Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Образование по-казахстански, и что мы имеем с этого гуся

01.11.2007. Навигатор Кз

Сергей Бархударьян

Я первый кину камень в того, кто скажет, что образованная молодежь в собственной стране – это плохо. Но что мы видим на самом деле? Реально перед нами стоит ужасная картина и называется она – гигантской профанацией образования в Республике Казахстан.

Море молодежи посещают тусовки под названиями университеты, академии, колледжи, - где они общаются, проводят какое-то время и собственно крышуются. Да, именно крышуются, т.к. ничего не делать по жизни - предосудительно, а вот учиться в вузе, при этом не получая знаний, – это уже престижное занятие. Т.е. в реалиях, громадная масса молодых людей в течение 4-5 лет ничего общественно полезного не делает, они просто прожигают время, делая вид, что учатся. Вместо того, чтобы получать рабочие специальности, работать на страну, общество и зарабатывать себе на жизнь, молодые люди обучаются безделью и безраздельному потребительству. Любящие родители снимают с себя последнюю шкуру, влезают в долги, оплачивая образование своих чад, а те попросту "развращаются" по месту учебы, т.е. планомерно отучаются трудиться в поте лица, как трудились и трудятся их деды и родители.

Мне могут сказать, что я голословно порочу систему высшего и средне-специального образования. Попробую аргументировать свои утверждения. Требовательность преподавателей к студентам в последние годы резко упала, процессом учебы правит чистоган. Знания студентов никому не нужны, включая и самих студентов. За деньги сдается любой зачет и экзамен. Студенты скачивают с Интернета курсовые и, не читая, сдают преподавателям. Не буду кривить душой, есть еще у нас классные преподаватели и ответственные студенты, но это скорее исключение из правил. Обучение студентов стало прибыльным бизнесом и это грустная правда.

Когда 4-5 летняя студенческая тусовка заканчивается, то уже волей-неволей подавай молодому человеку престижную работу, высокую зарплату, ведь у него диплом об образовании, а знаний нет, рабочих мест по специальности нет, привычки работать тоже нет. Есть только неуемные амбиции и жгучее желание иметь все и сейчас. Сейчас практически невозможно вернуть нынешних молодых людей обратно туда, где они выросли, впитали культуру своих предков и где они были бы тысячекратно полезнее и нужнее - в земледелии, скотоводстве, промышленном производстве. Их не прельстят специальности токаря, фрезеровщика, крановщика, бульдозериста и т.д.

Громадное количество молодых людей подверглись и продолжают подвергаться воздействию псевдо-высшей школы. Амбиции у них зашкаливают. Это все равно, что 100 лет назад предложить байским детям пасти отары. Да у них волосы бы встали дыбом от такого предложения. Плодя громадное количество выпускников высшей и средне-специальной школы, мы закладываем под нашу государственность мину замедленного действия. Представьте себе завод, который укомплектован исключительно инженерами и нет ни одного профессионального рабочего. Этот завод никогда не будет работать. Да благо, если выпускали бы инженеров, а то 80% выпускников юристы, экономисты да финансисты. Будто мы живем в Швейцарии и у нас на каждых 10 жителей по 2 банка.

Теперь легко спрогнозировать к чему это все приведет. С каждым годом количество молодых людей, имеющих дипломы, высокие амбиции и невостребованность в качестве высокооплачиваемых специалистов, катастрофически растет. И недалек тот день, когда наступит момент критической массы. А что такое молодежь? Это легко управляемый слой людей, у которых сильно развито чувство безграничного потребления, желание иметь все сразу и прямо сейчас. Они считают, что все им должны, а они все могут и обязательно с избытком получат. Молодые люди уже оторваны от старшего поколения, советы которого могли бы служить сдерживающим и направляющим фактором. Наша молодежь сейчас напоминает снег на горном склоне, который способен легко превратиться в разрушительную лавину, могущую смести все на своем пути.

Одним словом, наши обучающие институты, образно говоря, превратились в фабрики по изготовлению человеческого пороха и других взрывчатых материалов. А те в свою очередь, набрав критическую массу, либо взорвутся сами или же найдутся доброхоты, которые используют сложившуюся ситуацию и попытаются в прямом смысле взорвать наше общество молодежной бомбой. Наша республика в вопросах образования напоминает туристическое агентство, посылающее тысячи туристов на островок, вмещающий в лучшем случае две-три сотни человек.

Интересно, кто на государственном уровне занимается планированием количества необходимых республике специалистов? И кто на государственном уровне следит за качеством даваемого и получаемого образования? Или сложившаяся ситуация кем-то умело запланирована. Если это так, то результаты этой работы не заставят себя долго ждать.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ