Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
30.10.2007, «Ольвия-пресс», Тирасполь
Наталья Абдрахманова
«Новая оккупация» - именно так охарактеризовал сегодня Епископ Тираспольский и Дубоссарский Владыко Юстиниан решение Синода Румынской Православной церкви восстановить свою епархию в Дубоссарах.
Напомним, что 24 октября 2007 года Синод Румынской Православной церкви решил восстановить семь епархий. В частности, в Бессарабской Митрополии решено возродить Бельцкий Епископат (бывший Хотинский), епископат Южной Бессарабии со ставкой в Кантемире и Православный епископат Дубоссар и всего Приднестровья с центром в Дубоссарах.
Явно провокационное решение Румынской церкви не могло не вызвать справедливой негативной реакции со стороны Тираспольско-Дубоссарской епархии. 30 октября в Дубоссарах прошло внеочередное XV Собрание духовенства Тираспольско-Дубоссарской епархии.
На собрании, кроме духовенства, присутствовали представители государственной власти Приднестровской Молдавской Республики, прихожане.
В своем выступлении правящий Архиерей Юстиниан особо подчеркнул, что факт восстановления некогда существовавшей Дубоссарской епархии является «верхом цинизма».
По мнению собравшихся, принимая решение о восстановлении Румынской Епархии в Дубоссарах, представители Румынской церкви забыли упомянуть о тех обстоятельствах, при которых она была создана в Бессарабии. Историк Петр Шорников напомнил всем о том, о чем Синод Румынской Православной церкви предпочел умолчать. А молчать было о чем.
Изначально, не будучи еще подконтрольной государству, церковь Румынии проводила политику по защите культуры молдавского народа, выступала против латинизации письменности. На этом все благие намерения румынской церкви были пресечены. Церковь была поставлена на службу государству. Особо следует отметить многочисленные попытки провести реформу по румынизации богослужений, которые и так велись только на молдавском языке. Ведение службы на русском языке считалось уголовным преступлением.
Во время Великой Отечественной войны в Бессарабию было направлено 260 священников. Сама Миссия Румынской Православной церкви была ничем иным, как учреждением оккупационной администрации. «Работа» румынских священнослужителей была тесно связана с работой тайной полиции. Священники должны были разглашать сотрудникам органов тайну исповеди, что впоследствии служило основанием для многочисленных арестов. В Бессарабию, по словам историка, направляли третьесортных священников, чей моральный облик оставлял желать лучшего. Они не брезговали ни спекуляциями, ни прелюбодеяниями. Об отношении к ним местного населения говорит тот факт, что румынские священники носили при себе оружие.
В наши дни Румынская Православная церковь не перестала быть частью Румынского государства. Румынские священнослужители получают от государства официальную зарплату. Следовательно, можно говорить о том, что политика, проводимая Румынской Православной церковью, является политикой румынского государства. Тот факт, что во время Великой Отечественной войны бессарабские территории были оккупированы Румынией, сейчас не дает права Румынии и ее церкви претендовать на эти территории. В таком случае многим есть, что вспомнить и что предъявить. Россия тоже когда-то завоевывала Румынию…
Стоит также отметить, что у Православной церкви Румынии новый глава – Патриарх Даниил. В приветственном слове по случаю своей интронизации, Владыка Даниил выразил намерение продолжать диалог двух православных церквей. Однако слово свое он не сдержал.
Как отметил Владыка Тираспольский и Дубоссарской епархии Юстиниан, патриарх Даниил вообще достаточно легко относится к православным канонам. «Владыка Даниил считает, что многие каноны устарели и их надо отменить. Православная церковь всегда жила по принципу «один город – один епископ». Пока этот принцип существует, никто не в праве его отменять. Книга правил – результат долгой работы многих поколений православных священнослужителей», - сказал правящий Архиерей.
Возмущены таким решением Румынской православной церкви не только представители церкви, но и простые граждане-прихожане Тираспольско-Дубоссарской епархии. Общее мнение наиболее четко выразили представители государственной власти, присутствовавшие на собрании. Однозначным является мнение, что такое поведение Румынской церкви ставит под удар все православие. Политика духовной экспансии может стать для Румынии началом конца. Стремление, хотя бы в данном направлении оккупировать чужие территории, говорит о том, что в самой Румынии далеко не все в порядке. Религиозный захват новых территорий явно всего лишь первый шаг в деле территориальной оккупации.
По словам представителей госадминистрации Дубоссарского района, память о временах румынской оккупации еще жива у приднестровцев старшего поколения, да и события 1992 года явно не добавят популярности и любви к Румынии.
Собрание завершилось единогласным принятием обращения к главе Румынской Православной церкви.
В документе, в частности, опровергается факт, что якобы на территории Приднестровья появились православные общины, пожелавшие перейти под юрисдикцию Румынской Православной церкви.
По словам Владыки Юстиниана, данные сведения «являются полностью вымышленными, не имеющими под собой основания. Правительство Румынии, не сумев завоевать данные территории путем вооруженного насилия, попросту решили пойти другим путем. Они решили духовно и морально расколоть данную территорию, ее население».
Владыка Юстиниан призвал прихожан не поддаваться на провокации со стороны Румынии.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |