Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
07.11.2007. Главред
Святослав Хоменко
Наталия Королевская – один из лидеров Блока Юлии Тимошенко на Луганщине, не самом лояльном к ее политической силе регионе.
В интервью «Главреду» она радуется полуторапроцентному росту результата блока в области, обещает вернуть в угольную отрасль ушедших было оттуда профессионалов и обещает, что все вопросы, связанные с реприватизацией, будут рассматриваться исключительно в судах.
На выборах в местные советы БЮТ в Луганске преодолеет планку в 10%
Наталия Юрьевна, во время избирательной кампании Юлия Тимошенко обещала, что на Луганщине БЮТ ожидает настоящего прорыва в плане результатов выборов. Но сейчас мы видим, что в 2006 году у вас было 3,71%, а в 2007-м – 5,10%. Почему настолько маленький прогресс?
Это вам со стороны кажется маленьким прогрессом. А мы чуть ли не каждого человека, отдавшего за нас голос, знаем в лицо, по фамилии, имени и отчеству, мы знаем его как нашего сторонника, человека, идейно поддерживающего Блок Юлии Тимошенко. Каждый луганчанин, проголосовавший за БЮТ, голосовал не по инерции, не потому, что ему так посоветовал сосед, – это был голос, отданный сознательно, взвешенно, с пониманием, и с видением будущего.
Стену между Луганском и БЮТ выстраивали на протяжении многих лет, но, если сравнить наши результаты на предыдущих выборах, то увидим, что в 2002 году мы получили здесь 1,7%, в 2006 – 3,7%, и сейчас — 5,1%. То есть эта динамика достаточно стабильно сохраняется. То же самое на Донетчине – в прошлый раз у нас там было 2.47%, а сейчас мы набрали порядка 4%
Я лично отвечала за 102-й избирательный округ – это город Луганск, и там результат 7,57%. Мы смогли защитить каждый наш голос, и Партия регионов у нас набрала 66%, а не 73%, как в целом по области. А в отдаленных городах, в отдаленных поселках, конечно, есть нюансы, там мы зафиксировали ряд нарушений со стороны органов местной власти. На Луганщине у Партии регионов есть на сегодняшний день неоспоримое преимущество перед нами – это контроль над местными советами. Это гвардия, которая формировалась на протяжении многих лет, она выстроена вертикалью по партийному принципу. Сначала это была коммунистическая гвардия, сейчас – «региональная». И, конечно, нашим единичным бойцам в районных и городских советах очень тяжело было организовать защиту своего результата.
Но мы над этим работаем, и уже сейчас очень серьезно готовимся к местным выборам. Проанализирован каждый избирательный участок, и, в принципе, я думаю, что на выборах в местные советы БЮТ в Луганске возьмет как минимум планку в 10%. Этот путь непростой, тернистый, но мы готовы его пройти.
Но за счет чего можно достичь такого результата? Что должен предложить Луганску БЮТ, чтобы преодолеть эту планку?
Только за счет постоянной и кропотливой работы. По большому счету активная работа БЮТ на Луганщине началась полтора года назад. С тех пор, как мы объявили своим приоритетом «вектор на восток» и начали применять системный подход к отношениям с органами местной власти, к решению существующих на Луганщине проблем, в том числе на самом высоком уровне.
Надо делать скидку на специфику Донбасса, на особенности региона, которые складывались десятилетиями. Если раньше вся Луганщина голосовала как один за коммунистов, то теперь все как один - за Партию регионов (смеется). Конечно, дало свой результат использование политических лозунгов, накалявших ситуацию в регионе: о русском языке, о НАТО, о колючей проволоке, которой якобы нужно оградить Донбасс. И эти политиканские заявления срабатывают уже больше по инерции.
Сегодня, когда на Луганщине у Блока Юлии Тимошенко уже сложилась действительно серьезная команда, я думаю, мы значительно увеличим количество наших сторонников.
«Приватизация по-украински – это раздача последних закромов родины как бы по спецпайкам»
Если говорить об общеукраинском уровне, то Блоку Юлии Тимошенко достался экономический блок в будущем правительстве. Вы уже определились с кандидатами на должности министра финансов и министра экономики?
Министром финансов, скорее всего, станет Виктор Пинзенык. А по Министерству экономики у нас продолжаются обсуждения. Они проходят в достаточно демократической форме. То есть, наши новоизбранные депутаты подают свои предложения и обоснования, кого они видят на этой должности. А потом, если окажется, что у нас нет единого кандидата на эту должность, мы проведем голосование.
То есть БЮТ определяет кандидатов на должности по своей квоте именно таким способом?
Да, сегодня мы отошли от политического принципа, когда должность по нашей квоте должен обязательно занять или депутат или член Блока Юлии Тимошенко. Сейчас и депутаты, и наши избиратели имеют возможность открыто предложить действительно достойную кандидатуру, которая сможет не столько представить в правительстве Блок Юлии Тимошенко, сколько принести пользу для страны в целом. Профессионализм взял верх, и это первое, на чем настаивала Юлия Владимировна.
Я считаю, что когда идет формирование Кабмина исключительно по политическому принципу, когда есть квота социалистов, квота коммунистов, и их партийные лидеры бегут и занимают самые высокодоходные места в правительстве, то, к сожалению, потом для этих людей материальное благополучие и кулуарные договоренности становятся важнее государственных проблем.
Поэтому сейчас мы стараемся максимум внимания уделять именно профессиональным качествам кандидатов на ту или иную должность. Например, мы отстаивали и сейчас отстаиваем позицию, что министром угольной промышленности должен быть представитель Луганщины. Не надо забывать, что все-таки львиная доля энергетической безопасности страны сконцентрирована на шахтах Луганской области. Если мы и дальше будем этот факт игнорировать, то варварство, которое сегодня происходит, может привести к тому, что Украина поставит под угрозу свою энергетическую безопасность, а Луганщина как регион будет приведена к полному банкротству.
Кстати, по поводу угольной промышленности. У нас на сайте была такая игра, когда мы в шутку формировали будущий Кабмин, и вы у нас лидируете в номинации министра угольной промышленности. Шутки шутками, но хотите ли вы попробовать свои силы в исполнительной власти, может, и не в угольном министерстве?
Я считаю, что получение какой-то должности – не самоцель, не повод сказать: ну, вот, наконец-то, до чего-то дослужились в этой жизни (смеется). Думаю, что главное – это насколько ты можешь быть эффективной на той или иной должности, и какие есть механизмы для реализации тех целей и тех задач, которые перед тобой стоят.
Сегодня моя основная задача – это реализация нашего «восточного вектора», потому что это близкий и понятный мне регион. Скорее всего, я все-таки останусь в парламенте, но при этом буду отстаивать позицию Луганщины и востока Украины как в законодательной, так и в исполнительной власти. Еще раз хочу подчеркнуть, в Кабмине должны быть профессионалы, а если я лидирую по опросам вашего сайта, то это больше политический взгляд и эмоции.
Тем не менее, Минуглепром – это тоже квота вашей политической силы. Кого вы видите на этой должности?
Вы знаете, на протяжении многих лет была такая традиция, что человек должен пять лет проработать начальником участка, пять лет — главным инженером, пять лет — техническим директором объединения. И только после этого пятнадцати - двадцатилетнего стажа он мог руководить угольным объедением и брать на себя ответственность. А сегодня у нас есть такие примеры и в Луганской области, когда кумовья министров становятся генеральными директорами объединений, и потом мы видим, что там творятся жуткие вещи.
Сегодня генеральных директоров объединений, директоров шахт стараются превратить в политических марионеток. Когда приходит новый министр, и начинает менять руководителей, профессионалов, отдавших отрасли много лет, то это даже не смешно, а скорее страшно. Ведь генеральный директор в угольной промышленности это как генерал в армии. Но генерала в армии не лишают звания, если поменялся министр обороны! К сожалению, в угольной промышленности людей, служивших фундаментом этой отрасли, могут в один день поменять, отправить на пенсию, на отдых, а взамен привезти из других областей. «Профессионалов» уровня сержанта назначают генералами.
У нас пока нет конкретной кандидатуры на должность главы Министерства угольной промышленности. Есть порядка трех человек, которые были генеральными директорами, которые действительно имеют свою угольную историю и имя в угольной промышленности. Их характеризирует именно имя, а не то, что это чей-то кум или сват. Эти люди – профессионалы, которые вели за собой большие коллективы горняков. Если вы спуститесь в шахту, то увидите, что самое главное там – это команда, это доверие. И такие люди есть на Луганщине. К ним есть доверие, есть уважение. Вместе с ними в угольную отрасль вернутся настоящие профессионалы, и это – самое главное.
Когда БЮТ отошел весь экономический блок, многие это прокомментировали так, что у вашего блока были популистские предвыборные обещания, и теперь, мол, сами найдите деньги на их реализацию. Каковы источники финансирования ваших предвыборных обещаний?
Мы не отказываемся ни от одного своего обещания, у нас создана рабочая группа, которая полностью пересматривает бюджет, представленный правительством Януковича. Можно сказать, что сегодня мы пишем новый проект бюджета.
«Экономическое чудо» 2007 года, когда у нас ВВП «улучшается» каждый месяц, по сути, – это всего лишь желание одного из самых главных финансистов страны. Но, чтобы в это поверили, надо сначала всем одеть розовые очки. Нам в открытую по телевизору говорят, что цены не растут, все абсолютно прекрасно в стране. Но сама жизнь заставила людей, которые даже в деревне живут, выучить такие слова, как инфляция, рейдерство, ВВП.
Для нашей политической силы принципиальны не голые цифры, не обучение основным экономическим терминам всех людей в стране, когда они даже этого не хотят знать. Для нас главное – уровень жизни людей, и измерять его мы будем не процентами роста ВВП, а продолжительностью жизни людей, уровнем рождаемости, соотношением расходов и доходов среднестатистического украинца. Наша задача – не бороться с ценами, как таковыми, а обеспечить упреждающий рост доходов населения под рост цен. И сегодня мы все это просчитываем в новом проекте бюджета.
В 2005 году правительство Тимошенко смогло на 20% увеличить реальные доходы населения, но при этом рост ВВП был 2,7%. Тогда наши оппоненты из Партии регионов на каждом перекрестке кричали, что в украинской экономике просто страшная стагнация. А в этом году у нас увеличение реальных доходов населения на сентябрь месяц 11%, а рост цен составил 14,4%. Это уже стагнация уровня жизни людей.
Я уверена, что мы сможем в бюджете 2008 года предусмотреть реализацию своих основных обещаний и люди реально почувствуют рост зарплат и пенсий. При этом Украина не увеличит внешний долг, потому что мы все – грамотные люди и понимаем, что когда берут на десять-пятнадцать лет валютный кредит, то не это правительство будет его отдавать, а наши дети.
Заимствования для реформирования и пенсионной системы, и страховой реформы, и на ремонт дорог мы привлечем, прежде всего, за счет выпуска облигаций внутреннего займа. Сегодня у нас есть излишняя гривневая масса на рынке, и, выпустив облигации, мы сможем гривню привлечь для работы внутри экономики, а не подсаживать Украину на наркотик внешнего долга.
А кроме выпуска облигаций внутреннего займа, откуда еще брать деньги на социальные выплаты?
Больше 30% украинской экономики находится в теневом секторе. В 2005 голу Юлия Тимошенко, придя в Кабинет Министров, при этом не имея своего правительства, резко смогла увеличить поступления в бюджет — на 70%. Любой экономист, знакомый с бюджетным процессом знает, те 800 миллиардов гривень, которые закладывают на ВВП 2008 года, это опять же абсолютно дутая цифра. Когда закладывали ВВП 2007 года 650 миллиардов, мы блокировали трибуну Верховной Рады и говорили, что не нужно закладывать заведомо заниженную цифру, чтобы затем манипулировать неучтенными средствами. И были правы. Уже сегодня по отдельным прогнозам ВВП за 2007 год составляет порядка 770 миллиардов гривень.
БЮТ нацелен на создание для бизнеса условий работы в легальной, а не в «черной» экономике. В ближайшее время эти законопроекты будут поданы. Было бы неправильно и нечестно говорить, что бизнесмены из нашей политической силы работают только по «белым» правилам. Нет, сегодня реалии рынка таковы, что многие вынуждены работать в «серой» части экономики и делают так, дабы оставаться конкурентоспособными на рынке.
К тому же уровень коррупции, законодательство в налогообложении, «ручник» по НДС, векселя, застрявшие на таможне, контрабанда, свободные экономические зоны… Дальше это оставлять так нельзя. При политике Януковича бизнесменов можно будет скоро заносить в Красную Книгу. Мы сделаем так, что в Красную Книгу будут попадать коррупционеры-чиновники.
Сегодня крупный бизнес платит налоги, сколько ему не жалко, а мелкий и средний бизнес обдирают как липку по полной программе. И мы настроены на то, чтобы поменять приоритеты: никто не говорит о реприватизации, никто не говорит о том, что у кого-то что-то нужно отнять и переделить, нет. Мы сегодня говорим: давайте работать в единых нормальных условиях, давайте свободные экономические зоны закроем и поставим на этом точку, давайте разработаем нормальное законодательство, которое действительно будет работать. Давайте отменим налог на добавленную стоимость и введем налог с конечного потребителя. Это налог работает во всей Европе, является прозрачным и понятным.
И политической воли, и профессионализма у нас достаточно для того, чтобы не бороться с отдельно взятыми бизнесменами, а закрыть эти отдельно взятые утечки из бюджета, которые позволяет себе сегодня делать нынешнее правительство. И от этого пропорционально возрастет и бюджет.
Когда вы говорите о том, что не будет никакой реприватизации, нельзя не вспомнить о «Днепроэнерго», которое для вашей силы в ходе этой избирательной кампании стало чуть ли не второй «Криворожсталью»…
Сегодня на самом деле много таких объектов - и «Днепроэнерго», и «Лугансктепловоз». Вопрос в чем? В том, что Тимошенко, на самом деле, не реприватизировала ни одного объекта. Это – вопрос судов. И суду решать, правильно эти предприятия приватизированы или неправильно.
Наша позиция такова. Если человек стал собственником предприятия, то он должен выполнять все условия инвестиционного договора. При этом конкурсные условия на приватизацию должны быть непредвзятыми. Чтобы не получилось так, что Иванов Иван Иванович, который владеет ларьком на улице такой-то и продает в нем хот-доги, может приватизировать «Лугансктепловоз». Условия должны прописываться не под столом, а за столом.
Приватизация, которая происходит во всем цивилизованном мире, и то, что мы видим в нашей стране в последние годы, – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Приватизация по-украински – это раздача последних закромов родины как бы по спецпайкам, а председатель нашего Фонда государственного имущества похож скорее на буфетчика из спецраспределителя.
Что будет с бюджетом? Это будет новый бюджет или вы будете менять проект, наработанный правительством Януковича? Какие показатели будут в него закладываться, в частности, каких стоит ожидать показателей ВВП и инфляции?
Что касается ВВП и инфляции, то могу сказать сразу, что мы сейчас эти цифры считаем, потому что мы понимаем, что та инфляция — 6,8%, которую заложили в бюджет 2008 года сегодня, является достаточно сомнительной. В 2005 году, когда Тимошенко стала премьером, мы получили инфляцию 12,3%, а когда Юлия Владимировна оставила пост премьера, инфляция была уже 10%. Сегодня мы получим инфляцию в размере 14%, но при этом в прогнозе бюджета на 2008 год пишут 6,8%. Это тоже достаточно относительная цифра. Поэтому сейчас, чтобы не выглядеть такими популистами, как Кинах, который просто бросал цифру, а потом каждую неделю ее пересматривал и говорил, что снова где-то не досчитался, мы проводим анализ ситуации и проводим реальные расчеты.
Основной показатель, от которого мы отталкиваемся - заработная плата с 1 января должна быть минимум 602 гривни, а не 505 гривень, которая заложена в этом бюджете. Пенсия также должна быть как минимум поднята на 15%. Поэтому говорить о каких-то точных цифрах ВВП и инфляции, которые мы заложим, я думаю, еще рано.
А бюджет нужно, к сожалению, писать заново, потому что такую роскошь, как покрытие дефицита бюджета в 2,34% за счет внешних заимствований мы, конечно, не можем себе позволить. Заложенные в бюджет правительством Януковича прогнозные показатели настолько нереальны, что нам даже проще написать новый бюджет. Например, для агропромышленного комплекса в этом бюджете заложили 12,9 миллиардов гривень. Это в 2,3 раза выше, чем в прошлом году, но если учесть, что до сих пор не принято ни одной программы реформирования АПК, то эти средства будут попросту разворованы. Таким образом просто нарисовали очередную дыру в бюджете. То же самое касается и угольной промышленности: на следующий год выделяется 6,7 миллиардов гривен, для сравнения в 2007 году – 5,8 миллиарда, но при этом рост добычи угля будет снижаться. Без реформ в этих отраслях нет смысла говорить о таких цифрах.
Когда примерно можно ожидать принятия бюджета?
Я думаю, мы будем делать все, чтобы не выйти из сроков, определенных законом. Как положено, бюджет должен быть принят в начале декабря.
Среднестатистического украинца в экономическом плане сегодня беспокоит два вопроса. Как вы будете бороться с инфляцией, тем более, если с Нового года вы собираетесь поднимать все социальные показатели? И как вы прокомментируете прогнозы о том, что правительство Тимошенко собирается ревальвировать гривню?
В Украине есть единственный легитимный орган, который определяет валютно-курсовую политику страны – Национальный банк. Ответственность за политику в этой отрасли ложится на него. О ревальвации гривни говорить сегодня еще рано, и, я думаю, что мы все-таки этого не будем делать. Скорее нет, чем да (смеется).
А что касается инфляции, то инфляция 2007 года вызвана, в первую очередь, ручным управлением продовольственным сектором экономики, несогласованной политикой с основными товаропроизводителями. Это также результат ручного управления товарами на границе, когда у нас там кому-то даются квоты, а кому-то не даются. Ну, и, я бы сказала так, инфляция еще связана с популизмом в экономике – это из той серии, что бумага выдержит все. На протяжении года мы все-таки надеялись, что дорисовки цифр не будет. И начиная с апреля-мая месяца мы говорили о тех нереальных показателях инфляции, о которых с гордостью отчитывалось правительство. 0,5%, 0,6% - эти показатели уже в апреле вызывали просто истерический смех.
Не нужно было зажимать бизнес до выборов, заставлять держать цены, завозить себе в убыток сырье и не было бы такого резкого скачка цен. Должна быть экономическая стратегия, четкое прогнозирование динамики развития страны, своевременная интервенция на продовольственном рынке и продуманные госзакупки. Не надо изобретать велосипед – работать должны профессионалы.
«На заседании фракции БЮТ можно хоть микрофоном кидаться, чтобы доказать свою правоту»
Вам, как уроженке и жительнице востока Украины, не хотелось бы создать коалицию с Партией регионов?
(смеется)
Вы ведь работали с ними в свое время, вы видите, что люди на востоке Украины поддерживают их абсолютно искренне. Вашу силу люди поддерживают так же искренне, ведь чудесная могла бы получиться коалиция, разве нет?
(смеется) Знаете, как говорят, иногда очень хочется заглянуть внутрь другого человека и понять, о чем он там действительно думает. И когда у тебя получается иногда это узнать, тебе становится от этого жутко, и больше повторять не хочется.
Я действительно живу в регионе, где 70% людей поддерживают Партию регионов. Мне понятен этот менталитет. Я часто слышу лозунги Партии регионов не только по телевизору, но и в живую, но еще раз заглянуть туда, вовнутрь, мне абсолютно не хочется (смеется).
Тем не менее, ваши потенциальные партнеры по будущей коалиции из блока «Наша Украина - Народная самооборона» в последнее время сделали целый ряд заявлений о том, что их не устраивает целый ряд положений коалиционного договора и тех законопроектов, которые будут проголосованы в первую очередь. От БЮТ по этому поводу ничего подобного не слышно. Вас все устраивает?
Нет предела совершенству. И мы сейчас можем говорить об этих двенадцати законопроектах, можем искать, где там не так стоит запятая. Это, в конце концов, не Святое Писание, которое нельзя трогать. Но мы и наши партнеры должны помнить самое главное – достигает цели тот, кто идет вперед. И нам нужно двигаться вперед. Сегодня стране действительно нужна новая, эффективная политическая элита, которая сможет побороть коррупцию, манипуляцию цифрами, несогласованность действий, всю ту безответственность, которую мы наблюдали полтора года.
Когда Блок Юлии Тимошенко шел на выборы, мы говорили о демократической коалиции, то же говорила «Наша Украина - Народная самооборона». Поддержка украинцами этих двух политических сил, это, в том числе, поддержка демократической коалиции.
Поэтому сейчас мы вместе просто обязаны создать ту таблицу умножения, от которой нужно оттолкнуться. А уже в процессе работы все остальные нюансы, конечно, будут доработаны, дополнены и будут пересматриваться.
Но суммарно у БЮТ и НУНС всего 228 голосов. Это не очень много, и говорят, что ваша коалиция будет нестабильной. Первый вопрос – как обеспечить присутствие всех членов коалиции на заседаниях Верховной Рады? Ведь в ее составе много некиевских, много людей, будем говорить правду, не называя фамилий, которые ведут свой бизнес в регионах, оставаясь при этом депутатами парламента. Вы будете выходить из положения так же, как Партия регионов, когда один человек поднимает руку, а другой бегает по рядам и нажимает по десять кнопок?
По-человечески, мне будет неприятно, если кто-то будет за меня поднимать руку, – это мало того, что морально давит, это еще и не совсем эстетично выглядит (смеется). Все мы – люди уже достаточно состоявшиеся, и осознаем тот уровень ответственности, который брали на себя, когда шли в депутаты. Поэтому разговоры, что кто-то не может приехать, дойти или у него болит нога - действительно безответственны. И в нашей команде, в Блоке Юлии Тимошенко, сегодня нет вопросов и обсуждений на тему могу - не могу, хочу – не хочу. Есть этапы формирования команды. Мы пережили пятый созыв, сделали много выводов, и уже в новую Раду идем той командой, которая понимает, что парламент – это не теплая ванная, где можно сидеть и подремывать. Депутаты от БЮТ прекрасно понимали, что Юлия Владимировна – не тот лидер, который будет для них создавать только комфортные условия. Ее задача – создавать достойный уровень жизни для жителей Украины, а не для депутатов. А ради этого она заставит каждого депутата в любом состоянии (смеется) ходить на заседания и работать над реализацией этой задачи.
Когда вы говорите, что вам морально неприятно, когда вам указывают, как голосовать, нельзя не спросить о механизме императивного мандата. Не превратит ли он народных депутатов в простых «кнопкодавов»?
Многие считают, что Блок Юлии Тимошенко — это страшно консервативная партия. Разочарую – на заседании фракции каждый свободно отстаивает свою позицию, может хоть микрофоном кидаться, чтобы доказать свою правоту.
В прошлом созыве нас было 129 человек, сейчас уже 156, но правила не изменились. У каждого депутата есть возможность изложить все доводы, аргументы, выплеснуть эмоции. Но если 156 человек все-таки принимают другую точку зрения, значит, тебе еще нужно поработать над своими взглядами. Это – командная игра. Если есть две, три, пять точек зрения, то мы голосуем, чтобы выбрать ту, которую поддержит большинство. После этого уже есть решение фракции.
Ведь мы видели те проблемы, которые возникли в пятом созыве. При отсутствии императивного мандата эти проблемы вернутся. Снова некоторые депутаты действительно начнут думать о своем благосостоянии, о той самой теплой ванной (смеется), не пересесть ли ему на соседнюю лавочку и тем самым решить одним махом все свои проблемы. А избиратели? Да как-нибудь, когда-нибудь, чего-нибудь добьются сами.
Я считаю, что самое главное – это цель. А уже достижение этой цели зависит от нашей силы воли, насколько ее у нас хватит. А если у кого-то сдают нервы, подкачала сила воли, и личные амбиции все-таки берут верх, ну, что ж сдавай мандат, организовывай свою партию – нет проблем. Это не запрещено в нашей стране. А у нас, я уверена, – все получится.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |