиям и коммерческим банкам привлечь иностранные инвестиции. Последние делают займы за рубежом и кредитуют белорусскую экономику. В 2006г. объем кредитования предприятий увеличивается в полтора раза, а внешний долг банков за этот год возрастает в 1,64 раза. Доля банковского кредитования в инвестициях возрастает с 12,9% в 2005 г. до 20,2 % в 2007г. Сейчас три четверти банковских кредитов - это долгосрочные кредиты, и обратная пропорция - во внешних заимствованиях и депозитах населения, основных источниках кредитов в настоящее время. Надо полагать, это влияет на устойчивость банковской системы.

Таким образом, инвестиционная политика государства вынуждает банки увеличивать долю долгосрочных кредитов в своем портфеле и приводит их в напряженное финансовое состояние. Если за 2006г. их задолженность выросла на $0,54 млрд., то только за первую половину 2007г. - на $0,87 млрд. Но не только банки ищут деньги для экономики. Это обязаны делать и сами предприятия. Задание всем на 2007г. - привлечь в страну $1,9 млрд., как видим, уже перевыполнено в первом полугодии.

То, что для банков плохо, для государства хорошо. Рост поступлений валюты в страну позволяет поддерживать ее низкий курс и тем самым сдерживать инфляцию и наращивать валютные резервы. Но это валютное благополучие держится на зыбкой почве постоянного роста внешней задолженности банков и предприятий. И если вдруг случится, что поток внешних заимствований перестанет расти, то и до дефолта недалеко.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ