Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Экономический излом

Александр Фадеев

В конце октября Национальный банк Беларуси объявил о снижении ставки рефинансирования на 1%(теперь она составляет 39%). На встрече с президентом республики 21 октября глава Нацбанка Петр Прокопович утверждал, что платежная система страны функционирует нормально, кредитование хозяйственного комплекса  осуществляется в обычном режиме, а курс белорусского рубля сегодня стабилен.

Исходя из этого можно заключить, что экономика РБ вполне успешно справляется с плановыми заданиями на этот год и ее развитие не вызывает опасений. Премьер Беларуси Геннадий Новицкий в своих докладах президенту неизменно подчеркивает успешную реализацию плановых заданий на текущий год, неуклонный рост показателей экономического развития. По крайней мере, такое положение вещей объективно оправдывает перенесение на неопределенное время сроков реализации обещанной руководством страны программы масштабной приватизации и либерализации экономики. Ведь реформы – это всегда риск и дополнительные затраты, нестабильность и угроза национальной валюте.

Такая оптимистичная картина, однако, имеет мало общего с действительным положением дел. 23 октября при обсуждении руководством страны проекта бюджета на следующий год и основ денежно-кредитной политики об этом прямо сказал президент РБ, который охарактеризовал правительственную оценку итогов девяти месяцев с.г «слишком оптимистичной». 2002 год стал очень тяжелым для белорусской экономики, а обещанные правительством масштабные реформы в сфере модернизации и приватизации ряда  отраслей производства пока не состоялись. Республиканские власти были вынуждены пойти на фактические корректировки текущего бюджета и осенью срочно вносить изменения в основные направления экономической политики. Субъекты белорусской экономики пока не могут отказаться от бартера (в среднем 40% всех операций), доля такого вида товарообмена по сравнению с прошлым годом снизилась незначительно. Кроеме того, стало очевидно, что правительство не в состоянии в этом году ликвидировать полностью задолженности по выплате заработной платы, что для страны, где в государственном секторе занята основная часть трудоспособного населения, переживается очень болезненно. Особенно ухудшилось положение за летние месяцы, когда темпы роста задолженности по зарплате достигли 25% в месяц, доля в фонде заработной платы – свыше 15%, а объем самой задолженности составил почти 90 млрд. белорусских руб.

Наиболее острые проблемы в последние месяцы сложились со сбытом уже готовой продукции белорусских предприятий: по самым скромным оценкам стоимость складских запасов превысила 1 трлн. руб. Экономика республики все стремительнее утрачивает потребителей собственных товаров и услуг не только на внешнем рынке, но и внутри Белоруссии. Конкурентоспособность товаров белорусского производства снижается, прежде всего, по причине высокой себестоимости продукции, что является следствием директивной ценовой политики(причем не только республиканских, но и местных властей), высоких затрат предприятий на закупку сырья и оплату энергоресурсов. Последнее проистекает, в свою очередь, из-за стремления государственного руководства страны любыми мерами сдержать инфляцию и купировать темпы падения  национальной валюты. В этих целях, например, искусственно устанавливается завышенный курс цен на энергоносители для внутренних потребителей, хотя Россия уже много месяцев поставляет газ и электроэнергию в РБ по сниженным ценам. Разница идет на покрытие прорех в госбюджете, что действительно способствует поддержанию белорусского рубля, но подрывает потенциал и лишает всяких перспектив производителя. Кроме того, явно тормозят развитие промышленного и сельскохозяйственного сектора проявления жесткой фискальной политики государства, установленный свыше, далекий от реального(учитывая государственную монополию) обменный курс валюты.

В результате платежеспособность белорусских предприятий резко ухудшилась, рентабельность упала(9 – 9,5%), зато выросли долги за потребленную электроэнергию и кредиторская задолженность – до 11 трлн. руб. Особенно тяжелое положение сложилось в аграрном секторе, где число убыточных хозяйств сегодня составляет более 60%, а финансовое состояние их оценивается как катастрофическое. После завершения уборочной кампании убытки производителей сельскохозяйственной продукции республики измеряются почти в 80 млрд. руб., что не удивительно, учитывая низкие закупочные цены, установленные правительством, и уровень рентабельности колхозов и совхозов, который в среднем по отрасли не превышает 1%. Доходы белорусских крестьян – одни их самых низких, хозяйства задерживают выплату зарплаты месяцами: 74% всей задолженности по зарплате падает на аграрный сектор, а объем невыплаченных денег превысил 65 млрд. руб. Кредиторская задолженность колхозов и совхозов огромна, только по просроченным платежам она достигла суммы в 636,5 млрд. руб.

Колхозники, учитывая неурожай в этом году картофеля и не имея достаточных средств на закупку кормов, активно продают свой скот заготовителям и хозяйствам, но последние, зачастую, не имеют денег ни на закупку скота, ни на корма для колхозного стада. Если для населения картофельный дефицит удастся восполнить, то для домашнего животноводства, в первую очередь свиноводства, он нанесет непоправимый удар, который отразится на материальном положении значительных категорий населения. Это, в свою очередь, неминуемо отразится и на сокращении внутреннего потребительского рынка, поскольку в Белоруссии уже сейчас более трети населения (3,4 млн. чел.) относится к группе малообеспеченных граждан, характеризующейся невысокой покупательной способностью.

В целом, экспортный потенциал Беларуси, объявившей некогда себя экспортно-ориентированной страной,  в результате неэффективной государственной политики оказался подорванным. На рынке России нишу белорусских товаров стремительно занимает отечественный производитель, повышенным спросом россиян пользуются только те дешевые изделия, партии которых ввозятся на территорию РФ из Белоруссии полулегально. Белорусский же рынок испытывает сильную конкуренцию со стороны российских импортеров, особенно заметно потеснили они местных производителей продовольственных товаров.

В республике наблюдается рост безработных(сейчас таковых почти 3% среди активной части населения), в режиме вынужденной частичной занятости трудится около 0,5 млн. граждан.

Неприятным сюрпризом для правительства РБ стало повышение рыночных цен на импортируемые нефтепродукты, используемые в качестве топлива республиканской  энергосистемой, что уже вызвало нехватку мазута.. Попытка найти альтернативу в виде поставки дополнительных объемов дешевого природного газа из России(энергосистема РБ является, благодаря газу из РФ, импортируемого по низким ценам, самой газифицированной в Европе – более 90%(!) наткнулись на нежелание российских газовиков увеличивать импорт своей продукции стране, славящейся несвоевременными расчетами за уже полученный газ. В результате договоренность о закупке в России 1,5 – 2 млрд. куб. м природного газа белорусской стороне либо не удастся заключить, либо цена за эти дополнительные объемы газа будет выше обычной для Беларуси(до 36 долларов США/тыс. куб. м, вместо 22 – 24 долл.).

Кризисное состояние экономики инициирует власти на поиски выхода из сложившейся неблагоприятной ситуации. Одни белорусские экономисты предлагают правительству и Национальному банку в срочном порядке приступить к девальвации национальной валюты, другие, прежде всего часть директорского корпуса, – настоятельно требуют поставить преграды экономической экспансии российских производителей, восстановить границу с Россией, оградить тарифами внутренний рынок Беларуси и применить «метод естественного выдавливания» бизнесменов и поставщиков товаров из РФ. Последние месяцы показали, что правительство решило прислушаться к мнению последних и перейти в отношениях с Россией к мерам охранительного характера, благо для этого не требуется дополнительных финансовых затрат. Государственное патронирование республиканских производителей уже вылилось в строительство рогаток для производителей пива из РФ, российских импортеров маргарина и мыла, практически непреодолимые препятствия поставлены на пути товарных потоков из Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Для этого используются методы расширительного лицензирования импорта, невыполнимые требования по маркировке поставляемого товара, принудительное изменение товарной группы, жесткого таможенного досмотра «по правилам» и т.п. Намеренно нагнетаются страхи по поводу готовящегося, якобы, броска российских олигархов на белорусскую территорию, которые со своими капиталами лишь ждут отмашки Владимира Путина, после чего моментально «проглотят» беззащитную Беларусь. Поэтому директорский корпус республики срочно перетряхивается с тем, чтобы поставить во главе крупных предприятий, подпадающих под затеянный Минском «альтернативный, национальный» вариант приватизации, своих людей, не связанных с российскими партнерами. По самым последним кадровым перестановкам, кстати, можно судить о характере грядущих перемен собственников и приоритетности приватизационной программы.

Республиканское руководство и официальные СМИ Беларуси длительное время обвиняли(совершенно беспочвенно, на наш взгляд) союзную Россию в неравноправном партнерстве, что создавало проблемы для белорусской экономики. Назывались высокие цены на энергоносители, завышенные тарифы на железнодорожные перевозки, таможенные сборы и др., что подрывало конкурентоспособность белорусских товаров. С этого года Россия в одностороннем порядке пошла на радикальные меры по снижению для своего союзника цен на поставляемый в Беларусь природный газ, электроэнергию, значительно снизила для нее тарифы на железнодорожные перевозки грузов по российской территории. Заметим при этом, что по соглашению с правительством РБ от 12 апреля с.г. Россия снизила стоимость перевозок белорусских грузов по своим железнодорожным магистралям в среднем на 40-60% (!) по группе основных экспортных товаров республики. При этом президент РБ А.Лукашенко подчеркнул, что теперь мы имеем равные тарифы, поскольку железные дороги стали едиными, союзными. Но при этом он, вероятно, забыл, что Беларусь в ответ на  жест доброй воли российского правительства не уменьшила плату с российских автоперевозчиков, следующих с грузами через республику, а железнодорожные тарифы на основные экспортные грузы из РФ были снижены лишь незначительно – в среднем на 15%.

На протяжении последних лет белорусское правительство заявляло о своей готовности перейти в расчетах с Россией в рамках двусторонней торговли на финансовую основу, искоренив бартер, как примитивную форму торговых отношений(на дворе ХХI-й век). Однако и за прошедшие месяцы 2002 г. доля бартерных операций в расчетах с Россией составила 15%, а к концу года, скорее всего, еще более возрастет. В прошлом 2001 г., например, объем бартера в товарообороте двух стран достигал 25%(!). Это по официальным данным, не учитывающим латентные бартерные сделки. Но главное, с нашей точки зрения, расхождение состоит в разных подходах к процессу введения единой валюты Союзного государства. Так, белорусская сторона не спешит выполнять план мероприятий по введению такой валюты, прежде всего, придерживаться требования прекратить эмиссионное кредитование национальной экономики: в проекте бюджета РБ на 2003 г. правительством предусмотрен огромный объем льготных эмиссионных кредитов на жилищное строительство – 140 млрд.руб. Более того, выступая недавно на октябрьских сборах республиканских управленцев, Александр Лукашенко подчеркнул, что государственное руководство не намерено отказываться от реализации принципа «социальной экономики». В выборе экономической стратегии Минск, без всяких сомнений, волен поступать как ему заблагорассудится, но определяя ее именно таким образом, он должен забыть об единой валюте. Учитывая реальные проблемы  белорусской экономики, отсутствие системных экономических реформ, останется только уповать на арабский Восток и униженно ждать помощи от «великого Китая».

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ