Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Расчленение единого церковного пространства России и Украины –императив антироссийской политики

Кирилл Фролов

Общая Православная Церковь России и Украины, Первоиерархом которой является Патриарх Московский и всея Руси, является величайшей ценностью для наших народов. Это действительно «общая» Церковь России  и Украины, ибо украинцы приняли в ее строительстве паритетное участие, составляли с средины 17 века большинство в епископате Русской Церкви, Именно в Киевских духовных школах 17 века были кодифицированные церковнославянский и русский литературный языки, киевская церковнославянская «Грамматика» Мелетия Смотрицкого три  века была учебником всей Русской Церкви, как и первый учебник русской истории, утверждающий, кстати, общерусское единство Москвы и Киева, был написан в Киево-Печерской Лавре около 1680 года и несколько веков прослужил в качестве основного школьного пособия русской истории.

После распада СССР Русская Православная Церковь осталась единственной нерасчлененной структурой на постсоветском пространстве.

В 1990 году Украинский Экзархат Русской Православной Церкви получил статус Украинской Православной Церкви как самоуправляемой части

Русской Православной Церкви. В настоящий момент УПЦ является самой крупной конфессией Украины, насчитывающей ок. 12 тысяч приходов.

Соответственно,  политические силы, стремящиеся к построению на Украине антироссийского государства, видят своей  важнейшей задачей отторжение Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата. Если УПЦ будет отторгнута от Московского Патриархата, процесс антироссийской трансформации Украины примет необратимый характер.

Такая политика осуществлялась Президентами Леонидом Кравчуком, Леонидом Кучмой и Виктором Ющенко. Леонид Кучма создает раскольническую структуру - «Киевский патриархат», сторонники которой силой захватывают сотни православных храмов, резиденция главы «Киевского патриархата», бывшего киевского митрополита Филарета (Денисенко) становится «точкой», с которой осуществляются вербовки украинских боевиков в «горячие точки» СНГ против России, а также в Чечню-на стороне международного терроризма. Вопреки государственной поддержке, «Киевскому патриархату»не удалось переломить ситуацию в свою пользу. Сторонники создания «Поместной украинской церкви» начинают понимать, что главной задачей является отделение Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата «легитимным» путем, пытаются придать беззаконию видимость законности.

Как и предполагалось, после "досрочных выборов"2007 года  начался новый этап кампании по разгрому канонического Православия на Украине. Начнем с того, что один из "проектантов" авантюры с созданием "поместной украинской церкви" брат В. Ющенко Петр стал "послушником" Выдубицкого монастыря, принадлежащего т.н. "киевскому патриархату" - чтобы еще больше прикрепить к этой антицерковной структуре административный ресурс. Тот же П. Ющенко создает сайт, пропагандирующий "единую поместную украинскую церковь".

Показательно, что В. Ющенко, борясь с присутствием на Украине Московского Патриархата, фактически приветствует вторжение Румынской Церкви на территорию Украины –Румынский Патриархат заявил об открытии трех епархий в Молдавии, Приднестровье и Юге Украины- в Одесской области и о планах открытия Румынской епархии в Буковине. Таким образом, открытие новых румынских епархий на чужой канонической территории  создает новые проблемы для Одесского митрополита Агафангела и Буковинского митрополита Онуфрия-влиятельных иерархов, являющихся противниками отделения Украинской Церкви от Московского Патриархата.

Главной отличительной чертой нынешней политики создания «Поместной Украинской Церкви» является работа с Украинской Православной Церковью , наращивание в ней критической массы сторонников отделения от Московского Патриархата. Ходят упорные о попытках хорошо известных в узком кругу лиц из Секретариата Ющенко так подкорректировать Устав УПЦ, что он позволит  считать ее автокефальной Церковью де-факто. И сделать это предполагается, не откладывая, чуть ли не в ноябре 2007 года.

Появляются новые агитки. Одна из таких "агиток" "РПЦ огосударствленная" появилась в киевской газете  "Зеркале Недели". Замысел ее авторов очень прост - разделить неразделимое - Украинскую Православную Церковь с Московским Патриархатом.

Русская Церковь обвиняется в "предательстве" канонической Украинской Церкви, которое состоит в том, что Русская Церковь освящает и окормляет силы ядерной безопасности России и ведет диалог с авторами "Русской доктрины". Автор статьи  в "ЗН" достаточно прозрачно намекает, что Россия может использовать ядерные силы против Украины. Это уже геббельсовская пропаганда по принципу "Ложь должна быть чудовищной, чтобы в нее поверили". И это же пропаганда вступления Украины в НАТО.

Обвинения в адрес Московского Патриархата в предательстве Украинской Православной Церкви по причине благословения воинов и штандартов Стратегических ядерных сил России смешны. Это то же самое, если бы Московский Патриархат обвинил бы Украинскую Православную Церковь в предательстве Русской по причине того, что священники УПЦ служили в украинском оккупационном контингенте в Ираке в составе сил НАТО. Они окормляли солдат, и претензий к ним нет. Что касается "Русской доктрины", то Русская Церковь ведет широкий миссионерский диалог со всеми интеллектуально активными силами в России. Миссия Церкви должна охватывать весь народ, все политические силы, кроме людоедов (как справедливо заметил диакон Андрей Кураев).

Но  «предательство  Украинской Церкви» существует, но заключается оно в противоположном- политический класс России большей своей частью не озабочен, не осознает угрозы  расчленения Московского Патриархата.  "Рука Москвы"-не более чем пропагандистский миф? Что-то не видно ее. Ведь логично и законно информационно, политически , методически помочь канонической Церкви в  "миссионерском контрнаступлении", неправительственые организации США ведь активно поддерживают проекты расчленения Русской Церкви. Где российские гранты для тех, кто полемизирует с проектом "Поместной украинской церкви"? Логично было бы содействовать созданию на Украине сети  филиалов  Свято-Тихоновского Университета как крупного научного центра, где готовят не только священников, но и педагогов, социологов, экономистов.  Так и остаются неизданными  полемической литературы против расколов и самой идеи "украинской автокефалии". А ведь позиция святых двадцатого века-Новомучеников, жертв большевистского террора и «красной» украинизации. Приведем слова архиепископа Херсонского Прокопия, сказанные на допросе в НКВД: « Разделение Украины и России я считаю следствием духовной деградации русского народа». Фактов, материалов, аргументов - огромное количество,  на  стороне  единства Русской Церкви историческая правда, но, получается, она никому не нужна?

Какие же факторы сохранения единства Русской Церкви? 

Это может быть консенсус по нынешнему статусу Украинской Православной Церкви. У нее огромная степень самоуправления, любое изменение статуса УПЦ приведет к новым церковным расколам . Но в рамках УПЦ логично, в порядке исторической справедливости, статус епархий Юго-Востока должен быть повышен- почему в Донецке и Луганске нет семинарий, нигде в УПЦ нет православных университетов, которые готовили бы педагогов, журналистов, политиков.

Кроме того,  Партии Регионов, при всей сложности ее положения, по силам поставить условием формирования Коалиции подписание соглашения о невмешательстве государства в церковные дела. Задача государства - заниматься водопроводом, налогами, зарплатами, а не церковными вопросами.

В случае же ухода ПР в оппозицию появится шанс для мировоззренческой радикализации этой политической силы , и в этом случае поддержка канонической Церкви станет логичным элементом ее политического действия.

Но Украинская Церковь Московского Патриархата не может быть заложницей даже потенциальных политических союзников. Пришло время нарастить собственную миссионерскую, политическую, правозащитную «маскулатуру».

Самое последнее дело –это идти на уступки, играть в поддавки с теми, кто осуществляет политику отрыва Украинской Православной Церкви от Русской. В этом смысле показателен случай с недавним захватом православного храма в Тячивском районе Закарпатья, когда православные «в порядке доброй воли» сначала согласились на совместное с греко-католиками богослужение, в результате чего последние вошли в храм и захватили его.

Каждый случай давления на Церковь должен быть предаваем соответствующей  огласке. Для этого Церкви необходима самая современная информационная сеть, охватывающая самые далекие приходы, всю "вертикаль" и "горизонталь". Необходимы эффективно действующие православные гражданские организации, умеющие оперативно реагировать на любой случай нарушения гражданских прав православных. Необходимо миссионерское контрнаступление, а не лукавые компромиссы с раскольниками. В этом миссионерском контрнаступлении необходимым новый, современный язык диалога с народом, с молодежью, искусство убеждения, а не штампы "борцов с мировой закулисой".

Есть еще один аргумент. Пора напомнить о норме  Социальной Концепции Русской Православной Церкви, согласно которой Церковь может заявить о мирном гражданском неповиновении власти, действия которой смущают совесть верующих. Грубое вмешательство в церковные дела, коим является проект "поместной украинской церкви", не просто "смущает", он вопиет.

Нам в России было бы лицемерием  сидеть в стороне и давать полезные советы. Вопрос о каноническом Православии на Украине на самом высоком политическом уровне, необходимо  также оказывать серьезную информационную и методическую поддержку-  стажированием лиц, которых каноническая Украинская Церковь определила защищать ее интересы в общественно-политической сфере, проводить  «курсы повышения квалификации» пресс-секретарей, правозащитников, журналистов, политологов. Почему американские фонды куют кадры, а мы в России все на масонов пеняем при таких ценах на нефть?

Ничего противозаконного в этом нет- как американские неправительственные организации действуют, так и российские должны.

. Мало осознать тот очевидный факт, что сохранение единства и целостности Русской Церкви на всей ее канонической территории является важнейшим национальным интересом России, надо отчетливо понимать, что для того, чтобы Россия оставалось привлекательной для миллионов граждан Украины, идущих на риск и испытания ради того, чтобы остаться в Московском Патриархате, она должна стать страной оптимальных церковно-государственных отношений. И страшилки об «угрозе клерикализма» смешны, ибо Русская Церковь-это Церковь национальной интеллигенции, всякого рода национал- радикалы давно уже сделали выбор в сторону «отвязного» неоязычества.

В 1943 году советская власть, реально реализовывавшая  политику уничтожения Православной Церкви, из-за объективных геополитических и государственнических интересов отложила эту политику и шли на компромиссы с Церковью, то почему нынешняя власть, Церкви вовсе не враждебная, не может пойти на элементарные компромиссы? Речь идет о таких несложных вещах, как прекращение попыток ликвидировать школьный предмет «Основы Православной Культуры», как перенести телепрограмму РТР «Слово пастыря» с 9 часов утра на 9 часов вечера

Девяностолетний юбилей восстановления Русского Патриаршества, который празднуется 18 ноября-это повод предупредить- геополитическая катастрофа Русской Церкви станет невосполнимой геополитической катастрофой для России, отделение Украинской Церкви от Московского Патриархата перечеркнет великое историческое событие воссоединения Русской Церкви, состоявшиеся в год девяностолетия возобновления Патриаршества «всея Руси».

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ